На Экспертном совете по судостроению внесли предложения к профильному закону
20:50
В Магадане завершено расследование уголовного дела по факту ДТП с пострадавшей
20:11
Колымчанка обнаружила в личном кабинете маркетплейса покупку на сумму 40 тысяч рублей
20:04
Полицейские посетили предприятия Магадана, где рассказали гражданам о кибермошенниках
19:42
Число россиян, интересующихся туризмом в Магаданской области, возросло на 65% 
19:35
Сотрудники прокуратуры провели занятие со школьниками в поселке Усть-Омчуг
19:30
Работники прокуратуры Магадана встретились с учащимися Гимназии № 30 и Колледжа сервиса
19:27
В Ягоднинском районе устранены нарушения водного и лесного законодательства
18:55
Губернатор Колымы поручил разобраться в причинах ЧС в Снежном
18:51
Жительницу Магадана будут судить за кражу 45 тысяч рублей с чужой карты
18:48
Глава ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал Россию покорять рынки Азии и Африки
18:45
Житель Хасынского района предстанет перед судом за "пьяное" вождение
18:45
Магаданец может получить до 15 лет за сбыт наркотиков
18:42
Шишкарев: Транспортная отрасль испытывает дефицит кадров по всем видам специальностей
18:40
Житель поселка Эвенск осужден за угрозу убийством
18:39
Итоги XXXVI заседания Магаданской областной Думы седьмого созыва 16:34
В бюджеты Магаданской области за 10 месяцев поступило 48 млрд рублей налогов 16:32
В Магаданской области с 2025 года начнет действовать специальный налоговый режим 16:20
Сергей Абрамов: Финансовая составляющая бюджета Колымы на 2025 год – позитивная  13:44
В Магадане состоялось заседание фракции "Единая Россия" 10:01
В Магаданской области "Единая Россия" провела конференцию реготделения партии 21 ноября, 22:19
Колымские парламентарии приняли участие в конференции регионального отделения ЕР 21 ноября, 16:44
Железная дорога от Якутска до Магадана — важнейшая транспортная магистраль 21 ноября, 14:55
Госдума поддержала инициативу ЕР об освобождении участников СВО от исполнительного сбора 20 ноября, 14:59
Комитет СФ рассмотрел законы, направленные на поддержку волонтеров и участников СВО 20 ноября, 14:44
Сергей Иванов провел заседание подкомитета по финансовому контролю комитета СФ 19 ноября, 14:27
Вектор Вольфа 19 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 10:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 18:25
В Магадане комитет по госстроительству и самоуправлению рассмотрел 9 вопросов 18 ноября, 16:51

Крысы, тарифы, новый полигон: первое большое интервью с регоператором в Магадане

Об убытках, поделках из мусора, зиме и евробаках рассказал MagadanMedia Владимир Зябликов
12 февраля 2020, 15:40 Общество
Владимир Зябликов, директор ООО "Региональный оператор Магаданский" Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia
Владимир Зябликов, директор ООО "Региональный оператор Магаданский"
Фото: Вероника Рыбальченко, ИА MagadanMedia

Можно ли заменить обычные баки на евроконтейнеры и спасут ли они от крыс; как изменится тариф на вывоз мусора после строительства нового полигона; почему регоператор терпит убытки и какие изменения стоит внести в правила и законы. Обо всем этом директор ООО "Региональный оператор Магаданский" Владимир Зябликов рассказал в интервью MagadanMedia.

— Как оцениваете переход на новый порядок обращения с ТКО в регионе? Что изменилось, кроме новых квитанций, с приходом регионального оператора?

— Наш регион, в частности Магадан, перешел на новую систему обращения с отходами в 2019 году. Я считаю, что в срок, без сбоев. Несмотря на то что тариф на услугу для населения и юридических лиц был установлен только в феврале. Соответственно, регоператор работал в январе бесплатно для населения. Вывозил мусор, не выставляя квитанций. Мы не допустили мусорного коллапса. Благодаря слаженной работе с перевозчиком мусора и привлечению дополнительной техники в новогодние праздники. Двигаемся в этом направлении без сбоев. В 2019 году частично обновили технику.

— За свой счет?

— Да. Закупили и отремонтировали контейнерные баки как металлические, так и пластиковые. Все баки в Магадане были установлены либо заменены на новые, и в поселках Сокол и Уптар. Мы на регулярной основе проводим работу по определению потребности в установке баков. Проводим инвентаризацию контейнерных площадок. Проводили информационную работу с населением. Открыли офис в центре города, на Якутской, 41, где граждане могут узнать о работе регоператора, подать документы для корректировки квитанций по начислениям и оплатить услугу. Также в таких отдаленных поселениях, как поселок Сокол, мы неоднократно проводили выездные приемы граждан, где люди могли оплатить нашу услугу.

Кроме того, мы считаем важным повышать экологическую культуру. Это прежде всего связано с детьми – прививаем культуру обращения с отходами. Совместно с детским садом проводили конкурс "Новинки из мусорной корзинки": ребята делали вместе со своими родителями необычные поделки из бытового мусора. Все были награждены грамотами и ценными подарками. И в конце года провели новогодний конкурс для всех детей города.

Также мы провели большую работу по актуализации территориальной схемы обращения с отходами. Внесли изменения по источникам образования отходов, их количеству и объему и местам их накопления. Схема 2017 года была очень сырой, поэтому мы ее актуализировали совместно с министерством природных ресурсов и Минстроем.

— Министр природных ресурсов РФ в числе регионов, где есть риски в работе региональных операторов, назвал Магаданскую область. Мэр Магадана сообщил, что в городе разрабатывается план мероприятий на случай срыва работы регионального оператора. Что вам известно об этом плане и почему регоператор терпит убытки? Какие убытки несете вы?

— Назову основные причины нашего финансового состояния. Первая — несбалансированный тариф. Это количество отходов, которое берет в расчет регулятор. Если в территориальной схеме, которой мы руководствуемся, объемы завышены, то расчет принимается регулятором по факту. А необходимая валовая выручка регионального оператора делится на нормативный объем, который установлен в территориальной схеме. Поэтому получается, что тариф занижен.

Вторая — это недополученные доходы регионального оператора, связанные с разницей средневзвешенного тарифа на транспортировку, которая была установлена регулятором, и ценой, которая отошла по конкурсу перевозчику. Это по ситуации в 2019 году. В конце 2019 года мы провели актуализацию этих схем и внесли изменения по этим объемам. Мы доказали реальные объемы, которые мы реально принимаем от населения, юрлиц и захораниваем на полигоне.

Третья — это отсутствие корректной базы потребителей-жильцов. Мы с самого начала постоянно корректировали эту информацию. К сожалению, по законодательству нам никто не может предоставить эту базу, потому что это разглашение персональных данных. Это в принципе проблема по всей России. Пробел, который пока не решили. И мы продолжаем своими силами актуализировать эту базу. 

Также — это низкая собираемость платежей с населения и юрлиц. Юрлица, которые находятся в многоквартирных домах, уклоняются от заключения договора с нами. Хотелось обратить внимание, чтобы наши органы местного самоуправления оказывали нам поддержку в части выявления и понуждения заключать договор с регоператором. Мы взаимодействуем с технической инспекцией. По этим вопросам они постоянно проводят выездные комиссии по домам, где находятся юрлица. Мы обмениваемся информацией, и они привлекают их к ответственности. Сначала предупреждение, потом небольшие штрафы до 5 тысяч рублей.

— То есть, юрлица свой объем мусора выкидывает на общую контейнерную площадку? Или магазины просто выкидывают отходы на улицу, а вы вынуждены их убирать?

— Что касается ТКО, их юрлица могут выбросить на ближайшую контрольную площадку в баки. И мы выставляем ему платеж по нормативу. У каждого магазина свой норматив, который утвержден Минстроем в 2018 году. Но у нас остро стоит вопрос по строительному мусору, упаковкам и коробкам, которые выбрасываются на площадку и вокруг нее. Это не ТКО. И регоператор по законодательству не несет за них ответственности, не должен их убирать. Он может их убирать, но по отдельному тарифу. Юрлица должны либо привлекать транспортировщика, чтобы вывезти на полигон, либо собственными силами вывозить, но опять же заплатить полигону за захоронение.

— А если строительный мусор выбрасывают жильцы, а не юрлица, им не нужно оплачивать вывоз отдельно?

— Надо понимать, что мусор от текущего ремонта является ТКО, и регоператор обязан вывозить те отходы, которые выносят в баки или бункеры жильцы. Мусор от капитального ремонта, какие-то несущие конструкции, крупногабаритные, за них нужно будет отдельно платить по отдельному тарифу.

Что касается юрлиц, то мы взаимодействуем с АТИ, начали с Минприроды, у них свои полномочия, свои штрафы, которые гораздо больше. До 200 тысяч рублей. Именно по тому мусору, который не ТКО. Надеюсь, в этом году будет принято какое-то постановление, либо внесены изменения в Правила благоустройства города. Ни один магазин не должен складировать этот мусор в одну контейнерную площадку. Должны вывозить собственными силами, либо заключать договор с регоператором или с перевозчиками. И платить за него.

— В денежном выражении вы можете назвать эти убытки?

— За 2019 год порядка 40 млн рублей убытков.

— А ваше финансирование — это собственные средства, государственные субсидии?

— Только заемные средства. Есть экономически обоснованный тариф, который утвержден для населения, а есть льготный. Разницу между ними нам компенсирует правительство области. Фактически это наши деньги, просто население платит меньше.

— Как оцениваете собираемость платежей с населения, предприятий. Как считаете, установленного тарифа достаточно для покрытия ваших расходов?

— Тариф — это цена за транспортировку, хранение и собственные расходы регоператора. В 2019 году была заложена цена на транспортировку меньше, чем она отошла по конкурсу. В разы. Мы платим перевозчику одну цену, а в тарифе ниже. Когда проводился конкурс по выбору регоператора, его рассчитывал Минстрой. А по факту оказалось, что заложена одна сумма, а в контракте по конкурсу – другая. Получается, что разница выпала. Чтобы поменять определенную стоимость, должны произойти изменения по части потоков перемещения отходов. Сейчас все отходы с многоквартирных домов и юрлиц идут на 6 км, на полигон. Если поток поменяется, тогда можно внести изменения в техсхему и поменять определенную стоимость. 

— Какой выход из этой ситуации, на ваш взгляд? Поднять тарифы?

— Я считаю, что тариф регоператора должен быть самоокупаемым. К сожалению, пока только отрицательный баланс.

— Обращаетесь с этими проблемами куда-то?

— Неоднократно. Пока выхода нет. Хочу обратить внимание, может органы МСУ проанализируют и проведут работу в части процедуры компенсации выпадающих доходов регоператора, как это было сделано в некоторых регионах страны.

— Достаточно ли вам спецтехники? Кто предоставляет мусоровозы и контейнеры — регион, город или за счет собственных средств?

— Действительно, закупили коммунальную технику. 10 мусоровозов, все были распределены по муниципальным образованиям области. Один бункеровоз был отдан городу. Мы неоднократно общались с правительством и Минстроем, чтобы пересмотрели распределение этой коммунальной техники по муниципальным образованиям, чтобы отдали городу, и город отдал регоператору некоторые мусоровозы, которые нам необходимы. Потому что у нас техника есть старая, которая постоянно ломается. Нам обещали, но, к сожалению, ничего не получилось. На тот бункеровоз, который отдали городу, мы будем претендовать на торгах. Пока конкурс не объявлен, мы на месяц взяли в аренду. У нас есть нехватка в технике. Сейчас город по факту убирает 15 единиц техники. Мусоровозы, самосвалы и бункеровозы. И погрузчик. Необходимо еще два мусоровоза и два бункеровоза.

— В прошлом месяце вам было внесено представление от прокуратуры за несвоевременный вывоз мусора с контейнерных площадок. В чем причина задержки? Можете прокомментировать ситуацию?

— Честно говоря, мне представление не приходило. Но елки да, дети поджигают, которые у мусорных баков. В обязанности регоператора не входит следить за тем, подожгли елку или нет. Поставили рядом с площадкой, мы ее увезли. 

— Как производится замена контейнеров на новые, на евроконтейнеры? Можно ли оставить заявку на замену/ремонт контейнерной площадки? Несете ли вы ответственность за состояние контейнерных площадок?

— У нас в тарифе заложены расходы на приобретение новых контейнеров и бункеров – 1% от необходимой валовой выручки регоператора. За 2019 год нам заложили 1,4 млн рублей. На эти деньги мы в 2019 приобрели 251 бак, из них 72 – металлические объемом 0,75 кубометра, 9 кубовых и евробаков 170 штук. Все эти баки были либо заменены, либо поставлены в городе.

— Если жильцы хотят поменять старые металлические контейнеры на евроконтейнеры, они могут обратиться к вам?

— Да. Любой человек может обратиться к нам с заявкой. Но к сожалению, с евроконтейнерами проблема. У нас такие серьезные морозы – они трескаются, ломаются. Те евробаки, 170 штук, принадлежали мэрии, и мы их просто выкупили. Сейчас у нас проблема в их ремонте. В 2020 году мы рассматриваем вариант, чтобы все евробаки заменить на металлические. С ними проще. И сами евробаки дорогие.

— А как насчет чаек, крыс, собак? Может, установить металлические баки с крышкой?

— Это дополнительные затраты. Мы могли бы даже за свой счет их делать, но боимся, что потом этих крышек просто не будет. Также есть неудобство – приезжает машина, водителю надо снять крышку, поставить, закинуть бак... Пока думаем. При этом у нас есть евромусоровозы, которые забирают только пластиковые баки и не могут забрать металлические. Совсем отказаться от пластиковых мы не можем, потому что тогда машины будут просто стоять.

— Недавно вы запустили пилотный проект по бесконтейнерному сбору мусора в Пригородном. Достигли ли вы ожидаемых результатов? Будет ли у этого проекта продолжение?

— Мы запустили в 2019 году на улицах Дальняя и Лесная. Это частный сектор. Суть в том, что люди собирают некрупногабаритный мусор в мешки или пластиковые пакеты, выносят и ставят возле своих домов, либо на проезжей части. Подъезжает наша машина и забирает эти мешки. Там баков нет, труднодоступные районы. Проверяли, будут ли жители выносить мусор. Проект прошел успешно в 2019 году. Пока думаем над его продолжением и расширением географии.

— В регионе планируется строительство мусороперерабатывающего завода, создание межмуниципального полигона. Что изменится в вашей работе после осуществления этих планов? Отразятся ли эти изменения на тарифах?

— Во-первых, считаю, что людям нужно подробно объяснить, где он будет расположен и как работать. Считаю, что надо провести общественные слушания еще и в Магадане. Если наш полигон собираются закрыть, все отходы с города будут увозить туда, на новый МПЗ. Неизбежно увеличение транспортного плеча и тарифа для населения города. Увеличение в разы. Это нужно объяснять населению и как-то готовить к этому. 

Если там будет переработка мусора, то должна быть и сортировка, и понимание, куда потом сдавать на реализацию эти отходы.

— Какие в целом видите перспективы вашей работы, с какими первоочередными проблемами необходимо справиться и какие пути решения вы видите?

— Будем продолжать работу с органами местного самоуправления, с Минстроем и Минприроды по части согласования новых мест хранения отходов в Магадане и Соколе, внесения изменений в правовую базу города и области. Также будем продолжать выявлять и ликвидировать несанкционированные свалки. Надеюсь, что проведем совместную работу с Минстроем и муниципалитетом по внесению изменений в благоустройство, по строительному мусору и коробкам, которые выбрасываются на площадки. Надеюсь, что еще как-то решится вопрос о компенсации расходов регоператора.

149192
31
60