Дороги в небо Колымы: Аэропорт Магадан 13-й километр
Фото: kolymastory.ru

Дороги в небо Колымы: Аэропорт Магадан 13-й километр

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia

Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

Промышленное освоение огромной территории, подведомственной Дальстрою, требовал базовых стационарных аэродромов.

Аэродром в бухте Нагаева и взлетная площадка в районе будущего 31 квартала уже не могли обеспечить в полной мере возросший грузопоток и бесперебойную работу летного отряда Дальстроя. Был поставлен вопрос о строительства нового аэродрома для Магадана.

Аэропорт Магадан 13 км

Аэропорт Магадан 13 км. Фото: kolymastory.ru

По воспоминаниям заслуженного строителя РСФСР, почетного гражданина города Магадана И.И. Лукина в апреле 1938 года создали комиссию для выбора площадки под строительство аэродрома в районе 20–30 км от Магадана, в состав которой вошли начальник отдела капитального строительства Дальстроя П.М. Раевский, начальник стройуправления сектора изысканий И.Г. Наседкин, начальник стройуправления Н.В. Митасов, старший инженер аэродромной службы С.А. Чадов, штурман — летчик О.Г. Меньшиков, летчик Н.М. Кузнецов.

После предварительных изысканий комиссия предложила расположить аэропорт на 13-м километре основной трассы. "Близость аэропорта от административного центра, наличие гравийно–песчаных карьеров, свободные подходы к порту с северной стороны были основными аргументами при утверждении этого предложения. Изыскания и проект были закончены к сентябрю 1938 года, а подготовительные работы на территории будущего аэропорта начались и того раньше — в июне 1938 года", — писал И.И. Лукин.

Начальник Дальстроя К.А. Павлов почти ежедневно проверял работу строителей, как рассказывал Иван Иванович, первым делом он потребовал, чтобы они построили… теплый туалет. Все здания эксплуатационных служб и полосу возводила Магаданская стройконтора, руководимая В.Н. Акимовым и главным инженером А.И. Сизовым.

Шандор Иштванович Шимич

Шандор Иштванович Шимич. Фото: kolymastory.ru

В конце 1939 года руководителем авиационного подразделения Дальстроя назначили Шандора Иштвановича Шимича. Не смотря на юный возраст — 18 лет он был активным участником революционных событий в Венгрии в 1919 году. После падения советской власти в Венгерской республике, был арестован и приговорен к 15-летнему тюремному заключению. Но по особому указанию В.И. Ленина группу в 49 самых активных венгерских революционеров, в состав которых был включен и Ш.И. Шимич, в 1921 году обменяли на группу венгерской знати, воевавшей в армии Колчака и оказавшейся в советском плену.

По рекомендации руководителя бывшей Венгерской Советской республики Бела Куна его направили учиться в Борисоглебскую военную школу летчиков. Затем Ш.И. Шимич закончил школу воздушного боя в Серпухове и служил на различных командных должностях в Киеве, Харькове, Москве в качестве командира звена, эскадрильи, отряда. Командиром авиаотряда Дальстроя был с 15 сентября 1939 года по 1942 год, то есть, то самое горячее время, когда строили аэродром 13-го км и готовили его к эксплуатации.

В начале февраля 1940 года аэродром на 13-м км основной трассы близ Магадана был сдан в эксплуатацию.

В приказе по Дальстрою (февраль 1940 г.) указывалось: "За успешное выполнение срочных заданий по перевозке в район эпидемии медицинских работников, медикаментов и витаминизированных продуктов объявить благодарность летному и начальствующему составу авиаотряда: Шимичу Ш.И., Фастрицкому А.С, Кириллову Г.Я., Новицкому А.С., Чернову А.В., Клепацкому Н.А." Все перечисленные в приказе летчики оказали огромную помощь медицинским работникам в ликвидации эпидемии гриппа.

Учитывая его участие в создании стратегического объекта аэропорта 13 км и выполнение авиаотрядом народнохозяйственных задач Ш.И. Шимича наградили медалью "За трудовую доблесть" (11.01.1942 г.).

В конце февраля 1940 года с аэродрома 13 км было организовано почтовое и пассажирское сообщение по трассе Магадан — Хабаровск с посадкой в Охотске, Николаеве, Комсомольске.

27 октября 1953 вторник. В Магаданском аэропорту "13 км" после взлёта в 6 км от аэропорта в 11.18 разбился самолёт Ил-12 СССР-Л1765 Дальневосточного территориального управления ГВФ (КВС Назаров Фёдор Алексеевич, пилот-инструктор Алтасин Александр Михайлович, второй пилот Журавель Василий Терентьевич, бортмеханик Приезжев Виктор Васильевич, бортрадист Ступин Александр Степанович), направляющийся в Хабаровск, рейс № 783. Погибли все 5 членов экипажа, 17 пассажиров (12 взрослых и 5 детей) из 27 (18 взрослых и 9 детей).

10 марта 1954 года, сообщает об открытии регулярного воздушного сообщения Москва — Магадан. Каждый день самолеты Ил-12 взлетали с аэропорта на 13-м км. Тогда полет длился 48 часов.Расписание полетов Ли-2 по маршруту Магадан — Москва — Магадан.

Расписание полетов Ли-2 по маршруту Магадан — Москва — Магадан в 1955 году

Расписание полетов Ли-2 по маршруту Магадан — Москва — Магадан в 1955 году. Фото: kolymastory.ru

13 июля 1956 пятница. В Магаданском аэропорту "13 км" впервые приземлился пассажирский поршневой 2-моторный самолёт Ил-14, пилотируемый старейшим дальневосточным лётчиком И.М. Хоменко.

С 6 сентября 1955 года введены ежедневные рейсы по маршруту Москва (Б) — Новосибирск — Якутск — Магадан.

5 ноября 1955 года было введено в эксплуатацию здание аэровокзала аэропорта 13 км.

С 1956 года введены ежедневные рейсы по маршруту Москва (В) — Якутск — Магадан и Хабаровск — Магадан на самолёте Ил-12.

В 1957 году силами монтажного управления "Магадангорстрой" была произведена реконструкция Аэропорт-13 км.

В 1961 году на 13 км в новые здания переехал из авиамастерских в бухте Нагаева 73 авиаремонтный завод, ведущий свою историю с 1936 года. Часть зданий аэропорта 13 км, построенных еще в 1940-х годах была передана заводу.

Аэропорт 13 км активно использовался и до 1960-х годов принимал регулярные пассажирские рейсы на Ил-14, до момента ввода в строй в Магадане аэропорта "Сокол".

В начале 1963-го года руководством ГУ ГВФ было принято решение о перебазировании материальной части и личного состава 185-го ОАО (командир Кучерявый И.В.) из аэропортов "13-ый" и "47-ой км" в аэропорт "Магадан-56 км".

Долгое время аэропорт был базой лёгких самолетов и вертолётного парка Второго Магаданского объединённого авиаотряда. В день вылетало до 15 самолетов и 5–6 вертолётов во все концы области и за её пределы.

В 2002 году произведена реконструкция аэровокзального комплекса. До сих пор аэропорт "Магадан-13" служит базой малой авиации области.

_______________________

При подготовке статьи использованы материалы:

  • из книги "Воздушные ворота Колымы" Д.И. Райзмана;
  • сайт "Авиапостер. Мир истории авиации".

Моя благодарность и признательность за помощь в поисках и предоставленную информацию Александру Глущенко и Борису Пищейко.

93090
Общество