Мастер-класс "Тренды новых и авторских медиа" (12+) прошел на площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020". Директор по развитию и стратегии рекламного агентства "Виноу" Арсений Ашомко и CEO в КБ "Палиндром" Родион Скрябин высказались на тему ведения журналистами авторских медиа. Вопросы экспертам задавал заместитель главного редактора ИА PrimaMedia Руслан Овчинников.
– Моделирую ситуацию, чтобы всем было понятно: есть некий журналист, который трудится в большой "соборной" редакции, он оформлен и получает зарплату. Но что-то по жизни его "свербит", ему хочется быть автором и высказывать своё мнение. У нас в Приморье это довольно большая тема для морально-этических рассуждений в Facebook. Из разряда "ты работаешь в газете X или информагентстве Y и даже фамилию свою под публикацией не пишешь, но в то же время ведешь неанонимный Telegram-канал, в котором, пользуясь служебным положением, режешь правду-матку". Возникает вопрос: не раздваивается ли в таком случае сознание? Как быть? – поинтересовался Руслан Овчинников.
– Давайте честно: журналисты в России получают очень мало денег. Любые претензии к журналисту по поводу занятия авторскими медиа сильно надуманы. Авторская деятельность – история, которую журналист должен уметь использовать. Тот же Sports.ru довольно много заработал на том, что его главный редактор – Юрий Дудь. Хотя тот же самый Дмитрий Навоша мог сказать: "Что, Юра, ты решил не только в Sports.ru работать, но ещё и видеоблог делать? Иди-ка ты, Юра, делай блог, больше ты в Sports.ru не работаешь". Но так же не произошло. Огромное количество рекламный проектов Sports.ru строилось благодаря участию Юрия Дудя. Это же хорошо, если в редакции есть человек, который хочет заниматься авторскими медиа. Скорее всего, это человек, который действительно думает о своем будущем, а не просто сидит на работе с 9.00 до 18.00. Это история про то, что у человека остается время и желание что-то сделать или написать, и это офигенно. Если это всем нравится, это можно и на флаг поднять. "Мы – редакция PrimaMedia, и у нас есть классный блогер", – считает Родион Скрябин.
– Обострю ситуацию: приходит в PrimaMedia какой-нибудь политик, депутат или какой-нибудь чиновник. И на полном серьезе говорит: "А что это ваш вот он себе тут позволяет? Объяснитесь за своего сотрудника". Родион, посоветуйте, как объясниться, чтобы не приходили больше никогда?
– Это же очень простая ситуация. Ни один слуга народа не может прийти к медиа и спросить, почему кто-то что-то написал. Даже по новой Конституции у нас всё ещё свобода слова. Если вам что-то не нравится, не надо приходить в редакцию и спрашивать. Если вам интересно, почему кто-то что-то написал, можете спросить лично у него или обратиться в суд. Там вам предметно ответят. В редакцию ходить не надо, тут не проходной двор, справок не даем, – смеется Скрябин.
– Нужен хороший вахтер, – поддерживает Арсений Ашомко. – Мне кажется, что минимальный процент проблем в этом смысле возникает тогда, когда человек и на работе, и в своем медиа говорит одно и то же. Когда он говорит разные вещи, это клиника. Это тяжело, и это ставит под вопрос его психическое здоровье и его компетенции. Но если он говорит одно и то же, и продолжение его редакционной работы – это Telegram-канал, блог и так далее, проблема не возникает. Если же нет, то это плохо, потому что это попытка усидеть сразу на двух стульях, и добром она не закончится. Хочешь свободу – отвечай за себя. Что же касается Sports.ru, то стратегически они выиграли, но у них нет больше главного редактора Юрия Дудя. Они просто использовали ситуацию в моменте. Если у вас появляется звезда вселенского масштаба, которая не влезает в периметр редакции, она уйдет. Но это хорошо, потому что привлекает новые кадры, которые хотят поработать там, где выросли звезды.
– Арсений очень важную тему затронул. Если ты в своем личном блоге пишешь правду, а на работе – то, что заставляют. С утра ты приехал и написал статью о том, как губернатор подарил детскому дому миллиард игрушек, а вечером пришел домой и написал у себя в канальчике: на самом деле, все игрушки плохие и мокрые, потому что их достали со дна. Это вопрос о профессионализме. Если вы не хотите что-то писать, увольтесь, – призывает Скрябин.
– Авторские медиа во многом про репутацию. Если ты подставляешься таким образом, какая у тебя репутация? Никакой. В этом и есть глубинное противоречие, – убежден Ашомко.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральные партнеры форума – РусГидро и Ростелеком.