Депутаты Магаданской облдумы приступили к рассмотрению бюджета области на следующий год и плановый период до 2022 года. Куда будет направлять деньги Колыма, почему депутаты не стали повышать транспортный налог и должны ли "вахтовики" пользоваться "плоскими" тарифами на авиабилеты, в интервью агентству "Интерфакс – Дальний Восток" рассказал председатель Думы Сергей Абрамов, сообщает MagadanMedia со ссылкой на "Интерфакс – Россия".
– Сергей Васильевич, на очередной сессии в ноябре депутаты обсуждали бюджет следующего года и плановый период до 2022 года. Каковы основные параметры главного финансового документа региона? На что будут направлять средства?
– Да, на прошедшем в ноябре заседании Магаданской областной думы одним из основных рассмотренных вопросов стало первое чтение проекта закона о региональном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. В 2020 году доходы и расходы бюджета Магаданской области утверждены в объеме 35,1 млрд рублей. План 2021 года – 35,6 млрд рублей, 2022 года – 35,5 млрд рублей. Безвозмездные поступления из госказны на следующий год запланированы в сумме 12,9 млрд рублей. Ко второму чтению доходная часть может возрасти на сумму субсидий по национальным проектам и уточнению объемов по участию в федеральных целевых государственных программах.
Таким образом бюджет Колымы на очередной финансовый год уже можно назвать "стимулирующим", а не просто "бюджетом текущих расходов".
Наблюдается тенденция роста собственных доходов территории, особенно – налога на прибыль организаций и НДПИ. Это позволяет увеличить расходы на социальную сферу, индексацию социальных пособий и расширение перечня мер государственной поддержки социально незащищенных слоев населения.
Для сравнения: в 2019 году доля социальных расходов составляет 50,7%, в 2020, по предварительным расчетам, – 57,6%. При этом на социальную сферу планируем направить на 2 млрд рублей больше, чем в текущем году. Помимо индексации существующих выплат, пособий, компенсаций, предусматриваются новые меры поддержки.
Например, в 2020 году семьи, в которых родится первый ребенок, будут получать увеличенную единовременную денежную выплату; средства на обустройство жилого помещения смогут получить все сироты, независимо от возраста; колымчанам, имеющим статус детей Великой Отечественной войны, впервые предоставят материальные выплаты из областного бюджета. Размер "детского бюджета" также возрастет и составит 18,6% от суммы общих расходов – это 6,5 млрд рублей.
Сейчас ведется работа по подготовке документа ко второму чтению, когда детально будут рассматриваться расходы.
Считаю необходимым обратить особое внимание на следующие основные направления: это – возмещение выпадающих затрат ресурсоснабжающим организациям; выполнение обязательств по обеспечению жильем детей-сирот. Кроме того продолжается реализация инвестиционной программы, строительство объектов образовательной, медицинской, спортивной сфер; ремонт дорожной сети региона. В связи с этим должны быть своевременно заключены соглашения с федеральным центром о финансовой поддержке региона, чтобы финансирование началось уже в начале 2020 года.
Мы не намерены сокращать перечень видов финансовой поддержки муниципалитетам, городские округа необходимо максимально подключать к работе в рамках национальных проектов, ведь именно в муниципалитетах сконцентрирован основной объем работ. К участию в достижении национальных целей развития страны возможно привлечь и бизнес путем создания благоприятных условий для малых и средних предприятий.
Подготовить проект областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов для второго чтения правительство Магаданской области должно не позднее 1 декабря. Тогда парламентарии детально рассмотрят статьи расходов.
– Обсуждался также и бюджет Фонда Особой экономической зоны. Вы неоднократно говорили, что собираемые средства должны направляться на развитие территории.
– Верно, депутатский корпус колымского Заксобрания принял в первом чтении бюджет внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны на 2020 год.
1 млрд 170 млн рублей регион сможет направить на реализацию социально значимых проектов.
На декабрьском заседании будет представлена и программа развития ОЭЗ, в которой подробно указаны направления расходования средств. Фонд ОЭЗ для Магаданской области, по сути, являются "бюджетом развития" территории, что позволяет добиваться видимых улучшений качества жизни колымчан. Например, в этом году средства из фонда Особой экономической зоны мы направляли на начало строительства объектов социальной, образовательной и спортивной сфер, модернизацию котельных, восстановление жилфонда в городских округах, благоустройство общественных пространств, поддержание дорожной инфраструктуры. В следующем году также будем придерживаться этих подходов.
– Губернатор области Сергей Носов отозвал свою инициативу о повышении транспортного налога с 2020 года. Депутаты согласились с главой региона. Почему?
– Губернатор, как автор законопроекта, воспользовался своим правом и на заседании думы предложил депутатам исключить из повестки дня рассмотрение вопроса о ставках транспортного налога для его дальнейшей проработки. Депутатский корпус согласился с автором проекта закона.
Тем не менее надо отметить, что в процессе подготовки законопроекта к рассмотрению на заседании облдумы была проведена большая предварительная работа. В последний раз ставки пересматривались в 2016 году.
Налог имеет целевую направленность и формирует дорожные фонды, собранные средства направляются на содержание региональных и муниципальных дорог. В настоящий момент, по оценке специалистов, в Магаданской области он является одним из самых низких по Дальнему Востоку и России.
За четыре года цены на стройматериалы, комплектующие и прочее – повысились. Фонду требуются дополнительные средства на нормативное содержание дорог. Поэтому в проекте закона и была отработана идея повышения минимальной учетной ставки на 5%, это составило бы от 40 до 450 рублей в год к тому, что уплачивалось в предыдущие годы. При этом в ходе предварительной работы депутаты учли сложность доставки грузов в населенные пункты Магаданской области и протяженность дорожной сети, поэтому исключили повышение налогообложения грузового и специализированного транспорта, чтобы не допустить повышения цен на основные товары, продукты питания. Также была введена дополнительная категория льготников по транспортному налогу – это многодетные семьи. Тем не менее на прошедшем заседании вопрос был снят с рассмотрения.
Соответственно, в 2020 году никаких новых ставок транспортного налога – за исключением тех, которые действуют с 2016 года, – не будет. Согласно Налоговому Кодексу, ноябрьское заседание Заксобрания было последним, когда можно было вносить изменения в налогообложение. Потому ставки остаются прежними.
– Во время своей рабочей поездки в регион вице-премьер-полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев высказал мнение, что вахтовики не должны пользоваться "плоскими" тарифами авиакомпаний. Согласны ли Вы с этим утверждением? Есть ли дефицит льготных билетов для жителей области?
– Исходя из понимания транспортной доступности, Магаданская область – наряду с Камчаткой и Чукоткой – является одним из трех субъектов Российской Федерации, пассажирское сообщение в которых возможно только самолетами. Поэтому гарантированное наличие авиасообщения для нас – это жизненная необходимость.
Территория должна развиваться, вылетать отсюда и прилетать сюда граждане РФ должны беспрепятственно. Это связано с рядом факторов: восполнением недостатка квалифицированной рабочей силы в основных отраслях экономики, которыми являются недропользование и энергетика; привлечением специалистов в социальную сферу, например, врачей и учителей; развитием туризма, поскольку область обладает в этом колоссальным потенциалом; поддержанием, наконец, родственных связей, поскольку почти все колымчане имеют родственников в центральных районах страны и должны обладать возможностью регулярно их навещать.
Все это будет реально при наличии авиабилетов, реализуемых гражданам России по "плоским" тарифам. Причем, их объем не только не должен сокращаться, но и увеличиваться в пиковые периоды. В комплексе с продажей субсидированных билетов, это напрямую влияет на транспортную доступность региона. Задача стоит в обеспечении граждан своей страны возможностью приобретения авиабилетов по доступным ценам, чтобы они не ощущали себя ограниченными в передвижении и местах применения своих профессиональных навыков.