23 октября 2020. Из 12 месяцев он проводит в дороге примерно полгода, считает 200 км бездорожья в одну сторону обычным рейсом и не устает любоваться колымскими пейзажами. "Приятная работа и коллектив хороший" — говорит Антон Захлебаев о своих вахтах. Водитель вездехода участка геологоразведки ГОК "Кубака" Омолонской золоторудной компании сменил рычаги танка на штурвал вездехода более 14 лет назад. И столько же лет отмечает свой профессиональный праздник — День автомобилиста.
Антону с детства нравилось возиться с механизмами — разобрать и собрать, досконально выяснить, что и как крутится. Окончил профессиональное училище по специальности тракторист-машинист. Срочную служил в танковых войсках, а через два года службы остался еще на год по контракту. Был и водителем танка, и командиром взвода. После армии работал в Тюменской области. Доволен, что вот уже третий год в "Полиметалле", тем более, что здесь же трудится его старший брат — тоже вездеходчик.
Работа на гусеничном вездеходе носит сезонный характер — с июня по октябрь. На остальные месяцы остается дежурный вездеход, где водители сменяют друг друга по мере необходимости. Черед Антона Захлебаева пришелся на весну.
"В марте этого года снега было прилично, — рассказывает Антон, — Делали дорогу на участок Упрямый, это 215 км от Омсукчана. Надо было завезти по зимнику все необходимое — технику, модульные конструкции, буровое оборудование. Справились. Потом, пока идет паводок, техника готовится к сезону: ремонт ходовой, замена подшипников, покраска. Надо, чтобы все было надежно по максимуму".
Бывают рейсы и более дальние, километров по 400 в одну сторону. Антон улыбается, что когда-то такие расстояния казались чудовищно огромными, но все это лишь вопрос опыта. Обычно дорога занимает пару дней. Ночуют в пути. Дороги в труднодоступных местах весьма условны, это далеко не автобан. Не всегда на глазок определишь где, к примеру, ручей бежит, где вездеход может провалиться гусеницами. Что делать тогда? Брать тросы, подкладывать бревнышки, привязывать, да подлаживать — и выбираться. В своей Четре ТМ-130 Антон Захлебаев уверен, как в друге, говорит, что у машины хорошие возможности, она приспособлена к сложным полевым условиям.
"На всякий пожарный", как говорится, есть спутниковая связь. С ее помощью бывало узнавали, что у кого-то в пути произошла поломка вездехода, надо побыстрее доставить нужную деталь на замену и помочь коллеге. Но это редкий эпизод. Каждый водитель вездехода старается тщательно подготовить свою машину к сезону, предусмотреть все возможное и невозможное. Техника любит хороший уход. А хороший водитель любит технику.
Дорогами Омолонского хаба. История водителя вездехода. Фото: МФ АО "Полиметалл УК"
Казалось бы, его, коренного северянина, не удивишь природными красотами, ведь и у родного Ханты-Мансийского округа, и у соседнего Ямала, по которому тоже поколесил предостаточно, есть свои характерные особенности. Тем не менее, колымские места поражают богатством и чистотой красок.
"Где-то зеленое, где-то желтое, или красное — все цвета очень яркие. И разнообразно все. Такого я нигде не видел раньше. В августе за перевалом Кубаки выпал снег, это было сказочно красиво", — делится Антон Захлебаев.
Помимо природы нравится ему, что в дороге можно встретить разных животных — оленей, медведей, лис. Буквально на минувшей неделе видел стаю молодых волков. Остановились перекусить, а тут они выходят. Посмотрели внимательно на людей, да и отправились неспешно по своим делам. А люди — по своим, беседуя в теплой и удобной машине об особенностях геологоразведки, о том, как раньше жили в палатках, о нюансах работы современного геолога, о сиюминутных, но важных вещах. И это водителю вездехода Четра тоже нравится. Что, собственно, нужно для комфорта души? Дальняя дорога, движение, цель, которой надо достичь и впечатления.