15 февраля 2021. На Дальнем Востоке в ближайшее время может появиться большой объем свободной земли, использовать который можно будет в том числе для наращивания производства в аграрном секторе. Министерством сельского хозяйства РФ разработаны поправки в закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые предполагают упрощение вовлечения в оборот государства невостребованных земель, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Известия".
Директор "Городского Риэлторского Центра" Сергей Косиков считает, что изменения в законодательной базе могут реально помочь вовлечь в оборот новые земли и дать возможность поставить на кадастровый учет еще не охваченные участки.
Бесхозяйные гектары
Минсельхоз предлагает считать бесхозяйными территории, собственники которых неизвестны либо отказались от участков, а также земли, не зарегистрированные в Едином государственном реестре прав недвижимости. Ведомство предлагает упростить передачу таких территорий государству, которое получит их без решения суда или в упрощенном порядке судопроизводства.
Согласно тексту пояснительной записки к закону, в РФ на 1 января 2019 года было около 15,3 млн гектаров невостребованных земель. В среднем это 6,8% от общей площади земель сельхозназначения в стране. Это те земли, у которых есть титульный собственник, однако в течение 25 лет он никак не распорядился своей долей.
"Действующий порядок определения земельных долей невостребованными затягивает процедуру их приобретения в муниципальную собственность и вовлечения в оборот, а зачастую делает ее невозможной, поскольку признание земли невостребованной осуществляется муниципальными органами в суде в порядке искового производства при отсутствии, как правило, ответчика, местонахождение которого неизвестно", — объясняется в документе причина разработки законопроекта.
Также Минсельхоз отмечает, что до сих пор не решена проблема вовлечения в оборот земли, от которой собственник отказался.
Чтобы это изменить, Минсельхоз предлагает ряд нововведений. Так, ведомство предлагает закрепить в законодательстве термин "бесхозяйная земля" и считать такими участки, собственники которых неизвестны либо отказались от права собственности. Также под новое определение попадут территории, которые до 1 января 2025 года не будут зарегистрированы в Едином государственном реестре прав недвижимости. В этом случае, предлагают в Минсельхозе, местная власть получит на них право собственности в порядке особого судопроизводства, путем простой постановки на учет согласно положению п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.
Без повестки в суд
Также предлагается разрешить признавать выморочным имуществом земли, собственник которых умер, а наследники не объявляются либо отказались от наследования. Это может освободить власти от необходимости обращаться в суд, чтобы получить территорию в муниципальную собственность. Как отмечается в пояснительной записке, ее автоматический переход регламентируется ст. 1151 Гражданского кодекса РФ.
В-третьих, чтобы решить проблему неиспользования в обороте земли сельского назначения, находящейся в общей долевой собственности, законопроектом предлагается установить обязанность собственника произвести выдел земельной доли до 1 января 2024 года. Если этого не произойдет, то владелец теряет право собственности на эту землю согласно ст. 238 Гражданского кодекса РФ.
директор агентства недвижимости "Городской риэлторский центр"
Автор фото: РИА PrimaMedia
Не то, чтобы у государства совсем не хватает земель для ведения сельского хозяйства. Но наличие фактически "бесхозных" земель, безусловно, недопустимо. Вся логика законодательных инициатив последних лет, связанных с земельными отношениями, и ведет к тому, чтобы были созданы простые правила оборота земли, -
Поэтому новые поправки, разработанные правительством, реально могут помочь вовлечь в оборот новые земли и даст возможность поставить на кадастровый учет еще не охваченные участки. При этом, существующим собственникам участков дается время, для того, чтобы привести свои документы в порядок и определиться с необходимостью владения своими участками. Новые поправки закрывают вопросы, которые ставит уже накопленная практика решения таких вопросов в существующем правовом поле.