В 2018 году Фондом президентских грантов был одобрен совместный социально-культурный проект Магаданской областной общественной организации работников культуры (МОООРК) "Детская студия "Сова Мудрова" (№ 18-2-005091), реализуемый в партнерстве с Магаданским областным краеведческим музеем (0+).
В музее стало возможным организовать специальную площадку, оснащенную новым оборудованием (интерактивный стол, проектор, экран) и материалом, для выполнения творческих заданий к занятиям в студии. Мероприятия сформированы в программы "Вместе весело шагать" и "Солнышко в ладошке", разработанные с учетом детского возраста. По первой программе студию посещают дошкольники с родителями, по второй — дети с ограниченными возможностями здоровья. Каждая программа состоит из восьми занятий, рассчитанных на учебный год. Для удобства посетителей, мероприятия проводятся ежемесячно каждую третью и четвертую субботы.
Сова Мудрова. Фото: Артём Ковалёв
Работники культуры отошли от традиционных форм работы, чтобы посещение занятий получалось по-настоящему семейным. Студия стала организованным пространством для совместного пребывания родителей с ребенком. Она позволяет погрузиться в музейную среду. Занятия проходят на площадке, сочетающей в себе элементы выставочного зала с предметным рядом из фондов музея и мастерской. Отобранные экспонаты расположены в зоне, удобной для детского восприятия, не закрыты стеклом витрины, как в большинстве музейных экспозиций, но трогать их нельзя согласно внутренним правилам. Поэтому детские педагоги используют предметный ряд, дублирующий музейные экспонаты, его можно подержать в руках, близко рассмотреть. Таким образом, первая часть занятия — экскурсионная — становится более увлекательной.
Сова Мудрова. Фото: Артём Ковалёв
Самая долгожданная часть студийных встреч — выполнение творческого задания, в которое активно включаются родители. Здесь происходит живое общение музейных педагогов с детьми, между семьями возникает настоящий соревновательный дух. Дети становятся не просто зрителями, но и активными участниками процесса изучения музейного предмета.
Как пример приведем интерактивную экскурсию "Приключения Кляксы". Целью занятия формирование представлений о процессе развития письменности и письменных принадлежностей. Главным экспонатом небольшой выставки стал металлический чернильный прибор из коллекции музея. Клякса выступала "проводником" в мир письма. Перед детьми стояла задача узнать кто она такая, откуда взялась и куда исчезла.
Поиск следов кляксы пришлось начать с исследования клинописи. Ребята активно царапали палочками по сырым глиняным пластинкам, оставляя на них свои имена и рисунки. Полученный опыт и дальнейшие размышления о происхождении Кляксы привели юных исследователей к идее возникновения чернил.
Конечно, одних чернил для возникновения кляксы не достаточно, нужен специальный инструмент. В мастерской начинается импровизированное путешествие во времени и пространстве. Для каждого участника занятия была приготовлена специальная именная пропись, в которой дети при помощи взрослых пробовали различные способы написания чернилами. Большое впечатление оказало на маленьких посетителей гусиное перо, которым ребята заполняли строчки в прописи. Также в дело пошли кисти и металлические перья. Естественно, на этом этапе исследования, наконец-то, появилась клякса, и не одна.
Работа с пером и чернилами требует определенных навыков и специального оборудования. Когда "кляксотворчество" было закончено, появились логические вопросы: "как раньше было организовано пространство письменного стола?", "где хранили использованные перья?", "во что наливали чернила?", "зачем на столе нужна песочница?".
Тут-то и появляется музейный предмет — тяжелый, металлический чернильный прибор, изготовленный мастерами Магаданского авторемонтного завода в сороковых годах прошлого века.
Дети внимательно рассматривали незнакомый предмет, поработав с перьями, и осознав трудности нового процесса. Они уже понимали его функциональное предназначение. Мальчики и девочки, соревнуясь, делали правильные предположения о том, для чего нужны "эти стаканчики", и зачем "эта баночка с крышечкой". Ранее не виденный предмет стал ясен и понятен.
Конечно, все согласились, что Клякса живет в чернильнице и увидеть ее можно только тогда, когда чернила падают с пера на бумагу. Так, испробовав разные способы письма, через поиски Кляксы, мы проследили историю основных письменных принадлежностей. Оставалось только узнать, куда же пропала Клякса сегодня? Ответ на этот вопрос нам дал чернильный прибор. Теперь, за редким исключением, его можно встретить только в музее.
Взрослые на этом занятии с удовольствием вспоминали, как они сами писали перьевыми ручками и носили в школу чернильницы-непроливайки.
Подводя итоги встречи, мы вспомнили и о шариковых ручках, и о фломастерах, которые не оставляют клякс. Мы живем во время стремительно развивающихся технологий, и, возможно, завтра нас будут ждать совершенно новые способы письма. Заключительной точкой в занятии стал рисунок, который все вместе дети нарисовали руками на интерактивном столе, используя графический редактор. Материалы для проведения занятия были оплачены за счет средств Фонда президентских грантов.
Сова Мудрова. Фото: Артём Ковалёв
Результаты работы детской студии получили положительную оценку от посетителей. И в 2020 году Фонд президентских грантов поддержал продолжение проекта, который выполняется на базе двух культурных учреждений города Магадана — областном краеведческом музее и областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина. В новой программе студии изучается материал по краеведческой тематике. Ребята знакомятся с серьезными темами — флорой и фауной Северо-Востока Азии, этнической культурой народов, населяющих наш регион, с полезными ископаемыми Магаданской области, а также особое место в программе займут общероссийские праздники, такие как, Новый год и Рождество, День Победы в Великой Отечественной войне, День космонавтики. В апреле 2021 г. он будет юбилейным — 60 лет со дня первого полета человека в космос.
Несмотря на то, что город Магадан напрямую не связан с освоением космоса, но судьба главного конструктора ракетно-космических систем С. П. Королева коснулась истории нашего края, среди почетных граждан Магадана и Магаданской области есть имя Героя России, летчика-космонавта П. В. Виноградова, поэтому было решено одну из тем детской студии посвятить Дню космонавтики. На занятии планируется использовать модель солнечной системы и макеты космических кораблей, которые будут изготовлены руководителем клуба настольных военно-тактических игр "Восточный Предел" Романом Солодухиным, на средства проекта (№ 20-1-032771), одобренного Фондом президентских грантов.
Погружаясь в тему космоса, дети смогут рассмотреть макеты первых космических аппаратов и международной космической станции, изучить Солнечную систему, представленную моделью.
Таким образом, благодаря средствам гранта, у нас появилась возможность осветить не только краеведческую тематику, но и знаковые события в истории России и мира.
Сова Мудрова. Фото: Артём Ковалёв
Гостеприимные стены студии ожидают ребят в новом учебном году. Сотрудники культурных учреждений разрабатывают увлекательные экскурсии и мастер-классы для своих маленьких посетителей и их родителей. За расписанием мероприятий следите на сайтах Магаданского областного краеведческого музея и Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Работа студии продолжается благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов и МОООРК, деятельность которой направлена на укрепление межнационального сотрудничества и гражданского единства, возрождение и сохранение духовных ценностей, исторической памяти, патриотического воспитания, культурно-просветительной и досуговой деятельности на базе учреждений культуры Магаданской области.
Сова Мудрова. Фото: Артём Ковалёв
Наталья Васильевна Мальцева.
Екатерина Григорьевна Вологодская.