Рудник располагался от нас на расстоянии двухсот метров, посередине обрывистого склона. Сам собой возник резонный вопрос — как же туда попасть?
Подниматься обратно вверх, на вершину перевала, чтобы спуститься прямиком в нужное место или сперва спуститься и потом уже преодолеть подъём до рудника — варианты, конечно, хорошие, но такому тяжкому мероприятию совсем не радовались натруженные ноги.
В результате победила лень и мы с Алексеем рванули до намеченной цели наискосок по осыпи, чтобы в случае, если осыпь пойдёт вниз, не прихватила нас с собой и не доставила до подножия сопки…
Вот мы на месте и пора приступать к осмотру. Сруб, в котором находился компрессор и небольшая слесарная мастерская, шахтный ресивер и верхняя лебёдка бремсберга находятся в метрах 50–70 от самой штольни на рукотворной полке, вырубленной в склоне сопки.
Чем интересен найденный рудник? На нём практически полностью сохранился комплекс оборудования для обеспечения добычи касситерита, за исключением снятых агрегатов. Осмотрев это место, можно понять, как работал удалённый небольшой рудник, степень его механизации и обеспечения. От разграбления его спасла удалённость и труднодоступность этих мест.
Чтобы узнать, как добывался колымский касситерит, не надо читать страшилки или принимать на веру басни некоторых популярных авторов… Можно просто приехать, прийти на это место и всё увидеть собственными глазами. Как говорится — лучше одни раз увидеть, нежели сто раз услышать.
Вот высоковольтная опора, с трёхфазным рубильником и площадкой под установку понижающего трансформатора. Значит, этот удалённый рудник был электрифицирован и приходило на эту опору, если вспомнить подстанцию на горном участке "Эдванс", где остались корпуса от понижающих трансформаторов, киловольт так шесть…
Провода на линии — алюминиевые, многожильные. Такое вполне возможно для эпохи позднего Дальстроя.
Если судить расположению высоковольтных столбов, то можно предположить, что электричество на рудник шло с обогатительной фабрики.
Из увиденного можно говорить о том, что в 50-х годах 20-го века все объекты рудника "Урчан" были подключены к высоковольтной электрической сети, которая приходила со старой Яны.
Развалины бараков на ручье Канительном. 2019 год. Фото: Василий Образцов
Мой напарник мужественно собрался с силами и решил спуститься ещё пониже, чтобы осмотреть это место. Душа искренне рвалась вместе с ним, но натруженные ноги были категорически против. В результате я остался набираться сил перед нелёгким подъёмом, а Алексей осуществил задуманное.
Вскоре он вернулся и, расположившись рядом со мной на тёплых камнях, рассказал о своих находках. Как оказалось, у подножия сопки на берегу безымянного ручья, в своё время стояло два небольших барка, впоследствии разрушенных паводками.
Скорее всего, в них жили рабочие этого рудника, так как он находится на значительном расстоянии от ОЛП и посёлков и совершать ежедневное путешествие утром сюда, а вечером обратно, ещё то приключение.
Во время привала, перед очередным броском, мы обсудили все возможные варианты маршрутов для возвращения к остальной компании.
Дорога вдоль ручья Канительного. Урчан. 2019 год. Фото: Василий Образцов
Внизу, по ручью Канительному шла дорога, местами в идеальном состоянии, местами размытая ручьём.
Появилась шальная мысль спуститься к подножию сопки и идти по старой трассе, чтобы избежать штурма перевала в лоб, всё-таки по дороге ездили машины и идти по ней будет куда легче.
От этой аферы нас остановило понимание того, что где начинается и заканчивается дорога также неизвестно.
По одной из версий заброшенная трасса могла привести к развалинам фабрики и тогда нам с Алексеем пришлось подниматься от Центрального посёлка по серпантину на перевал, где были наши спутники, до момента появления связи.
Вдоволь пообсуждав все возможные варианты, мы собрались и пошли обратно по той же самой тропе, что привела нас к этому месту.
Артельские "тропы" Урчана. 2019 год. Фото: Василий Образцов
Старая дорога по Урчану основательно заросла и артельщики пробили новую трассу, по склону сопки, но впоследствии выход на эту дорогу на прощанье проутюжил бульдозер, оставив после себя приличный холмик, который пресекает все попытки проехать по этой дороге.
Впрочем, если вы решитесь срыть преграду шанцевым инструментом или пригоните для этой цели другой бульдозер — тогда у вас будет возможность добраться до места на машине, а так — только ножками. Эта дорога длиной 6,5 километра.
В обмен на дополнительно пройденное расстояние у вас будет шанс посмотреть несколько полуразрушенных бараков 50-х годов и останки ещё нескольких. Впрочем, выбирать вам.
Самый близкий путь до рудника идёт по трассе, проложенной бульдозером с Урчанского перевала, где стоят вагончики артели. Проехать по ней попытаться можно, если вам не дорога резина и хочется развлечься набиванием шишек об крышу машины. По мне, если позволяет погода — этот маршрут лучше проделать пешком. Всего 2,5 километра по колее бульдозера.
Таким образом, этот рудник стал по счёту третьим, обнаруженным нами на Урчане:
- рудник у истоков ручья Эдванс;
- рудник у истоков ручья Бедный;
- рудник в среднем течении ручья Канительный.
Есть ещё одно место, где возможно велась добыча касситерита — но сперва надо побывать там, чтобы утверждать с полной уверенностью.
Смотрите полную версию на сайте >>>
Следующая новость