На площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" (12+) эксперты в области связей с общественностью обсудили профессионализацию деятельности PR-специалиста в дальневосточном округе. В дискуссии приняли участие в том числе и те практики, на глазах которых и благодаря которым происходили формирование и идентификация одной из самых амбициозных профессий XXI века. Модераторами конференции выступили Юлия Маркина и Яна Пестова, в рамках прямого эфира они также презентовали свой научно-популярный труд — книгу "Создание сверхновой профессии: дальневосточная история развития PR", сообщает ИА PrimaMedia.
Первый вопрос, положивший начало дискуссии, звучал следующим образом: что стало главной причиной появления профессии "связи с общественностью" в России и на Дальнем Востоке? В течение минуты каждый из участников высказал свою точку зрения. Так, президент Российской ассоциации по связям с общественностью Станислав Наумов посчитал, что главным толчком послужило открытие рыночной экономики — возникновение потока товаров и услуг из-за рубежа. А также обрушение прежней идеологической системы.
— Идеологическая система рухнула, и необходим был новый набор креативных идей. Нечто, что могло бы возникнуть, как звезда на небе, и повести дальше за собой, — отметил Станислав Наумов.
Мнение Станислава разделила и другой спикер — президент Ассоциации "Международный Бизнес-Клуб "Диалоги", президент ООО "PR-агентство "Бабич и партнёры", президент РАСО-Дальний Восток Инесса Бабич.
— В 90-ые годы как раз настало время перемен. Необходимы были новые профессии и вызовы. Мы, как первое PR-агентство в округе, видели эти перемены. И нашему рынку, и иностранным партнерам — всем хотелось взаимоотношений. И основная причина этого — новые формы коммуникаций, работа с целевой аудиторией, и совершенно новый подход ко всему, — рассказала Инесса Бабич.
В своё время значительную роль в популяризации профессии специалиста по связям с общественностью в Дальневосточном округе сыграли вузы. Именно они, согласно проведённым авторами книги "Создание сверхновой профессии: дальневосточная история развития PR" исследованиям, стали драйвером к эволюционированию PR. Подготовка специалистов тогда проходила в трех регионах — Приморский край, Хабаровский края и республика Саха (Якутия).
— Для воссоздания полноценной картины прошлого хочу напрямую обратиться к Светлане Понариной — инициатору и основателю первой в Хабаровском крае специальности "Связи с общественностью", создателю Дальневосточной школы PR. Расскажите, пожалуйста, 18 лет назад, для открытия нового направления подготовки какие требования предъявил федеральный центр? — задала вопрос Яна Пестова, руководитель Дальневосточной школы PR, начальник Отдела коммуникационного сопровождения Корпоративного университета РЖД.
— Прежде всего, хочу сказать, что в основе любой деятельности есть человек. Поэтому социальные процессы, которые происходили на Дальнем Востоке: миграция, нехватка кадров, экология — все они были заложены в наш учебный план. Обучение у нас шло по по многим направлениям, связанным с человеком: это и психология, и педагогика, и социальная работа, и менеджмент. Но все равно мы ощущали потребность в коммуникациях, в связях с общественностью, поскольку они бы стали как бы связующим звеном. И когда мы подали документы на лицензирование в федеральный центр, то, посмотрев наш учебный план, специалисты МГИМО отметили, что он соответствует всем требованиям. И что у нас в вузе хорошее лингвистическое и логическое направления. Так что мы первые получили разрешение на создание первой в Хабаровском крае специальности "Связи с общественностью", — рассказала Светлана Понарина, инициатор и основатель первой в Хабаровском крае специальности "Связи с общественностью", создатель Дальневосточной школы PR, соавтор презентованной книги "Создание сверхновой профессии: дальневосточная история развития PR".
Миссия первооткрывателей, как признаются практики, была нелегкой. Ведь, как правило, вузы идут как бы вслед за практической деятельностью. Но на Дальнем Востоке в 2002 году этой практической деятельности в области PR толком-то и не было. Так что педагогам приходилось буквально осмыслять, описывать и реализовывать связи с общественностью совместно с практиками, чтобы затем передавать эти бесценные знания студентам.
— Мы плавно переходим к тем людям, которые профессионально реализовывали PR на Дальнем Востоке. И обращаемся к своим коллегам с вопросами: какие условия для развития профессионала в области PR вы считаете главными? Как сформировался имидж профессии? — спросила Юлия Маркина.
— 20 лет назад, когда мы стартовали, значение PR для многих было будто какой-то часть компьютера или космического корабля — никто не знал перевода, и было очень сложно приучить людей к нему. Огромным достижением стало даже то, что сейчас никто не спрашивает: "Кто такой PR-специалист?", "Кто такой PR-консультант?", "Чем они занимаются?" Небольшая ремарка: еще бы отучить наших политиков, которые говорят, что они не занимаются PR — то есть, дословно "связями с общественностью" не занимаются — было бы замечательно. На Дальнем Востоке сейчас сформированы очень сильные PR-службы и PR-департаменты. Это очень радует, — поделилась Инесса Бабич.
— В самом начале нулевых пресс-службы регионов были назначены централизовано, и руководители крупных корпораций, которые находились здесь, в принципе не понимали: зачем Москва это сделала? Кто эти люди, и что они, собственно, делают? Честно говоря, сотрудников пресс-служб до какого-то времени считали бездельниками. Мы с этим дико боролись. И самый главный метод нашей борьбы — работа с негативом. Когда у офиса выстраивалась толпа недовольных людей, которые возмущались, к примеру, неправильными начислениями. И когда твой первый руководитель должен был выйти и рассказать об этом, прояснить ситуацию… Именно в такие моменты руководители понимали, чем мы занимаемся. Также мы снимали какие-то негативные публикации, и вот так — методом проб и ошибок — доказывали свою необходимость. Ну и был, соответственно, огромный пласт работы по имиджу, продвижению продуктов. А задачи службы сейчас — это уже событийные мероприятия с клиентами, различные благотворительные активности. Такая вот история изменения функционала и принятия нас, как специалистов, нашими руководителями, — рассказала директор управления маркетинга и коммуникации Дальневосточного банка ПАО "Сбербанк" Яна Серикова.
— PR не существует сам по себе — вместе с нашим функционированием развились и другие службы. И если, как сказала Яна, раньше нам приходилось доказывать свою эффективность, то, двигаясь дальше, сотрудники уже выстраивались в очереди к PR-отделу со своими запросами по продвижению продуктов. Коллеги распробовали пиар и прочувствовали эффективность, — подчеркнула экс-руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона "Байкал и Дальний Восток" Tele2 Анна Летягина.
Несколько иную точку зрения на профессионализацию деятельности PR-специалиста на Дальнем Востоке решил высказать президент Российской ассоциации по связям с общественностью Станислав Наумов.
— Пару раз я порывался включить микрофон и начать перебивать, чтобы остановить некий такой поток избыточной рефлексии относительно дальневосточной специфики. Я думаю, что для эволюционирования любой профессии, особенно в таком большом округе, как Дальний Восток, важна стратегия развития, определяемая государственными органами власти. Поэтому для меня лично нет ничего удивительного в успехе служб по коммуникациям в крупных компаниях. Они выполняют эту миссию — развитие Дальнего Востока в интересах всей страны. То есть, здесь два уровня, и между собой специалисты взаимодействуют, — пояснил Станислав Наумов.
— Я бы еще отметил, что важным аспектом для нашего приморского профотделения является наша тесная связь с сообществом журналистов. Это та площадка, которая дает нам возможность быть и развиваться. Да и грань между нашими профессиями очень тонкая. Коллеги из СМИ перетекают в PR и обратно очень часто. Буквально ежедневно видим это в профессиональных траекториях коллег, — отметил руководитель Дальневосточной гильдии работников пресс-служб, директор департамента внешних коммуникаций Дальневосточного федерального университета Алексей Магаляс.
— Коллеги, сегодня мы с вами в ходе обсуждения смогли понять, что ничего не берется из неоткуда: 25 лет связей с общественностью на Дальнем Востоке позволили — преодолеть непонимание перевода и формирование профессиональных компетенций. А сегодня, опять же, все меняется, но все равно мы не можем перейти к новому этапу, не задав вопрос: как вы видите нашу профессию дальше?
Вот как на блиц-опрос ответили спикеры прямого эфира:
"Несомненно — это человек, который обладает навыками стратегии и видит будущее своей компании", — считает Алексей Кривоносов, профессор, заведующий кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью СПбГЭУ, директор Северо-Западного филиала Европейского института PR (IEERP).
"Я верю в нашу профессию и думаю, что она станет элитарной. Дело в том, что общение и работа в PR-коммуникациях в будущем будет иметь еще большую ценность. Потому что мы формируем новое сознание у людей, — высказала свою мысль Инесса Бабич.
"Я скажу, что для пиарщика в будущем очень важна гибкость. Если бы мне еще, наверное, год назад сказали, что конференции будут собираться в Zoom, и в таком формате мы будем презентовать книгу и проводить дискуссию… Я бы, может быть, не поверила бы, может быть, удивилась, но сейчас это наша реальность. И только гибкие специалисты, настоящие профессионалы могут перестроиться. И вот пиарщик будущего — это такой гибкий человек для меня", — отметила Анна Летягина.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.