Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
При написании статьи по поводу определения типа самолёта, шильдик от которого был найден экспедицией "РГО Экспо", основной целью ставилось указать на ошибочное идентифицирование находки как часть крыла от истребителя ЛаГГ-3, что в принципе и было сделано.
При этом, совершенно непреднамеренно, было сделано несколько неточностей, на которые внимания могли обратить специалисты, для остальных вряд ли бы это имело значение. Теперь мне не остаётся выхода, как внести ясность и по этому вопросу.
По поводу какого типа самолёт лежит на дне озера Майорыч, хочу повторить своё крамольное мнение — если принять во внимание, что на озере работала и авиаремонтная мастерская, то вполне вероятно, что на берегах и в самом озере могли остаться не подлежащие ремонту или утилизированные узлы и агрегаты МБР-2 и других самолётов… А что если найденные на берегу вообще не имеют никакого отношения к самолёту, находящемуся на дне озера Майорыч?
Несмотря на обследование затонувшего самолёта, к моему великому сожалению, экспедиция "РГО Экспо", вероятно, не смогла составить описание или найти какие-то детали или шильды на самолёте для точной идентификации, чтобы убрать малейшие сомнения в результатах. Увы, этого сделано не было и можно только снова перечислить версии о затонувшем самолёте.
Начнём с самых фантастических…
Версия первая
В поисках материала по озеру Майорыч мне довелось слышать о том, что на дне лежит двухмоторный самолёт. Но это к сожалению это были только слова, не подтвержденные фактами.
Из статьи Максима Третьякова "Воздушный транспорт Дальстроя в годы Великой Отечественной войны", речь идёт о 1942 г. : "Так, было организовано лётное звено, базовый зимний аэропорт на озере Майорыч с возможностью приёмки самолётов тяжёлого класса (типа Ли-2), а также специальное звено для аэрофотосъёмочных работ в составе пяти самолётов П-5 и одного МП-1бис".
Ещё больший полёт для фантазии даёт выписка из книги приказов авиаотряда Дальстроя от 1943 г. : "8 января 1943 с аэропорта Майорыч вылетел начальник аэропорта Майорыч товарищ Продан самолётом Х-348 (Г-2 ) в аэропорт Дружина".
Вывод — на дне озера может лежать как Ли-2, так и Г-2, гражданская модификация ТБ-3…
Версия вторая
На дне озера Майорыч лежит летающая лодка PBY "Catalina". Для этого тоже есть свои аргументы. В 1944-1945 годах гидробаза Майорыч могла быть использована в качестве запасного аэродрома, в случае неблагоприятных погодных условий в Магадане в рамках проекта "Зебра".
Летающая лодка. Фото: kolymastory.ru
В книге Максима Чибисова "Через материки и океаны" есть воспоминания Николая Федоровича Пискарева, перегонщика PBY "Catalina" из Анадыря в Магадан:
"Тем временем генерал А.А. Кузнецов разыскивал нас на пограничном катере. Нас обнаружили. Генерал поднялся на борт самолета. Он был явно сердит и не скрывал этого. Состоялся следующий разговор:
— Вам было приказано садиться на озеро Майоричи, почему не выполнили приказ?
— Товарищ генерал, мы не знали, где находится это озеро.
— Покажите карту.
— У нас нет карт.
— Как это нет? Вы должны были в Анадыре получить карты у Нижегородцева М.Д., или Курочкина М.П.
— Их еще до сих пор нет в Анадыре.
— А как вы летели без карты?
— Мы воспользовались синоптическими картами метеоцентра.
Штурман показал генералу наши самодельные карты — и Кузнецов А.А. понял, что был несправедлив к нам…"
Если кому-то интересна тема перегона PBY "Catalina" из Элизабет Сити во Владивосток, можно почитать здесь.
Версия третья
На первый взгляд, самая реалистичная. Предположим, что все находки у озера — а их, так или иначе, уже подтверждённых два случая, принадлежат самолёту, покоящемуся на дне озера Майорыч. В таком случае мы имеем дело с летающей лодкой МП-1, либо МП-1 бис.
МБР-2 и МП-1. Алсиб и ленд-лиз
Я так думаю, что тот, кто внимательно читал вышесказанное уже успел заметить нового игрока — летающую лодку МП-1. Так откуда появился МП-1 и куда исчез МБР-2? Именно в этом и была неточность, которую я допустил без всякого злого умысла. А теперь немного материала из Википедии.
МБР-2. Фото: kolymastory.ru
МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) — советская летающая лодка. Активно применялся в период второй мировой войны в качестве патрульного, транспортного, разведчика, спасательного самолёта.
МП-1 — гражданский вариант гидросамолета, пассажирский. Вооружение было снято. Салон имел отделку и был оборудован шестью креслами.
МП-1бис — пассажирский гидросамолет. Особенностью самолёта было размещение аппаратуры для аэрофотосъёмки, для работы которого в корпусе был устроен специальный герметичный люк. В пассажирской кабине было шесть кресел, освещение, вентиляция, звукоизоляция.
Основное отличие МБР-2 от своего гражданского собрата — два пулемёта калибра 7,62 мм на турелях с боекомплектом. На наружной подвеске — бомбы общей массой до 500 кг.
МП-1 авиаотряда Дальстроя на Индигирке. 1937 год. Фото: kolymastory.ru
А теперь первая страшная тайна — не было в авиаотряде Дальстроя вооружённых МБР-2, не было в них необходимости. В составе авиаотряда работали именно МП-1 и МП-1 бис, что не трудно проверить по документам авиаотряда Дальстроя.
В качестве примера приведу несколько летающих лодок родом с завода № 31 города Таганрога, которые работали в Дальстрое.
зав. номер | модиф. | завод | серия | № в серии | дата выпуска | Эксплуатант | БН |
31448 | МП-1 | № 31 | нет | 448 | 19.06.37 | СССР | СССР-Х99 |
31453 | МП-1 | № 31 | нет | 453 | 19.06.37 | СССР | СССР-Х120 |
31465 | МП-1 | № 31 | нет | 465 | 19.06.37 | СССР | СССР-Х121 |
На этом остановлюсь, для примера хватит. Можете поискать и другие — только вооружённых пулемётами и бомбами летающих лодок на фото и в документах в авиаотряде Дальстроя вы вряд ли найдёте.
Шильд на элементе крыла, найденного экспедицией. Фото: https://www.instagram.com/bogdee/
Страшная тайна № 2. После приведённых фактов можно смело говорить о том, что кусок крыла и шильдик от летающей лодки МП-1 никоим образом не находятся под юрисдикцией министерства обороны.
Страшная тайна № 3. Летающие лодки МП-1 Дальстроя никакого отношения, я считаю, к ленд-лизу не имели. Если я не прав — попрошу предоставить доказательства и факты из исследований.
Поисковики "РГО Экспо" или "чёрные следопыты"?
Вроде немного с находками разобрались, теперь можно перейти непосредственно к самой экспедиции и её поискам на озере Майорыч.
Сперва цитата из "Акта № 38/18 Государственной историко-культурной экспертизы: "В июле 1970 г. отряд Приленской археологической экспедиции Якутского филиала СО АН СССР провел маршрут по р. Колыма от пос. Дебин до устья реки, открыв ряд стоянок и получив новые сведения о стоянках, исследованных А.П. Окладниковым в 1946 г. На Верхней Колыме была найдена стоянка в устье руч. Майорыч, где был собран подъемный археологический материал, определенный как "уплощенный клиновидный нуклеус" и пластина. Они были отнесены к дюктайской культуре позднего палеолита.
Материалы колымских памятников послужили основой для создания исторических построений, решающих проблемы заселения Северной Америки в позднем палеолите и выявления культурных связей между Азией и Америкой в голоцене".
Учитывая, что расстояние от стоянки на ручье Майорыч до места поисков (озера Майорыч) чуть больше двух километров, то закономерным становиться вопрос для руководителя экспедиции: "А нет ли случаем археологических памятников в районе поиска?".
Заказывать полноценную экспертизу дело хлопотное и дорогое, а вот написать письмо в Отдел по охране объектов культурного наследия Правительства Магаданской области с запросом о существовании памятников вблизи озера Майорыч и получить исчерпывающий ответ — вполне разумное решение.
В таком случае возникает первый вопрос к Отделу по охране объектов культурного наследия Правительства Магаданской области — поступал ли запрос о наличии археологических памятников на озере Майорыч от экспедиции "РГО Экспо" и как можно ознакомиться с ним, если такой существует?
Как известно, проведение экспедиций такого формата, связанных с поиском находок и раскопками, регламентируется целым перечнем законов и постановлений, в частности, Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" с поправками от 23 июля 2013 года Федерального закона № 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии". В этих законах также прописан перечень необходимых документов для таких экспедиций, а также отчёты, акты и другие материалы, по окончании экспедиции и результатам её работы.
Хочу отвлечься от темы и процитировать репортаж из "Магаданмедиа":
"— Сколько времени потребовалось на подготовку к проекту?
— Пять лет. В 2016-м зародилась сама идея, и тогда же я поднял первые документы. Серьезная проработка началась год назад: это работа с документами, архивами, подготовка экспедиции. Сама команда была создана за месяц до старта. Собрали ребят, проинструктировали. Они прошли выброски, пробежки, физическую и психическую подготовку. Теперь они здесь, на Колыме".
Учитывая продолжительность подготовки и серьёзность экспедиции, у меня не было и тени сомнения в том, что руководители изучили не только архивные данные и другие материалы, но и в полной мере ознакомились с законодательными актами, регламентирующими такие экспедиции.
В соответствии со статьёй 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основе разрешения (открытого листа).
Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый Министерством культуры Российской Федерации и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ.
По привычке — доверяй, но проверяй, попытался ознакомиться на сайте Министерства культуры Российской федерации с открытым листом, выданным для производства поиска и работ в Магаданской области. На своё удивление, подобного документа я не нашёл.
Естественно, это вызывало ряд вопросов…
Вопрос второй. Экспедиции "РГО Экспо": Нельзя ли поделиться сканом открытого листа или хотя бы сообщить идентификационный номер для ознакомления. при условии, если он вообще существует?
Вопрос третий. Министерству культуры Магаданской области: Было ли уведомление, согласно закону, не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ, министерства в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, и нельзя ли увидеть копию разрешения (открытого листа)?
Вопрос четвёртый. Снова команде "РГО Экспо": Где можно ознакомиться с актом обследования места падения самолёта со всеми сопутствующими документами?
В том случае, если подобных документов не существует, это даёт возможность предположить, что поиски в Магаданской области, вероятно, вела не экспедиция "РГО Экспо", а некая группа "черных копателей", со всеми вытекающими последствиями.
Если же я не прав и такие документы существуют, я принесу самые глубочайшие извинения экспедиции за предвзятость и излишнюю подозрительность в этих вопросах.
Также в статьях о находках экспедиции я встретил два вот таких интересных снимка.
Находка экспедиции. Фото: https://www.instagram.com/bogdee/
На первом снимке видна сама находка целиком, в каком виде она была найдена на берегу озера.
Шилд на элементе крыла, найденного экспедицией. Фото: https://www.instagram.com/bogdee/
На втором снимке уже часть находки. Возникает вопрос к специалистам: поисковикам и реставраторам.
Насколько целесообразна разборка найденной в ходе поисков конструкции и возможны ли такие работы до проведения экспертизы?
О местонахождении и судьбе найденного обломка от крыла МП-1 я пока умалчиваю…
"12 стульев" по-колымски
И всё-таки вернёмся к ЛаГГ-3 и Дугласу. Как быть с той информацией, которую так горячо и искренне озвучивали представителям магаданских СМИ после возвращения в Магадан?
Истребитель ЛаГГ-3. 1941-9142 годы. Фото: kolymastory.ru
Дабы не быть голословным. Статьи в "Магаданской правде" первая, вторая. Читая эти статьи в старейшей на Колыме и уважаемой газете "Магаданская правда" — уже и не знаешь плакать или смеяться. Многие из тех, кто связан с историей авиации или Дальстроя находятся в полном недоумении от таких опусов…
Статьи в "Магаданмедиа" одна, вторая. А сюжеты на телеканалах ГТРК "Магадан" и "Колыма+"?
Я понимаю, что журналисты не обязаны досконально в истории Колымы и Дальстроя. Их задача донести информацию до читателя и зрителя. В этом случае они сами стали жертвами грандиозного надувательства.
Но я, честно говоря, не понимаю позицию магаданских краеведов, научных сотрудников музея МОКМ и института СВКНИИ ДВО РАН, которые, я считаю, могли бы активно высказать своё мнение о происходящем и как-то вразумить разошедшихся в своих выводах членов экспедиции.
Что лично меня возмутило до глубины души? Я думаю, многие читали "12 стульев" (6+) Ильи Ильфа и Евгения Петрова, кто не читал — так смотрел экранизацию… Помните эпизод с шахматным турниром и Нью-Москвой? Так вот в данной ситуации Магадан может смело может стать Васюками, колымчане — членами шахсекции, а экспедиция "РГО Экспо" — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым.
О поисковом движении хорошо сказал Евгений Шаталов: "В поисковой работе не надо искать смысл, он находится на поверхности и Президент РФ дал хорошую оценку этой работе: "То, чем вы занимаетесь, — поисковые отряды, вообще всё движение, — она ведь, эта деятельность, и результаты её работы, как это ни покажется странным, не нужна тем, о ком вы заботитесь. Этих людей уже давно нет, они ушли из жизни, они погибли. Эта работа нужна живущим сегодня и будущим поколениям. Это абсолютно очевидная вещь. Это нужно для воспитания нашего общества в любви и почитании тех, кто отдал за страну, за будущее поколение, в том числе за нас с вами, самое дорогое, что есть у человека, — жизнь свою. Только такое общество, которое имеет такой внутренний моральный стержень, оно имеет шансы на будущее и на позитивное развитие. В этом основной смысл и главный смысл, конечно, вашей работы"".
Недавно меня обвинили в предвзятом отношении к работе поисковиков. Не могу не прокомментировать подобный укор. Я очень уважительно отношусь к поисковикам, к их работе и результатам их находок. Только при одном условии — если такие поиски ведутся профессионалами своего дела или людьми, стремящимися докопаться до истины. В противном случае выхолащивается сама идея и возникают сомнения к находкам и выводам.
А вот такие искатели с ЛаГГ-3 и Дугласами вызывают массу вопросов…
Хочу выразить свою искреннюю благодарность Евгению Шаталову за неоценимую помощь в создании этого материала.
С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте "Моя родина — Магадан".
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia