Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Своем появлением в жизни Дальстроя аэродром (гидробаза) на озере Майорыч обязан катастрофическому наводнению на Колыме в 1939 году.
Впрочем — всё по порядку… 1 января 1939 года на базе Магаданской аэрогеодезической экспедиции Московского АГП было образовано Колымо-Охотское аэрогеодезическое предприятие ГУГК НКВД СССР для выполнения комплекса топографо-геодезических работ в районе будущей столицы Колымы. База предприятия в августе 1939 года находилась на острове Таскан. Аэрофотосъёмку выполняли 4 гидросамолёта МБР-2, имелась фотолаборатория и фотограмметрическое хозяйство.
После катастрофического наводнения и его последствий база КОАП была перенесена в посёлок Майорыч (база прииска "Майорыч"). Акваторией для гидросамолётов стало озеро Майорыч.
В 1940 году большую часть аэросъёмочного отряда перевели в посёлок Берелёх, другая осталась на Майорыче и продолжала свою работу.
В конце 1941 года основная рабочая сила (з.к) и вольнонаёмные прииска "Майорыч" были переброшены на ручей Бюченнах. Официально прииск ликвидировали позже: "Приказом по ГУСДС № 379 с 10 июля 1942 года ликвидируется прииск "Майорыч" СГПУ". Посёлок Майорыч полностью перешёл во владение Аэрогеодезического Управления ГУСДС.
Осенью 1942 года гидробаза "Майорыч" меняет своего владельца. Приказом № 111/а по авиаотряду ГУСДС от 6 октября "Об организации гидробазы авиаотряда ДС", в соответствии с приказом по ГУСДС от 16 сентября 1942 года № 525 о передаче авиаотряду ДС самолётного парка АГУ ДС и перестройке структуры авиаотряда, организовать на озере Майорыч гидробазу авиаотряда ДС и назначить с 1 октября 1942 года начальником аэропорта гидробазы "Майорыч" Продан А.И.. В штат новой гидробазы входили:
- старший авиатехник — Медведчиков Н.Н
- авиатехники — Буланов Н.В. и Демидов Л.П.
- мотористы — Кулинич Н.П., Феоктистов В.Л., Арыков Е.А., Блинов И.Н.
- зав. бензоскладом — Муссонов С.И.
- начальник техсклада — Любимов Н.П.
В ведение авиаотряда Дальстроя перешла гидробаза "Майорыч" (техсклад, бензосклад, мастерские, постройки и сооружения), а также и посёлок Майорыч.
Было организовано лётное звено, базовый зимний аэродром на озере Майорыч с возможностью приёмки самолётов типа Ли-2, а также специальное звено для аэрофотосъёмочных работ в составе пяти самолётов П-5 и одного МП-1бис.
Звено для аэросъёмки ранее базировалось здесь же, и было передано из АУ ГУДС в авиаотряд Дальстроя. Данные об этом можно найти в приказах по авиаотряду Дальстроя за 1942 год: "на основании приказа № 525 по ГУСДС от 16 сентября 1942 года "О передаче лётной части Аэрогеодезического Управления ГУСДС" авиаотряду Дальстроя с 25 сентября 1942 года самолёт П-5 опознавательный знак Ф-99 экипаж в составе пилота 2-го класса Липнука Якова Ефимовича и бортмеханика Никитинского Ивана Севостьяновича переходят в распоряжение авиаотряда".
В зиму 1943 года аэродром "Майорыч" был способен принимать практически все типы самолётов авиаотряда Дальстроя. Из приказа Дальстроя: "8 января 1943 с аэропорта Майорыч вылетел начальник аэропорта Майорыч товарищ Продан самолётом Х-348 (Г-2 (ТБ-3, АНТ-6)) в аэропорт Дружина".
До какого времени проработал аэродром "Майорыч" сказать сложно — документов о его закрытии я не встречал и могу судить только по косвенным источникам. Из документов Дальстроя: "1 февраля 1949 года в составе Северного ГПУ создан старательский прииск "Майорыч" с расположением на Левом берегу реки Колыма в посёлке бывшего аэропорта с правом производства старательских работ на ключах: Бюченах, Майорыч, Три медведя, Хатыннах, Колымский. Начальником назначен т. Кузин". Можно предположить, что до начала 50-х годов ХХ-го века аэродрому дожить было не суждено.
От бывшего аэродрома остались развалины посёлка на ручье Майорыч, где в наше время и по сей день базируется старательская артель. На самом озере ничего уже не напоминает о том, что там когда-то был аэродром и гидробаза — от построек и зданий не осталось и следа.
Есть у озера Майорыч своя персональная тайна. Много раз слышал от старожилов и читал в интернете о том, что на озере потерпел крушение самолёт. В то время поднять из озера его не смогли (или не стали), так он остался лежать на дне и по сей день. Причём версий, кому мог принадлежать самолёт было несколько — кто-то рассказывал о том, что это был американский самолёт, следующий по маршруту Алсиба. Кто-то говорил, что он принадлежал Дальстрою. О марке самолёта, к сожалению, никто не говорил…
Найденная на Майорыче плоскость от самолёта. На снимке Филимонов, Лысенко, Толокнов. Фото: kolymastory.ru
Спустя какое-то время один из старожилов рассказал о том, что они были возле самолёта и поделился фото, на котором компания позируют с частью фюзеляжа самолёта.
По снимку стало понятно, что в озере лежит цельнометаллический самолёт. С этого момента завеса тайны чуть-чуть приоткрылось.
Сперва стоит разобраться по принадлежности — чей же он? Трасса перегона по этим местам не пролегала, документов и свидетельств о катастрофе и аварии на озере Майорыч нет, а сейчас практически все аварии Алсиба на территории СССР уже известны.
Что касается аварий авиаотряда Дальстроя — то большей частью известны катастрофы после начала 50-х годов, до этого времени — таких документов считанные единицы.
К Аэрогеодезического Управлению ГУСДС самолёт отношения не имел — самолёты Р(П)–5 и МБР-2 были деревянными и металлических закрылков не имели…
Остаётся только одна правдоподобная версия — на дне озера лежит самолёт марки ПС-84 (Ли-2) авиаотряда Дальстроя. Чтобы установить истину — нужно добраться до самолёта, осмотреть его, найти бортовые номера — тогда можно будет поставить точку в этой истории…
_____________
Обращаемся к нашим читателям с просьбой отозваться тех, кто может рассказать что-либо о малых аэродромах Колымы или готовых поделиться фотоматериалами или копиями документов на эту тему. Пишите на адрес was69cat@mail.ru редактору сайта "Моя родина — Магадан" Василию Образцову.