Выпуск и обслуживание банковских карт собираются сделать для пользователей платными. Взимать деньги будут и за другие услуги.
Ассоциация банков России (АБР) составила письмо правительству с предложениями. Во-первых, Ассоциация настаивает на том, чтобы взимать средства с клиентов за выпуск и обслуживание карт. Во-вторых, банковские приложения также собираются сделать платными. В-третьих, звонки в колл-центры теперь будут осуществляться по общим тарифам. Подобные условия Ассоциация выдвинула в связи с тем, что Банк России ввел ограничение комиссий.
Как объяснил вице-президент АБР Алексей Войлуков, в нашей стране работает особенная бизнес-модель, которая отличается от европейской. Многие услуги для клиентов бесплатны, так как издержки покрывают доходы от эквайринга.
Между тем в марте 2019 года регулятор ввел ограничения на эквайринговые комиссии в период эпидемии до 1% для онлайн-покупок. Позже – и для медицинских услуг. Их обещают снять до 30 сентября. Однако банки с таким положением дел не согласны.
Расходы на обеспечение терминалов в бизнесе планируется переложить на предпринимателей. Особенно в торговых точках, где проходит мало платежных операций. Тогда прием карт может подорожать минимум на 3–5% в год. В свою очередь и бизнес будет покрывать свои расходы за счет конечного потребителя, утверждают эксперты.
Что касается граждан, то сегодня на каждого человека приходится в среднем две карты. Доля безналичных платежей растет ежегодно. Так, в 2014 году с помощью карт оплачивалось 25% покупок, сегодня – 65%.
Если требования в письме будут претворены в жизнь, студенту или пенсионеру придется отдавать по 6 тысяч рублей в год на обслуживание "пластика", поясняют специалисты "Известиям".
Алена Шульц