Помойка, конюшня и могила шамана — находки экспедиции в Гижигинск

О новом археологическом путешествии рассказала Ирина Понкратова
Новые артефакты
Фото: ИА MagadanMedia

12 сентября. Исчезнувший город Гижигинск вновь удивил магаданских археологов. На раскопках древнего населенного пункта 18 века, расположенного в нынешнем Северо-Эвенском районе, научные работники обнаружили новые артефакты. Руководитель Ирина Понкратова рассказала, в этой экспедиции сбылась мечта археолога — удалось раскопать помойку, в которой разом можно отыскать множество находок. Кроме того, ученые наткнулись на могилу шамана, теперь предстоит провести ДНК-тест, чтобы установить его личность. Итог путешествия — 9 тысяч находок. Подробнее — в материале MagadanMedia. 

Нам повезло! Мечта археолога — раскопать помойку. И мы такую помойку нашли. Помимо конструкции, которую мы исследовали, была конюшня, и здесь же находилась и помойка, которая была огорожена деревянной конструкцией. И в этой помойке находилось много разных артефактов. Причём помойку мы так и не смогли докопать до конца. Она уходит ещё дальше в вечную мерзлоту, уходит в стенки раскопа. И поэтому этот объект нам ещё предстоит изучать, — рассказала доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник СВГУ Ирина Понкратова. 

В этой помойке находились очень ценные вещи. Например, бочки с ружейными кремнями. В прошлую экспедицию археологи гадали, какой же их контекст. Это путешествие раскрыло карты: ружейные кремни находились в бочке, а бочка находилась в помойке. Выбросили из-за ненужности, потому что ружейный кремень сменили на настоящее ружье с патронами. 

В предыдущие походы удалось установить, при помощи найденной монеты эпохи Елизаветы 1749 года, что первые строения относятся к XVIII веку. Конструкция дома относится к XIX — началу XX века. Но между этими строениями в этот раз археологи нашли захоронения шамана.

"Это остатки сруба, в котором находилась подстилка из травы, находились ветки стланика, а сверху лежали разрозненные косточки, скорее всего человеческие, нам предстоит еще делать генетический анализ, лежали предметы из дерева. 

Сначала мы думали, что мы вышли на слой XVIII века, для которого характерны такие предметы, в Мангазеи их интерпретируют как детские игрушки. Но когда мы тут же нашли птичку, диадему металлическую, поясок кожаный к этой диадеме, волосы, ребра кита обработанные, предметы в виде ёлочек, предметы в виде детских саночек, мы поняли, что работаем на памятнике, в котором, как минимум, три культурных слоя. Между которыми, скорее всего, были какие-то перерывы.

Захоронение шамана произошло на месте, где уже ничего не было, был какой-то период запустения. Но в то же время шаманское захоронение в культурном слое мы видим под домом XIX века. Люди, которые строили в XIX веке этот дом, не могли его построить на костях и жить на костях. То есть в XIX веке люди пришли на место, где они ничего не увидели. То есть шаманское захоронение уже ушло в землю, оно заросло и его не было видно на поверхности", — рассказала Ирина Понкратова. 

Всего из этой экспедиции группа привезла 9 тысяч находок. Некоторый материал пришлось спасать на месте: вытащенные из вечной мерзлоты находки при сушке быстро разрушается. Работу по сохранению начали ещё на месте работы — вещи обрабатывали клеем ПВА, заматывали в бинты и в таком состоянии они были привезены в Магадан. Теперь ученым предстоит задокументировать все найденные артефакты. 

"Одна из главнейших задач — это установление личности нашего шамана, проведение ДНК-анализа. Работы очень много. И самое главное, много загадок, много интересных вещей", — заключила Ирина Понкратова. 

Больше про Гижигинск:  
История

Экспедиции

Ранние находки

Оцифровка


Гижигинск. Фото:

ИСТОРИЯ

Гижигинск — ключевой памятник движения землепроходцев и русского освоения Севера Дальнего Востока России в XVII — начале ХХ веков. С его историей связаны походы казаков Михаила Стадухина, который в 1651 году в устье реки Гижиги "поставил зимовье". После похода Ивана Баранова летом 1652 года якутская таможня выдала "проезжие грамоты" на Чондон (Гижигу). Датированное 14 апреля 1752 года донесение Авраама Игнатьева в Охотскую канцелярию принято считать за дату основания Гижигинской крепости. 

С 1757 года к ней морским путем на судах стали приходить грузы. В XVIII веке Гижигинск из небольшого острога превратился в город-форпост, став крупным и современным, по тем понятиям, городом на всем Северо-Востоке России. Это был центр огромного Гижигинского уезда, расположенного у Охотского моря от Камчатки до современной границы Омсукчанского и Ольского районов Магаданской области с одной стороны и с другой стороны до Чаунской губы Восточно-Сибирского моря.

С момента своего основания Гижигинск развивался как военный и административный центр "дабы обеспечить сухопутное сообщение России с Камчаткой и чтобы постановить преграду возмущениям коряков..." (Шаховской, 1861 год). В его задачи входило осуществление политики Российской империи: торговля и установление отношений между аборигенами и русскими, охрана российских территорий на Дальнем Востоке. В 1779 г. в Гижигинске известному исследователю северо-восточной Сибири, географу, этнографу, историку Т.И. Шмалеву удалось заключить мир с чукотскими тойонами, в результате которого чукчи были объявлены подданными России.


Гижигинск. Фото:

По именному Указу Екатерины II 2 марта 1783 года Гижигинск стал городом, который выполнял важнейшую функцию налаживания отношений с аборигенами с целью расширения и охраны территории России. К этому времени он превратился в торговый центр, связавший в единую транспортную сеть Охотск с северо-восточным побережьем Охотского моря и Камчаткой.

В 1790 году он получил герб: щит, в верхней части которого помещался тигр с соболем в пасти, в нижней — часть крепости с башнями.

С Гижигинском связаны и имена известных людей — дипломата Жана Батиста-Бартелеми де Лессепса, врача Н.В. Слюнина, церковнослужителя Митрополита Нестора, географа К.В. Дитмара, командира Охотского порта А. Шаховского, русского путешественника, географа, этнографа, писателя, исследователя Дальнего Востока — В.К. Арсеньева, этнографа В. Иохельсона.

Основным населением города Гижигинска с начала его существования были военные регулярной армии и казаки, переведенные на постоянное пребывание в городе. Образ жизни города был полувоенным — служивое население несло постоянную военную службу, а в тоже время занималось рыболовством, охотой, в малой степени огородничеством. В Гижигинске функционировали Навигационная, а затем казачья школы, где дети казаков и обывателей обучались азбуке, чтению, богослову, письму и др. Гижигинская Спасская церковь развернула активную миссионерскую деятельность среди коренного населения — началось крещение местного населения.

В окрестностях Гижигинска проживали оседлые и кочевые народы Севера — эвены, коряки. Кочевые эвены и коряки занимались оленеводством и сезонной охотой. Оседлые коренные народы, в основном коряки, занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом, сезонной охотой. Они проживали на одном месте, и часто имели два постоянных места пребывания: летние и зимние.

В начале XIX века состояние Гижигинска изменилось: город пришел в упадок, его население сократилось, ухудшилось снабжение гарнизона крепости, частыми стали голодовки и эпидемии. Немаловажную роль в этих процессах сыграло перенесение центра торговли Северо-Восточных территорий России с Охотского побережья (р. Гижига) на Чукотку (р. Анадырь) и Камчатку (р. Тигиль), следствием чего явилось сокращение торговых сделок, спекуляция. Частыми явлениями становятся голод, заболевания, принесенные русскими.

В конце XIX века Гижигинск потерял статус военного опорного пункта и превратился в обычное село, сохранив официально статус города. На рубеже XIX-XX веков в Гижигинске случилась эпидемия — от вспышки кори из 600 жителей умерли около 160 человек.

Гижигинск и его окрестности интересовали тех, кто заботился о благосостоянии государства и народа, и тех, кого интересовали богатство этого края — пушнина, золото, моржовый клык и прочее. В конце XIX — начале ХХ веков сюда были направлены экспедиции на поиски полезных ископаемых, для исследования народов края, изучения возможностей для строительства телеграфной линии. 


Гижигинск. Фото:

В конце XIX — начале XX века в Гижигинске и его окрестностях торговлю, рыбный промысел и контрабанду пушниной вели китайская и японские фирмы, представителями которых были Иостако Гентаро, Огинуно Соотаро, Сано Сукедзи, а также американец Олаф Свенсон, есаул Валериан Бочкарев и другие предприниматели и авантюристы.

Торговля имела меновой характер. Ходовым товаром были спирт, чай, табак, оружие, порох, патроны, пистоны, дробь, иголки, нитки, керосин, спички, мука, сахар, голубой и белый бисер, разменное серебро. Процветала торговля спиртными напитками и неравномерный товарный обмен, способствующие спаиванию и обнищанию местного населения. Обнаруженные при раскопках Гижигинска в большом количестве бутылки, их фрагменты, винные пробки, а также товары, которые могли быть предметом торговли — дешевые расчески, гребешки, бусы, бисер связаны как раз с деятельностью иностранных торговцев.

Освоение далеких северных окраин в XVII — XVIII веках связано с деятельностью не только казаков, но и купцов, задачей которых было наладить торговые отношения с местным населением на присоединяемых к России территориях. Наиболее влиятельной в Гижигинске была купеческая семья Брагиных, захоронения некоторых членов которой были обнаружены на городском кладбище.

В результате реконструкции генеалогии Брагиных выявлены родственные связи между проживавшими в Гижигинске в конце XIX — начале ХХ веков представителями семьи с их современными потомками. Первая ветвь гижигинских Брагиных берет начало с купца Прокопия Прокопьевича Брагина (1800–1862) и насчитывает как минимум 118 человек (49 мужчин, 69 женщин). Семьи были достаточно многочисленны: в них неоднократно рождалось 5 и более детей. Часто дети усыновлялись — становились "воспитанниками" и содержались наравне с родными детьми. Среди представителей мужской линии Брагиных известны те, кто вступал брак неоднократно. Дети часто рождались вне брака, и это фиксировалось в метрических книгах Гижигинской Спасской Церкви.

Вторая ветвь — линия Александра (1789–11.02.1865) (брата П.П. Брагина) — менее многочисленна. Общее количество его потомковв XIX — начале XX веков составляет около 50 человек. Возможно, что такое уменьшение связано с упадком города (сокращение торговых сделок, голод, заболевания). В числе причин вымирания населения Гижигинска — эпидемии. История семьи Брагиных была напрямую связана с событиями, которые происходили в Гижигинске. Трагические происшествия начала XX века отразились на семье Брагиных — только эпидемия и репрессии унесли из жизни более 30 человек.

Революционные события 1917 года изменили жизнь и общие взгляды населения на Дальнем Востоке. Власть в городе неоднократно "переходила из рук в руки". Гижигинск пережил период "колчаковщины" (1918–1920 гг.); на территории Гижигинского района вел свою бандитскую деятельность отряд В. И. Бочкарева (октябрь 1921 — апрель 1923 гг.). С установлением советской власти в 1923 году в Гижигинске появились органы, которые регулировали общественные отношения с учетом законов молодого российского государства. Для советского государства Гижигинск был важен — здесь образовались комсомольская и партийная организации: функционировала школа, где учились дети Гижигинского уезда.

Решением Камчатского окрревкома N° 29 от 1 апреля 1926 года в Камчатском округе было проведено районирование, ликвидированы уезды и волости. Гижигинский уезд переименован в Пенжинский район с временным центром в селе Гижига. Восточная часть его с селом вошла в состав Пенжинского района Камчатской области, а западная образовала Северо-Эвенский район с новым районным центром Наяханом.

В1930-е Гижигинск был покинут немногочисленными жителями и как официальный населенный пункт перестал существовать. Отдаленное местоположение города от моря и центра, отсутствие инфраструктуры, эпидемии — в числе причин его упадка и забвения.

ЭКСПЕДИЦИИ

4 года назад студенты СВГУ собрались вместе, чтобы узнать главную нераскрытую тайну территории — почему исчез город Гижигинск, основанный в 18 веке. Под руководством теперь уже доктора исторических наук Ирины Понкратовой ребята отправились в археологическую экспедицию в Северо-Эвенский округ. 


Ирина Понкратова. Фото: ИА MagadanMedia

В 2019–2020 гг. установили местоположение объекта на левом берегу реки Гижиги. Зафиксированы остатки 38 построек в виде земляных возвышений; выявлены три исторически сложившихся функционально-планировочных зоны объекта: селитебная, транспортно-складская, мемориальная. Археологический материал отражает жизнь населения города на разных этапах и особенностях функционирования первого города на территории нашего края, дополняет представление взаимоотношении коренных народов севера с русскими поселенцами и представителями иностранных компаний в XVIII — начале XX веков.

"По первым нашим сведениям, город забросили в 1927 году. По мнению местных жителей, Гижигинск был покинут из-за эпидемии — кого можно было вывезли, кто болел — оставили и подожгли. Но когда мы впервые приехали на раскопки, следов пожара не увидели. Предполагаем, что город исчез не из-за эпидемии. Из-за обмеления ближайшей реки местным жителям пришлось покинуть это место", — отметила руководитель Гижигинской археологической экспедиции Ирина Понкратова.

Гижигинск поставлен на учет как объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации. Раскопки на его территории без специального разрешения Министерства культуры РФ (Открытого листа) запрещены.

В 2021 году была создана художественная реконструкция крепости Гижигинска. 

В 2023 году студенты и магистранты СВГУ разработали сайт о гижигинской археологической экспедиции. На нем представлена краткая история Гижигинска — первого города на Колыме. На ресурсе можно рассмотреть фотографии экспедиции, оцифрованные артефакты, полученные в результате раскопок, в том числе их 3D-модели, а также в "Библиотеке" можно ознакомиться с докладами, материалами и статьями с научных конференций.

Летом 2023 года магаданские археологи месяц провели в полевом лагере рядом с исчезнувшим городом Гижигинск. На раскопках обнаружили новые артефакты. В этой экспедиции ученые пошли не вглубь, а в ширь, поэтому новые объекты — более молодые. Найденные 3 копейки 1946 года "состарили" Гижигинск еще на 8 лет. 

"Каждый человек в нашей археологической группе отвечает за определённый участок работы. Кто-то следит за лагерем — это тоже огромная нагрузка, потому что правильно установленные палатки, баня, место приготовления пищи обеспечивает наш быт и даёт возможность нам хорошо отдыхать и, соответственно, хорошо работать. Есть группа, которая работает на раскопе. Была организована специальная палатка для обработки, куда приносили все найденные на раскопе артефакты. Объекты нужно очистить от земли, промыть, высушить, необходимо их сразу законсервировать, потому что, вытащив их из земли, они могли просто разрушиться. А в Магадан мы уже привозим ящики с чистыми находками, которые готовы к дальнейшим научным анализам", — рассказала Ирина Понкратова. 

НАХОДКИ

Зимние месяцы археологи провели за анализом и описанием всех найденных артефактов. Студенты СВГУ в рамках исследовательской работы учатся правильно фотографировать, описывать объекты, искать информацию о предметах, сравнивать данные. 

"Большой потенциал у будущих исследований. Мне хотелось бы вырастить специалистов, которые продолжат и дальше работать на этом памятнике. Кто-то, может быть, найдет свои памятники, и история Колымы будет обогащена новыми открытиями", — заключила Ирина Понкратова. 

Духи Paris, лира-чернильница, кость человека, вертлюги, пуговицы, разнообразная посуда, часть бутылки японского пива Кирин и таракан в бутылке (100-летней давности) — находки раскопок-2023. Подробнее об артефактах — в этом материале. 

ОЦИФРОВКА

Древней город Колымы оцифруют и поместят в виртуальное пространство. Магаданские историки и воспитанники детского технопарка “Кванториум” создали проект, который поможет прогуляться по улицам таинственно исчезнувшего Гижигинска. Собранные в предыдущих экспедициях артефакты приобретают свои 3D-копии.  Спасскую церковь, крепостную стену, жилые дома можно рассмотреть и сейчас. Но небольшой макет лишь приоткрывает дверцу в историю древнего города. 3D-модель позволит больше, на время стать жителем Гижигинска. Авторы проекта уверяют, даже не нужны VR-очки, достаточно телефона с приложением.

Смотрите полную версию на сайте >>>

Новости Магадана в Telegram

группа о жизни Магадана и Магаданской области


Следующая новость