Министр образования и молодежной политики Колымы: само время диктует нам новые требования

Подводя итоги 2014 года, Анжела Шурхно в интервью ИА MagadanMedia рассказала об успехах в образовательной сфере и сочинении в лучших традициях советской эпохи
Министр образования и молодежной политики Колымы Анжела Шурхно
Фото: Мария Золотарева, MagadanMedia

25 декабря 2014. Строить работу по реалиям сегодняшнего времени, основываясь на лучших традициях советского образования с опорой на инновационные разработки – такой видит работу своего ведомства Министр образования и молодежной политики Колымы Анжела Шурхно. Возглавляя новую структуру всего год, грамотный руководитель показала, что уровень образования в области достаточно высок, а школьники и студенты нашей территории – яркие представители умной и незаурядной молодежи. В преддверии Нового года Министр в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА MagadanMedia рассказала о главных успехах года минувшего, о возвращении к сочинению, контроле за педагогами и новых школах и детских садах в Магаданской области.

– Анжела Владимировна, подходит к концу 2014 год. С какими результатами Министерство образования пришло к началу 2015-го?

– Подводя итоги года стоит отметить, что 2014-й стал очень важным для системы образования Колымы, поскольку в структуре регионального просвещения произошла реорганизация – в 2014-м году появилось Министерство образования и молодежной политики Магаданской области путем присоединения к департаменту образования управления по делам молодежи. Этим союзом местное образование усилило свои возможности, все силы были направлены на реализацию государственной молодежной политики, образовательных функций. Также были определены направления совместного ведения. Конечно, это мероприятия по патриотическому воспитанию, антинаркотической, антитеррористической, антикоррупционной тематике и борьбе с экстремизмом, программы по развитию и поддержке волонтерства. Также департамент образования и управление по делам молодежи объединили свои усилия по развитию студенческого самоуправления.

Но главное, слились воедино наши финансовые ресурсы, и в этой совместной работе мы пришли к более рациональному и грамотному расходованию денег.

Для системы образования и молодежной политики Колымы в 2014 году из всех уровней бюджета было предусмотрено более 7 млрд рублей, и вложенные в нас средства требовали от Министерства огромной ответственности.

– Как в этом году в регионе решалась проблема с нехваткой мест в детских садах?

– Одним из важных направлений этого года стало то, что область уже во второй раз принимала участие в реализации проекта модернизации региональных систем дошкольного образования. Перед нами была поставлена задача – обеспечить качество и доступность детских садов, увеличить охват дошкольным образованием, и нам удалось справиться с поручением.

Уже в 2014 году Министерство ввело 300 мест для малышей: 180 из них в столице Колымы (детские сады № 35 и 50), 30 мест в поселке Омсукчан, 20 – в поселке Верхний Сеймчан. Также 26 декабря еще для 30-ти малышей появятся места в саду Тауйска в Ольском районе, а детсад поселка Холодный Сусуманского района сможет принять 40 ребятишек.

Конечно, одной из главных задач региона сегодня является развитие альтернативных форм дошкольных образовательных организаций. Например, появление у нас семейных детских садов или частных дошкольных учреждений. Они не предусматривают образовательной программы, а включают только присмотр и уход за детьми.

По таким садам мы уже разработали предложения и направили на рассмотрение в Правительство, но, к сожалению, по данным мониторинга 

сегодня колымчане не особо спешат открывать частные детсады, семейные группы.

Может быть, такая практика у нас сложилась из-за недостаточной информированности наших жителей в этом вопросе. Поэтому одной из главных задач Министерства на ближайший период является повышение осведомленности среди пользователей образовательных услуг об изменениях, происходящих в региональном Министерстве образования.

Как отметила Анжела Шурхно, в Министерстве постоянно работает "горячая линия", а также ведется прием колымчан по личным вопросам, которые могут получить консультации от специалистов.

"На официальном портале Министерства образования и молодежной политики региона ежедневно обновляется информация как о текущих делах, так и о планах, мероприятиях, принятии новых нормативно-правовых актов, поэтому мы приглашаем к обсуждению всех колымчан и надеемся, что такая форма, как государственно-общественное партнерство, будет развиваться", – заметила собеседница.

– Не теряет ли сегодня популярности среднее профессиональное образование? Что может предложить регион вчерашним школьникам, желающим получить рабочую профессию?

– В профобразовании в этом году произошли серьезные перемены: с изменениями в законе "Об образовании" поменялся статус, название учреждений. На уровень СПО (среднего профессионального образования) перешли практически все образовательные профорганизации Колымы.

Отрадно, что число абитуриентов, желающих поступить в техникумы и лицеи области, растет. Сегодня в профорганизациях обучаются более 2,5 тысяч студентов, из которых почти 800 человек – набор этого года.

До конца 2020-го Министерство образование региона планирует ввести более 20-ти новых специальностей. Уже сегодня на Колыме обучают на информационного логиста, появилось направление "Эксплуатация и строительство зданий и сооружений", а в 2015 году у нас введут направление технолога пищевой промышленности.

Я хочу подчеркнуть, что 

появившиеся новые названия училищ, такие как Строительно-технический лицей, Промышленный лицей, Технологический лицей, Лицей индустрии питания и сферы услуг, не просто красивые слова, за которыми стоит не дань моде, а действительно серьезные изменения, происходящие в материально-технической базе учреждений.

Говоря о профессиональных организациях замечу, что их подопечные – активные участники всех проводимых в области мероприятий. Студенты профлицеев и техникумов – стипендиаты и получатели грантов Президента РФ, губернатора региона.

Например, в 2014 году на Дальнем Востоке проходил чемпионат WorldSkills Russia, в котором приняли участие более 300 представителей рабочих профессий из семи субъектов Дальнего Востока. От Колымы в чемпионате о себе заявили три профорганизации: себя показали повара, парикмахеры и автомеханики. И в этом поединке Колыма продемонстрировала отличные результаты. Так студентка Профессионального лицея № 5 Наталья Пасуховская вошла в пятерку сильнейших участников и заняла второе место в компетенции "Поварское дело". Девушка будет представлять наш регион на общероссийском этапе WorldSkills.

– Остановимся на общем образовании. Какими успехами в этом направлении может похвастаться регион?

– Я должна отметить, что у Колымы достаточно хорошие результаты в сфере предоставления образовательных услуг. Отрадно, что по итогам конкурса проектов "Будущее школ России" в номинации "Лучшая гимназия" наша 30-я магаданская гимназия стала одной из первых в стране.

А Английская гимназия по итогам предоставления образовательных услуг, качеству образования и уровню компетенции старшеклассников вошла в ТОП-500 лучших школ России

Большой победой 2014 года стали итоги рейтинга, составленного в рамках системы добровольной сертификации информационных технологий. Колыма в этом году в сфере образования занимает хорошие позиции. Так в рейтинге дошкольного образования Магаданская область получила 13-е место из 81-го региона. В рейтинге начального образования (1–4 классы) регион вышел на 5-е место, поднявшись на 20 строчек вверх по сравнению с январем–августом 2013 года.

Значительно улучшил свои позиции регион и в рейтинге среднего образования (5–9 классы), поднявшись с 34-го места в 2013 году на 6-е по итогам восьми месяцев 2014 года из 78-ми субъектов РФ, участвовавших в исследовании. 

Такая независимая оценка для нас очень важна, и мы надеемся, что из года в год наши показатели будут только улучшаться.

Хочу добавить, что в рамках послания Президента, в котором он особый акцент сделал на повышении качества образовательных услуг, ответственности педагога за преподавание и содержание уроков, Минобразованием региона были проанализированы все сферы сегодняшнего просвещения, и на августовском совещании определилась одна из ключевых проблем – повышение качества обучения, воспитания и предоставления образовательных услуг. В связи с этим появился план, утвержденный приказом Министерства, и разработаны положения о создании системы независимой оценки качества образовательных услуг. Теперь

до 30 декабря мы формируем независимый Общественный совет из 12-ти представителей по оценке качества образования.

Пока у нас есть только несколько кандидатур, которые подали заявки для работы в совете.

Как заметила Анжела Шурхно, в совет могут войти все заинтересованные лица: представители общественных, молодежных организаций, системы образования, члены политических партий, это могут быть учителя и родители. Однако, в эту команду не берут представителей сферы управления образования, государственных муниципальных служащих.

– В Магаданской области отмечено повышение уровня жизни: распространяются ли современные блага и на педагогов, достигла ли их зарплата среднего уровня по субъекту?

– Да, в 2014 году усилия Министерства были сосредоточены и на указах Президента и, этот вопрос был на контроле губернатора Колымы и заместителя Председателя Правительства Татьяны Исаевой, на достижении показателей дорожной карты, то есть по доведению до средней в регионе зарплаты педагогов.

По итогам девяти месяцев 2014 года средняя зарплата педработников достигла 58,6 тысяч рублей, в том числе у учителей – 60,2 тысяч рублей, у работников дошкольного образования – 52,7 тысяч рублей, в системе профобразования – 51,9 тысяч рублей. Таким образом мы пришли к тому, что на Колыме выполняется задача по повышению уровня жизни и статуса педагогов.

– Как известно, одно из главных направлений работы Министерства образования – организация летнего отдыха для детей. Каковы итоги кампании-2014, и как прошло это время года для колымского студенчества?

– В 2014 году более 10 тысяч колымских детей организованно отдохнули в июне–августе – это около 65% всех ребят региона. Приятно, что программа летнего оздоровительного центра "Северный Артек" "Лето+ТВ" вошла в топ-100 лучших в России.

Студенчество – еще одно важное направление в работе Министерства. В этом году летом средняя зарплата в студотрядах достигла 60 тысяч рублей.

Наша гордость – созданная в этом году ассоциация студенческих объединений, а представители Колымы в этом году стали участниками федерального проекта "Студенческая весна" в Казани. Хочу заметить, что активное взаимодействие в сфере студенчества идет между регионами. На Колыму приезжают лекторы из других субъектов России с семинарами по основам самоуправления, молодежной политики.

Сегодня во всех районах региона проходит очень много мероприятий, акций ("Герои России", "Я гражданин России") и реализуются не первый год такие проекты как "Беги за мной", "Жизнь без наркотиков" и другие.

– В этом году школьники писали возвращенное итоговое сочинение. Как вы оцениваете этот снова введенный экзамен?

– Мне очень приятно, что сегодня наметилась тенденция к возврату хороших традиций из Советской школы образования. А написание сочинения – еще одна возможность для учащихся объективно пройти государственную итоговую аттестацию. Эта работа дает школьнику показать свои способности, уровень знаний, здесь выпускник одновременно с логикой демонстрирует грамотность и умение рассуждать.

Не стану отрицать, очень много было нареканий с введением в России ЕГЭ, якобы этим экзаменом мы несколько оградили наших учащихся от развития творчества и анализа. И вот введенное сочинение вернуло детей к такой работе и стало допуском к участию в государственной итоговой аттестации. К тому же, если ребенок получает "зачет", успешное сочинение может добавить ему до 10-ти балов к итоговому балу ЕГЭ.

Знаете, 

мы являемся той нацией, страной, которая хранит очень хорошие традиции в своем образовании. Наши люди воспитывались на творчестве гениальных поэтов и писателей, и в рамках года литературы, я думаю, очень правильным было ввести такой экзамен в школах, ведь мы все-таки – гуманитарная страна, которая должна сохранить все лучшее, на чем взращивается каждое поколение. А учащиеся, готовя сочинение, высказывают свои мысли, позицию к определенным событиям в истории нашей страны, выражая тем самым общее настроение сегодняшней молодежи, которая творит историю.

– По мнению некоторых родителей, сегодня дети в недостаточном количестве и качестве получают знания в школах: так проводится мало классной работы, а вот домашнее задание растет день ото дня. Как можно решить эту проблему? Нет ли в планах сократить количество домашнего задания?

– Да, это действительно является серьезной проблемой, причем не только для нашего региона, но и всей страны. Она не раз озвучивалась на всероссийских совещаниях, которые проводило Минобрнауки России в Москве, Казани, Сочи. И мне хотелось бы заметить, что с одной стороны, все основное от программы ученик должен освоить на уроке, а домашнее задание дается уже для закрепления полученных знаний и подготовки к освоению новой темы. Поэтому ситуация с масштабной загруженностью ребенка домашним заданием, творческими упражнениями, подготовкой к ЕГЭ, конечно, неправильная. В связи с этим у нас в каждой образовательной организации необходимо усилить контроль за подготовкой учителя к уроку, учебными планами, пособиями.

Возвращаясь к теме Советской школы отмечу, что 

раньше ни один педагог никогда не позволял себе прийти на урок без поурочных планов, конспекта занятия, а теперь такое может встречаться в наших школах. Так вот сегодня, основываясь на хороших традициях прошлого, необходимо выстраивать работу на инновационных принципах современной системы образования.

Анализируя сегодняшнюю работу школ, я бы сказала о некой их автономности: они сами выбирают нагрузку для детей, и где-то ослабленный контроль с нашей стороны приводит к большой загруженности школьников, снижению уровня знаний, поэтому наблюдение за образовательными организациями усилится. Я не хочу сказать, что этого контроля нет, но независимая оценка качества образования, родители говорят о снижении уровня компетенции учителя.

И с другой стороны, все больше внимания, об этом сказал и Президент страны в своем Послании, и Министр образования РФ, мы должны уделить качеству преподавания, ведь 

чем лучше и доступнее учитель объяснит на уроке ребенку предмет, а главное даст ученику здесь и сейчас получить основные знания и закрепить умения, тем меньше школьнику придется работать дома.

Не во всех образовательных организациях правильно распределяется и время нахождения ученика в школе. Получив знания на основных уроках, ребенок идет на дополнительные занятия, проводя много часов в стенах школы – от этого у детей возникают проблемы со здоровьем. К сожалению, на Колыме только треть учащихся без патологий зрения, опорно-двигательного аппарата, поэтому в этом направлении мы продолжим усиленно работать.

– Для получения достойной зарплаты колымским педагогам приходится вести много часов, проводить дополнительные занятия. Не страдает ли от этого качество образования? Получают ли дети знания в необходимом объеме?

– Отвечая на этот вопрос, я поясню: средняя заработанная плата педагога, в соответствии с дорожной картой, рассчитывается не на одну ставку, а на одно физическое лицо. Это значит, что в этот средний зарплатный показатель попали педагоги и с двумя ставками. Плохо ли это? Отчасти.

Министерство образования провело мониторинг и обратило внимание, что в тех школах, где коэффициент замещения учителей низкий (то есть в большинстве случаев один педагог работает на одну ставку), качество образования выше, но зарплата педагога ниже.

У такого учителя нагрузка меньше, а значит он может себе позволить дополнительные творческие мероприятия для повышения уровня знаний подопечных. Я считаю, сложившуюся проблему необходимо решать не только на региональном уровне, но и на федеральном. Ведь правильное решение кадрового вопроса должно быть сегодня одним из главных для органов в сфере управления образования.

– Одна из проблем региона – на Колыме не хватает учителей, на которых здесь не учат: чистая физика, химия, география. А те, кто работают по этому профилю, уже далеко немолоды. Как будет решаться эта проблема в регионе?

– Министерство образования совместно с руководством Северо-Восточного государственного университета рассматривает вопрос по введению в регионе необходимых специальностей. Уже сегодня вуз готовит учителей биологии, физической культуры, однако Колыма все еще испытывает дефицит по географам, физикам и химикам, поэтому таких специалистов мы приглашаем из других субъектов страны. Отмечу, что каждый руководитель образовательной организации области решает эту проблему в индивидуальном порядке.

– Несмотря на некоторую нехватку педагогических кадров на Колыме, каков сегодня уровень образованности школьников и студентов?

– Этот уровень не хуже, чем в других регионах, и главный положительный аспект здесь в том, что есть динамика. У детей имеется желание и стремление учиться. Мы это заметили на недавно проходившей межвузовской практической конференции, которая собрала более 150-ти молодых исследователей.

На этой встрече было отмечено повышение уровня информированности и образованности учащихся. Сегодня в регионе значительно увеличилось число школьников и студентов, выезжающих за пределы Магаданской области, прибавилось и тех, кто показывает себя в Рождественских и Пасхальных чтениях.

– Тогда встречный вопрос: не много ли школьников и студентов покидает регион, чтобы строить свою жизнь за пределами Колымы?

– Нет, в этом году отмечен рост студентов в регионе, их около 8 тысяч. Даже если обратить внимание на контрольные цифры по приемам абитуриентов в наши средние профучреждения, куда поступающих меньше, чем в вузы, количество уезжающих снизилось – 

молодые колымчане все больше хотят оставаться на родине.

– Каковы планы Министерства на грядущий год. Что будет внедрено в 2015 году, а что с нового учебного года?

– Смотря с уверенностью в будущий 2015 год мы понимаем, что перед Министерством стоят серьезные задачи, причем и те, которые для нас уже не новы, так и те, которые мы еще для себя определяем. Те изменения, которые сегодня идут в системе образования, в соответствии с требованиями, конечно, нам необходимо реализовать.

Во-первых, будет продолжаться обновляться содержание образования. Я очень надеюсь, будет внедрена система независимой оценки качества образования, уже будет сформирован общественный совет, о котором мы говорили.

Конечно, будет усилена работа в области информирования потребителя образовательных услуг.

Очень важное направление – дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов также будет развиваться в рамках принятия в регионе концепции инклюзивного образования

Еще одной важной задачей в будущем году для Министерства является снижение численности обучающихся в общеобразовательных организациях, которых оставили на второй год.

Конечно, задача, о которой мы уже говорили не раз, это ликвидация двухсменной системы образования в школах региона.

Сегодня на Колыме 26% учащихся обучаются в две смены. Для решения этой проблемы в рамках перспективных проектов у нас значится строительство новой начальной школы-детского сада в поселке Снежный, возведение нового д/с на 220 мест в Магадане, также в областном центре появится новая школа для 500 учащихся. В 2015 году завершится строительство детского сада на 175 мест в Ягодном.

Сегодня перед нами поставлены новые задачи в связи с принятием в ноябре этого года основ государственной молодежной политики в РФ до 2025 года, где определены единые подходы к формированию реализации государственной молодежной политики, задачи, общая цель, а также сделаны акценты на тех болевых точках, которые мы сегодня должны преодолеть. 

Само время сегодня диктует нам новые требования, а современная молодежь является не только движущей мобильной силой проектов и начинаний. Иногда эта мощь может стать дестабилизирующей, поэтому мы должны особое внимание в этом и следующем году уделить молодежи не той активной и продвинутой, а тем людям, которые где-то плохо информированы, не знают о проходящих проектах и программах.

Будет все более совершенствоваться система подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы региона, механизм трудоустройства выпускников организаций профессионального образования.

Смотрите полную версию на сайте >>>