В Магаданской области создана рабочая группа по совершенствованию регионального законодательства в связи с принятием поправок к Конституции РФ. Как будет выстроена работа группы, кто вошел в состав, какой объем работы предстоит выполнить и в какие сроки, рассказал председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.
Кто входит в рабочую группу?
— 13 августа мной было подписано Распоряжение о создании в Магаданской области рабочей группы по совершенствованию регионального законодательства в связи с принятием и вступлением в силу поправок к Конституции РФ.
Нам предстоит огромная работа, и ее надо проводить достаточно оперативно и точечно. И уже основания для этой работы есть.
До этого в составе аппарата Магаданской областной Думы была создана такая рабочая группа для анализа и контроля регионального законодательства и его соответствия тем нормам, которые сегодня уже вошли в действующюю Конституцию. Состав рабочей группы утвержден, а мы постарались ее разнообразить и включить специалистов, которые понимают суть законодательного процесса — представителей правительства Магаданской области, областной прокуратуры, управления юстиции, представителей общественных объединений и образовательных организаций. В состав нашей рабочей группы также входит депутат Госдумы Оксана Бондарь и два наших сенатора — Сергей Иванов и Анатолий Широков.
Чем будет заниматься рабочая группа и в каком объеме?
— На прошедшем с 25 июня по 1 июля общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию изменения, которые затронули 46 статей основного закона страны, были поддержаны без малого 80% россиян. Теперь федеральному центру предстоит не меньшая работа, чем, собственно, при разработке самих поправок. Для их реализации потребуется внесение изменении в порядка 100 федеральных законов. Кроме того, изменения затрагивают не менее 150 подзаконных нормативно-правовых актов федерального уровня.
По примерным подсчетам, необходимо будет скорректировать не менее 65 уставов субъектов РФ и более 500 региональных законов, при этом самые очевидные направления актуализации — это те законы субъектов, которые касаются темы социальной занятости, оказания медицинской помощи, молодежной политики, сельского хозяйства и местного самоуправления.
Магаданской областной Думой подготовлена сводная таблица тех региональных НПА, которые уже сейчас необходимо готовить в силу прямого действия конституционных норм. Кроме того, ряд предложений по совершенствованию федерального законодательства, сформулированных Магаданской областной Думой, касающихся наиболее социально-уязвимых категорий граждан — пенсионеров и инвалидов — был озвучен и поддержан на внеочередном общем собрании парламентской ассоциации "ДВ и Забайкалье", которое состоялось 22 июля 2020 года. И было посвящено реализации изменений российской Конституции. Направлены наши предложения в Совет федерации Федерального собрания РФ.
Каким образом будет построена работа?
Работу предлагается построить по пяти блокам. Это социальные гарантии, пенсии, пособия. Поддержка института семьи, вопросы образования. Это первый блок, первое направление работы по совершенству законодательства на федеральном уровне. Второе — здравоохранение, наука и культура. Третий блок — организация единой публичной власти. Конечно, вопросы государственной и муниципальной службы, законодательства о выборах. Четвертый блок — это оборона, безопасность и неприкосновенность территории. Пятое — развитие предпринимательства, частные инициативы, защита права собственности и развитие некоммерческого сектора, развитие институтов гражданского общества.
31 июля этого года уже принят ФЗ, который призван закрепить в действующем законодательстве новые положения Конституции. Речь идет о поправках в закон о противодействии экстремистской деятельности, в поддержку части 21 статьи 67 Конституции "Об обеспечении России защиты своего суверенитета и территориальной целостности". Это первый закон, который был принят в рамках реализации поправок в Конституцию. С учетом вступивших в силу поправок в Конституцию законом уточняется понятие экстремистской деятельности и устанавливается, что нарушение территориальной целостности РФ, в том числе отчуждение части ее территории признается экстремизмом. За призывы к отчуждению российских территорий, а также за действие по их отчуждению будут установлены как административная, так и достаточно суровая уголовная ответственность — от 6 до 10 лет лишения свободы. При этом, изменениям должно подвергнуться не только федеральное законодательство, поскольку поправки затронули все уровни организации и функционирования публичной власти.
В унисон должна работать вся система. Для этого нужна перенастройка на всех ступенях. Коль скоро главным критерием эффективности публичной власти теперь становится социальное благополучие граждан, а гарантия его обеспечения находится в компетенции и федеральных, и региональных, и муниципальных органов, то эти уровни тоже должны поменять свои акты. Цель нашей работы — осуществить взаимодействие на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Вестись работа будет по трем направлениям. Первое — работа над проектами федеральных законов, идеологии которых должен определить федеральный законодатель. В силу того, что данные вопросы находятся в его исключительной компетенции. Речь идет о принятии закона о Государственном совете, сформулированном президентом РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействии в органах публичной власти. Определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ. И приоритетны направления социально-экономического развития государства. В данном случае предложение от региона представляется наиболее целесообразным высказывать уже на стадии готового законопроекта. Это понятно, что иногда нам не надо бежать впереди паровоза. Здесь есть некое концептуальное основание, которое федеральный центр должен определить. И это является исключительным полномочием федерального центра. Здесь наша рабочая группа будет подключаться на уровне, когда идеология данного проекта закона будет, когда появится его содержательная основа, когда он будет направлен к нам сюда на территорию для согласования и уточнения отдельных норм и положений данных проектов законов. Это одно направление.
Второе — федеральные законы по тем вопросам, которые находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Несмотря на тот факт, что такие проекты направляются на отзывы в регионы, предлагается по социально-значимым и особо актуальным направлениям, как права и гарантии для жителей, проживающих в районах Крайнего Севера, не дожидаться концепции ФЗ и его детализации в статьях, а начинать нам работать на некоторое опережение.
Здесь мы должны быть очень педантичны, скрупулезны. И отслеживать эти новеллы в ФЗ. К таким законам можно отнести семейное законодательство, молодежную политику, здравоохранение, образование, природопользование, права и гарантии жителей, проживающих в районах Крайнего Севера.
Третье направление — приведение регионального законодательства в соответствии с конституционными поправками, имеющими прямое действие и не требующими принятия специальных ФЗ, так и в соответствии с федеральным законодательством, которое, в свою очередь, будет меняться в связи с обновленным основным законом. Мы проанализировали третий блок. Даже уже сегодня только изменение одного понятия — это изменение наименования должности в Федеральном собрании — это член Совета федерации на сенатор РФ — надо изменение внести в 10 законодательных актов Магаданской области.
Через какие механизмы будут транслироваться законодательные акты и концепции к ФЗ?
— У нас есть сама рабочая группа, которая работала над поправками в Конституцию и сегодня будет аккумулировать предложения, связанные с совершенствованием законодательства. Второе — это парламентская ассоциация "Забайкалье и Дальний Восток", куда входит наш регион. Эта площадка объединяет 11 дальневосточных субъектов РФ с населением более 6 млн человек. Следующая площадка — Совет законодателей РФ, куда мы тоже входим, где активно ведем работу и продвижение своих НПА, либо изменение этих НПА. И через наших сенаторов, депутатов Госдумы. Это выход напрямую и в Совет федерации, и в Госдуму. Вот по этим направлениям мы должны выстраивать коммуникации и направлять предложения, уже выверенные и отработанные.
Понадобится ли финансирование деятельности рабочей группы?
— Нет. В состав рабочей группы входят специалисты, практикующие юристы, те кто понимает суть требований законодательного процесса. Рабочая группа действует на добровольной основе.
Мы объедены одной целью и идеей — совершенствованием регионального законодательства.
Сколько времени отведено на работу группы?
— Мы должны в течение трех месяцев привести федеральное законодательство к тем прямым нормам Конституции, которые уже действуют. Это большой объем работы,и Дума седьмого созыва должна быть готовой в короткие сроки все эти проекты рассмотреть. К тому времени эти проекты должны быть готовы, на это и нацелена работа рабочей группы. Заседания рабочей группы будут проводиться каждый месяц.