Дискутируемый в рыболовецком сообществе "инвестиционный принцип" распределения квот, при котором условием доступа к ресурсу становится обновление производственной базы предприятия, не мог не оказаться в сфере внимания редакции ИА PrimaMedia, давно и внимательно следящей за событиями в отрасли. На этот раз мы решили поинтересоваться у самих рыбаков и представителей компаний, добывающих водные биоресурсы, какое значение для них имеет курс на обновление флота, взятый государством. Даже небольшого исследования оказалось достаточно, чтобы убедиться — запрос на новые рыбопромысловые суда среди работников отрасли очевиден.
Обновление флота — задача государственная, инициатива отраслевая
Рыбопромысловый флот России не просто устарел. Его практически нет. Сегодня большинство из около 2 тысяч условно действующих судов разного тоннажа были построены в Европе, Украинской ССР, Японии, Южной Корее. И достаточно давно по всем мировым меркам, найти судно "моложе" 30-35 лет очень непросто.
При этом количество судов, работающих в Дальневосточном рыбохозяйственном районе, постоянно сокращается. Старые суда уходят в тираж, условно "новые", все тот же second hand из стран АТР, со временем переходят в разряд "старых", вызывающих пристальное скептическое внимание надзорных органов.
Кого-то, может быть, данная ситуация и устраивает, но для российского государства она оборачивается перспективой потери национальных квот и их перехода в руки других государств. Дело в том, что 70% уловов в России добывается в ИЭЗ (исключительной экономической зоне). Если водные биоресурсы не будут освоены полностью, то на них выдвинут претензии страны из тех же зон. Это подтверждает статья 62 Конвенции ООН по морскому праву: "Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова".
Добыча краба на Дальнем Востоке. Квоты осваиваются. Фото: Г. Телешов
Другими словами, "шагреневое" сокращение рыбопромыслового флота на дальневосточном направлении чревато для России большими экономическими потерями. Сегодня более половины ежегодного общероссийского вылова (в последние годы — в районе 5 млн тонн) добывается в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации в Тихом океане (то есть в Охотском море и значительной части моря Берингова). Но происходить это будет до тех пор, пока суда под флагом РФ ежегодно осваивают в ИЭЗ общие допустимые уловы главных промысловых видов — минтая, сельди, лососевых и проч.
Если сокращение отечественного рыбопромыслового флота не удастся остановить, рыбу и морепродукты, добытые у берегов Камчатки и Сахалина, России придется покупать у Японии, Южной Кореи, США и других стран АТР.
Как видим, у нашего государства нет другого выхода, как инициировать строительство собственного рыбодобывающего флота. Отсюда и возникает идея "инвестиционного принципа".
За основу предложения, которое поступило от участников рынка председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, взята действующая с 2018 года программа "инвестиционных квот", в рамках которой уже заключены контракты на постройку в РФ более 40 рыбопромысловых судов. Расширение программы путем увеличения доли "инвестквот" в общем объеме общего допустимого улова (ОДУ), по мнению участников рынка, обратившихся в премьеру, позволит обеспечить промысловыми лимитами строящиеся сейчас по программе суда не на 50%, как это предполагают нынешние параметры, а на все 100%.
Рыбаки тоже "за"
— Средний возраст действующего рыболовецкого флота — более 30 лет, — говорит директор департамента управления флотом ГК "Русский Краб" Максим Куликов. — Даже если эти суда содержатся в хорошем техническом состоянии, это все равно морально устаревшие суда прошлого века, которые давно не отвечают современным стандартам безопасности, комфорта и т.д. Они проработают еще 5-10 лет и будут списаны. А что дальше?
По мнению собеседника агентства, отсутствие перспективы строительства нового флота лишает рыбную отрасль будущего. Обновлять флот необходимо, причем с учетом современных реалий.
Во-первых, нужно понимать, что сейчас на флот приходит новое поколение людей. Человеку теперь недостаточно заработать денег. Ему нужны нормальные условия: люди хотят (и имеют на это право) трудиться в безопасных условиях, комфортно отдыхать, заниматься спортом и культурным досугом, иметь доступ к Интернету.
— Во-вторых, молодые квалифицированные кадры хотят реализовываться в профессии, применяя в реальной работе полученные в вузах знания. На старых судах это невозможно. Молодежь все сложнее привлечь в профессию, которая не обещает развития, работа в рыболовецкой отрасли теряет престиж, — говорит Максим Куликов.
Подтверждение его словам легко найти на многочисленных форумах, где моряки и рыбаки, ищущие работу, делятся с коллегами своими мыслями о сложных условиях труда и жизни на ветшающих судах. Как результат — отрасль начинает испытывать дефицит высококвалифицированного персонала. Ощущение заброшенности действующего флота, его ненужности самим компаниям заставляет людей искать другие возможности, тем более что хороший специалист может найти работу не только в море, но и на берегу. Моряки устают заниматься бесконечным ремонтом судов, которым уже за 30. Вместе с флотом стареют и кадры. Молодежь неохотно идет в рыбаки. И если не изменить ситуацию— через несколько лет на рыболовном флоте просто некому будет работать.
— Я согласен с тем, что, если увеличить зарплаты работников и более серьезно отнестись к идее постройки нового флота, промысел вздохнет с облегчением. Подобные меры помогли бы привлечь в отрасль свежие рабочие силы, готовые ради своих интересов содействовать интересам страны в целом, — уверяет директор крюинговой компании "Наше время" Александр Закревский.
Условия труда имеют значение. Фото: Г. Телешов
Распространенное мнение о том, что судно может одинаково эффективно служить несколько десятилетий — ошибочно. Старое судно есть старое судно. В эксплуатации это особенно заметно, замечает второй помощник капитана Евгений Бурмистров.
— Я работаю на флоте с 2009 года, учился на судоводителя в КамГУ (Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга — прим. ред.). Конечно, я планирую расти в профессии, собираюсь пройти аттестацию на старшего помощника капитана, потом — на капитана. Для меня важно иметь перспективу работать на современном судне, оснащенном современными системами навигации и технологическим оборудованием. Это другой уровень безопасности и условий работы, — говорит он.
К слову, производительность и экологичность флота является еще одним важным фактором, говорящим в пользу обновления флота.
Повышенные требования к качеству продукции, международные сертификационные экологические стандарты невозможно обеспечить старым флотом. Современные проекты изначально учитывают максимальную энергоэффективность и экологичность. На новых судах можно добиться лучшего улова, что положительно скажется на заработке рыбаков. И они это понимают.
— Меня радует то, что флот начал обновляться. Это значит, что будет меньше травматизма, будет меньше проблем в работе с устаревающим оборудованием. Поверьте, я знаю о чем говорю. С 2004 года работаю на судах большого и среднего флота. Приходилось ходить на судах 1976 года постройки — вся палуба гнилая, каюты текут… Если пароходу больше 20 лет, — это ненормально. После 20 лет он требует особого внимания, это отвлекает не только серьезные средства судовладельцев на поддержку надлежащего технического состояния, но и ресурс экипажей, который и так в море задействован в полную силу, — рассказывает старший помощник капитана Виталий Иванов.
Задавая новый стандарт отрасли
Вот уж действительно, не ищите черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет. Совсем недавно, в 2018-2019 годах, когда готовилось перераспределение 50% крабовых квот с инвестиционными обязательствами по строительству новых судов-краболовов, у части отраслевого сообщества были большие сомнения, стоит ли так жестко связывать квоты с инвестициями на реальное обновление флота. Мол, историческая "стабильность" рынка может пострадать.
И что мы видим теперь? Новые краболовы закладываются и строятся, и никакой информации о "смертности" среди компаний-крабодобытчиков нет. Как нет и информации о росте безработицы среди плавсостава. Скорее, наоборот.
Победители прошедших в октябре 2019 года аукционов стали 17 компаний. По их заказам будут построены 35 краболовов, которые должны обновить отечественный промысловый флот. 25 судов строятся для работы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 10 — в Северном. К строительству краболовов приступили на "Восточной верфи" во Владивостоке, Находкинском СРЗ, в Хабаровске, Петрозаводске.
Кили восьми судов для добычи краба зложили на Находкинском суадоремон тном заводе. Фото: пресс-служба полпредства ДФО
В июне этого года на закладке килей краболовов для компании "Антей" вице-премьер Юрий Трутнев отметил, что заказ состоялся благодаря принятому президентом РФ Владимиром Путиным решению о вводе механизма “квоты в обмен на инвестиции”.
"Хочу пожелать удачи всем участникам процесса: и судостроителям, для которых это большой заказ, возможность расширить свои компетенции и дать новый импульс для развития своего предприятия; и рыбакам, которые ждут эти суда, чтобы продолжать работать, ловить крабов", — сказал Юрий Трутнев.
По данным экспертов отрасли, специализированные суда для добычи краба не делали в стране с советских времен, а по другим данным и первые советские краболовы были переоборудованными японскими судами. То есть, нынешняя кампания по "крабострою" дала старт строительству судов этого типа впервые если не в мире, то в России точно.
Планируя новые суда, в заказчики основывались на многолетнем опыте эксплуатации переоборудованных пароходов, понимании особенностей промысла, закладывали требования, исходя из пиков сезонности, климатических условий Дальневосточного региона и своего представления об "идеальном" краболове. И уже в ближайшие год-два первые краболовы выйдут со стапелей.
Краболов — звучит гордо
Квалифицированные кадры нужны отрасли. Фото: Г. Телешов
В "Русском Крабе" при проектировании судна большое внимание уделили организации пространства для команды. Жилой блок соответствует европейским стандартам — просторнее в 1,5-2 раза, чем на действующих судах, с хорошей мебелью. Будет спортзал, сауна. Все помещения проектируются с минимизацией уровня шума и вибрации. Компании важно, чтобы экипажи, находясь на промысле, имели максимально комфортные и безопасные условия.
"Мы заинтересованы в том, чтобы наши инвестиции в технологии одновременно повысили привлекательность работы на промысле краба, сделали этот нелегкий труд престижным, высокооплачиваемым, технологичным. Мы готовы вкладываться в это. Потому что даже самыми передовыми машинами управляют люди. Важно о них заботиться", — отмечают в компании.