Пандемия коронаивируса внесла свои корректировки в планы людей, в том числе финансовые. Кто-то ещё надеется уехать в отпуск за границу, кто-то уже принял решение отказаться от путешествия. Похожая ситуация с перенесенными концертами, образовательными курсами и так далее. Давайте рассмотрим, в каких случаях можно вернуть свои деньги или хотя бы минимизировать их потерю.
Возврат билетов
Очень часто, наряду с авиабилетами, дорога в отпуск у колымчан включает и билеты на поезд/автобус. Сейчас, когда одна за другой аннулируются поездки, наверное, самый популярный запрос: как вернуть деньги за билеты? В условиях пандемии, в зависимости от ситуации, многие транспортные компании возвращают полную стоимость билетов и даже не удерживают различные сборы.
Для начала проверьте расписание рейсов самолетов и наземных видов транспорта на сайте компании. Практически у всех перевозчиков сейчас есть онлайн-табло. Также это можно сделать на сайтах аэропортов, железнодорожных вокзалов и некоторых автовокзалов.
Будьте бдительны. Во время пандемии активизируются мошенники. Они придумывают новые способы обмануть вас, чтобы получить ваши деньги. Так, например, вам может поступить звонок с короткого номера или с телефона, похожего на номер известной транспортной компании. Человек на другом конце провода может быть очень похож на реального консультанта. Он расскажет вам об отмене рейса и возврате денег. Не принимайте поспешных решений, не сообщайте свои персональные данные и данные платёжных карт. Всегда перезванивайте по официальным номерам организаций и ни в коем случае не делайте обратных вызовов на номер, с которого вам позвонили. Мошенники часто используют механизм подмены номеров.
Итак, сначала внимательно посмотрите на свои билеты. В них будет указан тариф, правила и условия возврата маршрутной квитанции.
Если рейс отменили, транспортная компания обязана вернуть полную стоимость билета. Возврат можно оформить дистанционно, в личном кабинете на сайте, или позвонив на горячую линию. Если же билет был куплен у посредника, скорее всего, нужно будет обратиться к нему.
Вы решили сами отказаться от поездки — что делать в этой ситуации?
Рассмотрим случай с покупкой авиабилета. Если тариф вашего авиабилета "Возвратный", то здесь всё просто — подайте заявление в установленный срок онлайн, по звонку или через посредника. При условии возврата не позже, чем за 24 часа до вылета, возвращается полная стоимость билета. Если осталось меньше суток — с вас удержат неустойку. В ситуации, когда регистрация на авиарейс уже окончена, вернуть деньги не получится.
Если тариф невозвратный, не потерять деньги всё же возможно. Чаще всего, авиакомпании предлагают перенести даты вылета или предлагают иные варианты возмещения средств — сертификат или ваучер. В этом случае вы не получаете деньги в натуральном виде, но, главное, не теряете их.
Если вопрос не получается решить сразу, напишите претензию в компанию. В ней необходимо объяснить, что вы отказываетесь от поездки по независящим от вас обстоятельствам. Можно приложить к претензии дополнительные документы, например, официальное письмо или приказ от работодателя с запретом на выезд за пределы региона, указать выдержки из рекомендаций Роспотребнадзора — там указаны регионы и страны, которые не рекомендовано посещать. Запомните, есть закон, по которому вы имеете право расторгнуть договор и получить возмещение, если после заключения договора появились какие-либо "существенные обстоятельства". В исключительных случаях человеку обязаны вернуть деньги независимо от тарифа.
Пакетные туры
Жители Дальнего Востока, и колымчане в том числе, покупают путёвки и билеты заблаговременно — за несколько месяцев до поездки. Это обусловлено сложной транспортной доступностью. Стоимость пакетного тура может быть весьма внушительной, если это не горящее предложение. Терять несколько сотен тысяч рублей очень неприятно.
Первое, что вам нужно сделать, — посмотреть актуальную информацию с рекомендациями для турфирм на сайте Ростуризма. По закону турфирмы обязаны состоять в реестре Ростуризма и следовать его рекомендациям, в том числе по возврату денег. Права клиентов туроператоров защищены лучше, чем самостоятельных путешественников.
В случае с турпутевками также разберём два варианта:
- Поездка отменилась не по вашей инициативе, а из-за внешних обстоятельств.
Если в стране, куда вы решили отправиться, закрыли границы на въезд и выезд, объявили эпидемию или началась война, туроператор обязан вернуть вам полную стоимость путёвки. Процедуру возврата необходимо уточнить там, где вы покупали путёвку. Оформить аннулирование тура можно онлайн на сайте турфирмы, по электронной почте или телефону.
Как и в случае с билетами, вам могут предложить перенести поездку, заморозить сумму тура для будущего бронирования и т.д. Вы не обязаны соглашаться на эти условия, если вам такой вариант не нужен и не удобен.
Подробные инструкции, как вернуть деньги за туры в период коронавируса, можно найти на сайте Ростуризма. Если компания вопреки рекомендациям не хочет возвращать вам деньги, можно направить жалобу в ведомство.
Где ещё можно получить помощь в возврате денег за несостоявшийся тур:
- Убедитесь, что ваш туроператор состоит в реестре Ассоциации "Турпомощь". Затем направьте им заявление с просьбой помочь с компенсацией. Эта организация оказывает экстренную помощьпутешественникам в случае финансовых проблем у туристических компаний.
- Если вы считаете, что туроператор нарушает ваши права, можете подать жалобу в Роспотребнадзор.
- Вы сами решили никуда не ехать и сдать свою путёвку
Вы захотели отменить поездку из-за коронавируса или других причин, которые от вас не зависят. В этом случае турфирма сама принимает решение о возврате средств.
Всегда прежде, чем подписывать договор с туроператором, да и вообще любой договор, внимательно его изучайте. Возьмите паузу. Заберите копию документа домой, прочитайте несколько раз внимательно, уточните непонятные моменты и формулировки либо у самой компании, либо у юриста. Уделите особое внимание мелкому тексту и сноскам. И если вас всё устраивает, вам всё понятно, только тогда подписывайте документ.
В договоре также должны быть прописаны условия, сроки и причины для возврата путёвки. Поэтому важно обратиться в турфирму в установленный период, иначе высока вероятность возврата только части суммы или отказа в возмещении.
Заявление может быть написано как в свободной форме, так и по специальному образцу компании. Можно сослаться на закон, который гарантирует возврат денег за путешествия, не состоявшиеся из-за угрозы вашему здоровью и безопасности в месте отдыха. Если договориться с туроператором не удастся, вы можете обратиться в суд.
Самостоятельное путешествие
Сейчас достаточно популярен самостоятельный отдых, как любят его называть, "отдых дикарём". Чаще всего так путешествует молодёжь, некоторые даже уезжают "зимовать" туда, где вечное лето, море и пляж. Самостоятельному и продолжительному отдыху поспособствует и развитие интернета. Многие профессии не требуют привязки к офису, с ними можно работать и удалённо.
Для Магаданской области вполне реальный вариант уехать на пару месяцев, а то и более, например, в другую страну. Потому что северные отпуска длинные, и основные отрасли — золотодобыча и рыбный промысел — часто работают сезонно, по 4-6 месяцев в год.
Самостоятельный отпуск означает, в первую очередь, что все билеты и отели (апартаменты) вы бронируете сами. Конечно, лучше тогда заранее подумать о форс-мажорах и брать везде возвратные тарифы, тогда вернуть деньги будет проще. В любом случае придётся руководствоваться правилами возврата каждой компании отдельно.
Если вы используете сайты или приложения-агрегаторы для путешественников, всегда внимательно читайте, что именно вы приобретаете у конкретной компании или посредника, какой тариф у данного продукта и что он в себя включает. Самое заманчивое предложение и низкая цена не означают выгоду и комфорт в дальнейшем.
Как вернуть деньги за билеты, мы разобрали выше. Давайте поговорим, как наиболее безболезненно осуществить отмену бронирования отеля или апартаментов.
Обычно информацию о возможности отменить бронирование и сроке, когда это можно сделать, указывают в разделе категории номера отеля или квартиры. Поэтому аннулировать бронь можно на сайте жилья или агрегатора, позвонив по телефону и/или направив сообщение по электронной почте.
Если же вы забронировали жильё с пометкой "без отмены бронирования", то процедура возврата значительно усложняется. Решение будет зависеть от правил самой компании и её политики в случае форс-мажорных обстоятельств. Повторимся, внимательно читайте договор и сопроводительную информацию, прежде чем подписать или поставить галочку "Согласен".
Чтобы попробовать вернуть деньги, нужно написать письмо в свободной форме, и отправить его по электронной почте. Объясните в нём причины, по которым вы не можете воспользоваться услугой, прикрепите необходимые справки и документы. Вам могут пойти на встречу и предложить альтернативные варианты — перенос даты проживания, ваучер на определенный срок или бессрочный, баллы в личном кабинете.
Визы
Нередко для путешествий необходимо оформлять туристические визы. В Магаданской области нет посольств и визовых центров. Для того, чтобы получить визу, в большинстве случаев необходимо выезжать за пределы региона, в частности, если вы впервые будете посещать визовую страну. К слову, некоторые государства оформляют визы прямо в аэропорту. Они могут быть платные и бесплатные. Заранее изучите информацию о месте путешествия и возможных необходимых документах.
Если долгосрочной визой ещё можно будет воспользоваться, то разрешением пребывать в стране определённый срок — нет. Правда, некоторые европейские страны уже предложили бесплатно переоформить визы иностранным туристам, которым пришлось отменить поездки из-за пандемии. О возможности изменить даты необходимо уточнить в консульстве или визовом центре страны, который выдал вам разрешение на въезд.
Билеты на мероприятия
Схема возврата денег за концерты, тренинги, фестивали и т.д. похожа на авиабилетную. Если организатор отменил мероприятие, вам обязаны вернуть деньги. Также могут предложить билеты на новые даты или ваучер.
Если же вы сами не можете или не хотите посещать мероприятие, то необходимо обратиться к организатору письменно или онлайн. Вам обязаны вернуть полную стоимость, если вы сдаёте билет за 10 дней до мероприятия; не менее половины — если оформляете возврат за 5-10 дней; не менее 30% — за 3–5 дней.
Но если вы добровольно сдаёте билет позже — организатор (или посредник) имеет право ничего вам не возмещать. Собственные правила возврата компании могут оказаться более мягкими, чем прописано в законе, — лучше уточнить их у организатора мероприятия. Деньги за электронный билет вам должны перечислить в течение 30 дней, а за купленный в кассе — в день обращения за возвратом.
Если компания, в которой вы покупали билет, отказывается возвращать деньги, вы можете обратиться в Роспотребнадзор или подать иск в суд. Необходимо будет предоставить подтверждение отказа возвращать деньги.
ИТОГ:
- Следите за актуальной информацией на сайтах компаний. За консультацией по отмене путешествий можно обратиться и на горячую линию Ростуризма.
- Запрашивайте возврат средств в установленные компанией сроки – чем раньше, тем выше шансы сохранить большую часть денег.
- Обращайтесь в те компании и офисы, где покупали билет, путёвку или делали бронирование.
Источники: Пресс-служба Отделения Магадан Дальневосточного ГУ Банка Росси и www.fincult.info