История Колымы: Посёлок Холодный
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Когда появились первые строения в посёлке Холодном, названным по имени ручья, который протекал рядом, установить уже практически невозможно.
Первое упоминание о посёлке Холодном (Холодный ключ) встречается на страницах Советской Колымы от 14.12.1948 года, где он упоминается в границах избирательного пункта № 17.
Этому посёлку повезло гораздо меньше чем другим, которые располагались на берегах бухты Нагаева — Корейский ключ, Берёзовая роща, Берёзовый мыс. Если о последних можно было найти сведения из газетных заметок и рассказов старожилов, то о посёлке Холодном сведения отсутствовали, будто его и не было… Только благодаря старожилам Марчекана и ветеранам 171-й бригады стало возможным пролить свет на некоторые страницы его истории.
2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция
Думаю стоит сделать отступление и рассказать о 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции (2-я ТОГЭ). Экспедиция стала формироваться в 1947 году в городе Петропавловске-Камчатском. Первая группа экспедиции прибыла на базу 30 августа 1947 года, эта дата и принята за начало ее деятельности .
В задачи 2-й ТОГЭ входило в короткий строк исследовать и картировать в крупном масштабе побережье Чукотки и Камчатки с прилегающими Беринговым и Охотским морями.
Первым начальником экспедиции был назначен опытный и энергичный гидрограф капитан 3-го ранга (впоследствии капитан 1-го ранга) Иван Петрович Кучеров.
В мае 1959 года 2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция была переформирована во 2-ю океанографическую экспедицию, которая начала проводить комплексные океанографические работы в северо-западной части Тихого океана и прилегающих морях.
2-я ТОГЭ в посёлке Холодном
В сентябре 1954 года 2-й Тихоокеанская гидрографическая экспедиция (2-я ТОГЭ) была перебазирована в город Магадан, откуда было значительно ближе к районам работ, и обосновалась в устье ручья Холодного.
Члены 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции. Фото: kolymastory.ru
В октябре 1954 года начальником экспедиции был назначен капитан 2-го ранга (впоследствии капитан 1-го ранга) Василий Николаевич Хоробрых. Вместе с ним из Кронштадта приехала жена — Екатерина Владимировна Гамалей, выпускница географического факультета Ленинградского государственного университета.
Для руководства гидрологическими работами к экспедиции был прикомандирован доктор географических наук Александр Иванович Дуванин.
В посёлке Холодном (в устье ручья Холодного) базировались гидрографические промерные боты 2-й ТОГЭ.
Поселок Холодный. Фото: kolymastory.ru
В белом здании (на переднем плане) было 2 входа. С правой стороны (от Марчекана) жили мотористы, командиром команды мотористов был старший лейтенант Крюков, старшиной команды — Жданкин, боцманом мичман Такташов. С левой стороны располагалась администрация склада ГСМ.
В здании с белой крышей была мастерская, где ремонтировали моторы для для промерных ботов.
Остальные члены команды (пять человек) жили зимой на 9-м км.
Весной, с уходом льда, боты волоком спускали на воду и экспедиция начинала свою работу.
Гидрографические промерные боты 2-й ТОГЭ за работой. Фото: kolymastory.ru
Этими ботами был выполнен прибрежный и морской промеры от мыса Евреинова до мыса Островного и морской промер на подходах к Тауйской губе.
В 1959 году после переформирования 2-я Тихоокеанской гидрографической во 2-ю океанографическую экспедицию и сменой места проведения работ, 2 ТОГЭ покинула посёлок Холодный и Магадан.
Крюкова перевели в другую часть, Такташов ушел на пенсию, Жданкин демобилизовался и работал на Марчеканском судоремонтном заводе.
База ГСМ ТОФ и посёлок Холодный
После ухода из посёлка 2-й ТОГЭ, единоличным хозяином Холодного стала база ГСМ. На территории базы были закопаны цистерны, где хранилось дизельное топливо.
От Холодного по берегу до Марчекана был проложен трубопровод, по нему осуществлялась перекачки дизельного топлива на заводской пирс. Там, в случае необходимости, заправлялись корабли.
Заправка цистерн на Холодном осуществлялась с танкера, который подходил на безопасную глубину у Холодного ключа. От него протягивали шланги по воде на берег и закачивали цистерны дизтопливом.
Сколько именно было закопано в грунт цистерн сказать сложно — можно только предположить, что от 20 до 30 единиц.
Практически все строения посёлка Холодного, за исключением пожарного депо, были снесены при расширении базы ГСМ ТОФ уже во времена 171-й ОБрПЛ. На месте зданий были построены ангары, закопаны новые цистерны для хранения ГСМ. По месту, где был расположен посёлок. прошла дорога на новый строящийся пирс для подводных лодок 641-го проекта.
На новом месте, на сопке, ближе к Марчекану были построены котельная, гараж, склады и другие здания и сооружения для воинской части. обслуживающей базу ТОФ.
Командиром части был майор Станислав Дядюк, его заместителем был Пётр Кривулин. Руководство базы ГСМ располагалось на 9 км.
В 90-е годы, после расформирования 171-й бригады и ухода подводников из Магадана была закрыта и база ГСМ ТОФ. Были выкопаны цистерны, разобраны ангары, порезан трубопровод.
О том, что здесь когда-то был база напоминает летом стойкий запах дизельного топлива, пропитанная соляркой почва, отвалы земли и ямы, где были закопаны цистерны. Полуразрушенные ангары и площадка из бетона у самого моря. А от самого поселка Холодного сохранилось только здание пожарки, сложенное из бута…