14 сентября 2021. Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
В книге Максима Чибисова "Через материки и океаны" есть воспоминания Николая Федоровича Пискарева, перегонщика PBY "Catalina" из Анадыря в Магадан:
"Тем временем генерал А.А. Кузнецов разыскивал нас на пограничном катере. Нас обнаружили. Генерал поднялся на борт самолета. Он был явно сердит и не скрывал этого. Состоялся следующий разговор:
— Вам было приказано садиться на озеро Майоричи, почему не выполнили приказ?
— Товарищ генерал, мы не знали, где находится это озеро.
— Покажите карту.
— У нас нет карт.
— Как это нет? Вы должны были в Анадыре получить карты у Нижегородцева М.Д., или Курочкина М.П.
— Их еще до сих пор нет в Анадыре.
— А как вы летели без карты?
— Мы воспользовались синоптическими картами метеоцентра.
Штурман показал генералу наши самодельные карты — и Кузнецов А.А. понял, что был несправедлив к нам…"
Если кому-то интересна тема перегона PBY "Catalina" из Элизабет Сити во Владивосток, можно почитать здесь.
На первый взгляд, самая реалистичная. Предположим, что все находки у озера — а их, так или иначе, уже подтверждённых два случая, принадлежат самолёту, покоящемуся на дне озера Майорыч. В таком случае мы имеем дело с летающей лодкой МП-1, либо МП-1 бис.
Я так думаю, что тот, кто внимательно читал вышесказанное уже успел заметить нового игрока — летающую лодку МП-1. Так откуда появился МП-1 и куда исчез МБР-2? Именно в этом и была неточность, которую я допустил без всякого злого умысла. А теперь немного материала из Википедии.
МБР-2. Фото: kolymastory.ru
МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) — советская летающая лодка. Активно применялся в период второй мировой войны в качестве патрульного, транспортного, разведчика, спасательного самолёта.
МП-1 — гражданский вариант гидросамолета, пассажирский. Вооружение было снято. Салон имел отделку и был оборудован шестью креслами.
МП-1бис — пассажирский гидросамолет. Особенностью самолёта было размещение аппаратуры для аэрофотосъёмки, для работы которого в корпусе был устроен специальный герметичный люк. В пассажирской кабине было шесть кресел, освещение, вентиляция, звукоизоляция.
Основное отличие МБР-2 от своего гражданского собрата — два пулемёта калибра 7,62 мм на турелях с боекомплектом. На наружной подвеске — бомбы общей массой до 500 кг.
МП-1 авиаотряда Дальстроя на Индигирке. 1937 год. Фото: kolymastory.ru
А теперь первая страшная тайна — не было в авиаотряде Дальстроя вооружённых МБР-2, не было в них необходимости. В составе авиаотряда работали именно МП-1 и МП-1 бис, что не трудно проверить по документам авиаотряда Дальстроя.
В качестве примера приведу несколько летающих лодок родом с завода № 31 города Таганрога, которые работали в Дальстрое.
зав. номер | модиф. | завод | серия | № в серии | дата выпуска | Эксплуатант | БН |
31448 | МП-1 | № 31 | нет | 448 | 19.06.37 | СССР | СССР-Х99 |
31453 | МП-1 | № 31 | нет | 453 | 19.06.37 | СССР | СССР-Х120 |
31465 | МП-1 | № 31 | нет | 465 | 19.06.37 | СССР | СССР-Х121 |
На этом остановлюсь, для примера хватит. Можете поискать и другие — только вооружённых пулемётами и бомбами летающих лодок на фото и в документах в авиаотряде Дальстроя вы вряд ли найдёте.
Страшная тайна № 2. После приведённых фактов можно смело говорить о том, что кусок крыла и шильдик от летающей лодки МП-1 никоим образом не находятся под юрисдикцией министерства обороны.
Страшная тайна № 3. Летающие лодки МП-1 Дальстроя никакого отношения, я считаю, к ленд-лизу не имели. Если я не прав — попрошу предоставить доказательства и факты из исследований.
Вроде немного с находками разобрались, теперь можно перейти непосредственно к самой экспедиции и её поискам на озере Майорыч.
Сперва цитата из "Акта № 38/18 Государственной историко-культурной экспертизы: "В июле 1970 г. отряд Приленской археологической экспедиции Якутского филиала СО АН СССР провел маршрут по р. Колыма от пос. Дебин до устья реки, открыв ряд стоянок и получив новые сведения о стоянках, исследованных А.П. Окладниковым в 1946 г. На Верхней Колыме была найдена стоянка в устье руч. Майорыч, где был собран подъемный археологический материал, определенный как "уплощенный клиновидный нуклеус" и пластина. Они были отнесены к дюктайской культуре позднего палеолита.
Материалы колымских памятников послужили основой для создания исторических построений, решающих проблемы заселения Северной Америки в позднем палеолите и выявления культурных связей между Азией и Америкой в голоцене".
Учитывая, что расстояние от стоянки на ручье Майорыч до места поисков (озера Майорыч) чуть больше двух километров, то закономерным становиться вопрос для руководителя экспедиции: "А нет ли случаем археологических памятников в районе поиска?".
Заказывать полноценную экспертизу дело хлопотное и дорогое, а вот написать письмо в Отдел по охране объектов культурного наследия Правительства Магаданской области с запросом о существовании памятников вблизи озера Майорыч и получить исчерпывающий ответ — вполне разумное решение.
В таком случае возникает первый вопрос к Отделу по охране объектов культурного наследия Правительства Магаданской области — поступал ли запрос о наличии археологических памятников на озере Майорыч от экспедиции "РГО Экспо" и как можно ознакомиться с ним, если такой существует?
Как известно, проведение экспедиций такого формата, связанных с поиском находок и раскопками, регламентируется целым перечнем законов и постановлений, в частности, Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" с поправками от 23 июля 2013 года Федерального закона № 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии". В этих законах также прописан перечень необходимых документов для таких экспедиций, а также отчёты, акты и другие материалы, по окончании экспедиции и результатам её работы.
Хочу отвлечься от темы и процитировать репортаж из "Магаданмедиа":
"— Сколько времени потребовалось на подготовку к проекту?
— Пять лет. В 2016-м зародилась сама идея, и тогда же я поднял первые документы. Серьезная проработка началась год назад: это работа с документами, архивами, подготовка экспедиции. Сама команда была создана за месяц до старта. Собрали ребят, проинструктировали. Они прошли выброски, пробежки, физическую и психическую подготовку. Теперь они здесь, на Колыме".
Учитывая продолжительность подготовки и серьёзность экспедиции, у меня не было и тени сомнения в том, что руководители изучили не только архивные данные и другие материалы, но и в полной мере ознакомились с законодательными актами, регламентирующими такие экспедиции.
В соответствии со статьёй 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основе разрешения (открытого листа).
Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый Министерством культуры Российской Федерации и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ.
По привычке — доверяй, но проверяй, попытался ознакомиться на сайте Министерства культуры Российской федерации с открытым листом, выданным для производства поиска и работ в Магаданской области. На своё удивление, подобного документа я не нашёл.
Естественно, это вызывало ряд вопросов…
Вопрос второй. Экспедиции "РГО Экспо": Нельзя ли поделиться сканом открытого листа или хотя бы сообщить идентификационный номер для ознакомления. при условии, если он вообще существует?
Вопрос третий. Министерству культуры Магаданской области: Было ли уведомление, согласно закону, не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ, министерства в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, и нельзя ли увидеть копию разрешения (открытого листа)?
Вопрос четвёртый. Снова команде "РГО Экспо": Где можно ознакомиться с актом обследования места падения самолёта со всеми сопутствующими документами?
В том случае, если подобных документов не существует, это даёт возможность предположить, что поиски в Магаданской области, вероятно, вела не экспедиция "РГО Экспо", а некая группа "черных копателей", со всеми вытекающими последствиями.
Если же я не прав и такие документы существуют, я принесу самые глубочайшие извинения экспедиции за предвзятость и излишнюю подозрительность в этих вопросах.
Также в статьях о находках экспедиции я встретил два вот таких интересных снимка.
На первом снимке видна сама находка целиком, в каком виде она была найдена на берегу озера.
На втором снимке уже часть находки. Возникает вопрос к специалистам: поисковикам и реставраторам.
Насколько целесообразна разборка найденной в ходе поисков конструкции и возможны ли такие работы до проведения экспертизы?
О местонахождении и судьбе найденного обломка от крыла МП-1 я пока умалчиваю…
И всё-таки вернёмся к ЛаГГ-3 и Дугласу. Как быть с той информацией, которую так горячо и искренне озвучивали представителям магаданских СМИ после возвращения в Магадан?
Истребитель ЛаГГ-3. 1941-9142 годы. Фото: kolymastory.ru
Дабы не быть голословным. Статьи в "Магаданской правде" первая, вторая. Читая эти статьи в старейшей на Колыме и уважаемой газете "Магаданская правда" — уже и не знаешь плакать или смеяться. Многие из тех, кто связан с историей авиации или Дальстроя находятся в полном недоумении от таких опусов…
Статьи в "Магаданмедиа" одна, вторая. А сюжеты на телеканалах ГТРК "Магадан" и "Колыма+"?
Я понимаю, что журналисты не обязаны досконально в истории Колымы и Дальстроя. Их задача донести информацию до читателя и зрителя. В этом случае они сами стали жертвами грандиозного надувательства.
Но я, честно говоря, не понимаю позицию магаданских краеведов, научных сотрудников музея МОКМ и института СВКНИИ ДВО РАН, которые, я считаю, могли бы активно высказать своё мнение о происходящем и как-то вразумить разошедшихся в своих выводах членов экспедиции.
Что лично меня возмутило до глубины души? Я думаю, многие читали "12 стульев" (6+) Ильи Ильфа и Евгения Петрова, кто не читал — так смотрел экранизацию… Помните эпизод с шахматным турниром и Нью-Москвой? Так вот в данной ситуации Магадан может смело может стать Васюками, колымчане — членами шахсекции, а экспедиция "РГО Экспо" — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым.
О поисковом движении хорошо сказал Евгений Шаталов: "В поисковой работе не надо искать смысл, он находится на поверхности и Президент РФ дал хорошую оценку этой работе: "То, чем вы занимаетесь, — поисковые отряды, вообще всё движение, — она ведь, эта деятельность, и результаты её работы, как это ни покажется странным, не нужна тем, о ком вы заботитесь. Этих людей уже давно нет, они ушли из жизни, они погибли. Эта работа нужна живущим сегодня и будущим поколениям. Это абсолютно очевидная вещь. Это нужно для воспитания нашего общества в любви и почитании тех, кто отдал за страну, за будущее поколение, в том числе за нас с вами, самое дорогое, что есть у человека, — жизнь свою. Только такое общество, которое имеет такой внутренний моральный стержень, оно имеет шансы на будущее и на позитивное развитие. В этом основной смысл и главный смысл, конечно, вашей работы"".
Недавно меня обвинили в предвзятом отношении к работе поисковиков. Не могу не прокомментировать подобный укор. Я очень уважительно отношусь к поисковикам, к их работе и результатам их находок. Только при одном условии — если такие поиски ведутся профессионалами своего дела или людьми, стремящимися докопаться до истины. В противном случае выхолащивается сама идея и возникают сомнения к находкам и выводам.
А вот такие искатели с ЛаГГ-3 и Дугласами вызывают массу вопросов…
Хочу выразить свою искреннюю благодарность Евгению Шаталову за неоценимую помощь в создании этого материала.
С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте "Моя родина — Магадан".