Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
На берегу залива Одян на склоне сопки располагался посёлок Богурчан, окруженный с трёх сторон тайгой. Нижняя часть посёлка выходила к морю, с севера протекала река Богурчан, с юга — небольшой ручей.
Ближайшие поселки к Богурчану — Корнино (Мелководная) и Сиглан.
Есть версия, что Богурчан (Бугурчан) — топоним эвенского происхождения и в переводе — "небольшой холмик".
Вызывает вопросы правильное название посёлка Богурчан или Бугурчан? В приказах по Дальстрою, Севвостоклагу, Ольскому рыбпрмхозу и на картах тех времён можно встретить оба названия. При таком положении дел сложно спорить, как будет правильнее — Бугурчан или Богурчан.
Если обратиться к "Топонимическому словарю Северо-Востока СССР" В.В. Леонтьевой и К.А. Новиковой (Магаданское книжное издательство, 1989 год), там сказано следующее: "Богурчан — река, впадает в залив Одян, полуостров Кони, Ольский районн; эвен. Бугурчан, где бугур — куча земли, выкопанной из норы, горка, возвышенность + -чан — уменьшительный аффикс. Во время паводков река несёт много земли, и вода приобретает коричневый оттенок. А там же Бугурчан — гора, бывший посёлок у залива Одян, Тауйская губа, ольский р-н.)"
Первыми жителями этих мест были коряки. Археологами в 50-е годах ХХ-го века на левом берегу речки Богурчан на территории рыбзавода было обнаружено древнекорякское поселение Х–ХIII веков.
Первое упоминание о Бугурчане в документах Дальстроя встречается в 1938 году: "Приказом по Управлению строительства "Дальстрой" № 565 от 15 августа 1938 года ПУСиПХ и КУСиПХ преобразованы в два самостоятельных управления: УРПХ — Управление рыбопромыслового хозяйства ("с местопребыванием в колонпосёлке Весёлая") и Управление сельского и лесного хозяйства Дальнего Севера ("с местопребыванием в совхозе "Дукча"). Первое объединяло рыбпромхозы: "Арманский", "Ольский", "Усть-Магаданский", "Ямский", "Наяханский"… УРПХ имело 4 основных промысловых района: Тауйский (6 промыслов — Балаганное, Яна, морбазы № 1 и № 2, Армань, Окса), Ольский (7 промыслов — Усть-Магадан, Атарган, Бугурчан, Умара, Ола, Сивуч, Сиглан), Ямский (3 речных промысла на рр. Яна, Иреть, Туманы), Наяханский (5 промыслов — Наяхан, Большая и Малая Гарманда, Таватум, Вилига)".
В эти годы на Богурчане не было постоянного поселения, на время путины здесь базировалась бригада рыбаков и рыбообработчиков из числа колонистов, живших в колонпосёлке "Ударник".
Но уже в 1939 году колонпосёлок "Ударник" был расформирован, вернемся к приказам Дальстроя: "В развитие приказа по ГУСДС от 26.12.1939 № 029 "О режиме содержания заключённых на трассе и Нагаево-Магаданском районе, о борьбе с преступностью и о усилении охраны объектов Дальстроя" приказом по ГУСДС № 01 ликвидируются колонпосёлки "Темп" и "Ударник" при Колонотделе УСВИТЛа, а сам Колонотдел расформировывается с 1 января. Весь состав населения колонпоселков из числа бывших заключённых-колонистов, вольнонаёмных, иждивенцев, а также членов семей заключённых-колонистов, водворяемых в лагерь, направляется в рыбпромхозы и колхозы".
В приказе упоминаются рыболовецкие промыслы ликвидируемого колонпосёлка "Ударник", передаваемые в УРПХ: Богурчан, Умара (оба — на полуострове Кони), Оторган, Дукча.
В последующие года на рыболовецких промыслах Богурчана работали бригады Ольского рыбпромхоза. Из приказа № 01 по главному Управлению Строительства Дальнего Севера НКВД СССР от 5 января 1940 года: "…Рыболовецкие промыслы, находящиеся в ведении ликвидируемого колонпоселка "Ударник", — Богурчан, Умара, Оторган и Дукча передать в Управление рыбопромыслового хозяйства с использованием труда бывших колонистов-вольнонаемных и членов их семей".
Упоминания о рыболовецких промыслах Бугурчана можно найти в годовых отчётах Ольского рыбпромхоза за 1946 год: "Ольский рыбпромхоз имел в составе промыслы: "Сахарная головка", "Атарган", "Бугурчан", "Умара".
Посёлок Бугурчан (Богурчан)
Точная дата основания Бугурчана неизвестна, впервые посёлок упоминается в числе поселений Ольского куста в 1945 году. В 1948 году Богурчан служит местом отбывания ссылки для бывших зэков (в частности, отбывавших срок по 58 статье УК РСФСР).
Каким был посёлок Бугурчан в конце 40-х годов? В своих воспоминаниях Елена Глинка рассказывает: "В рыболовецком поселке Бугурчан (конец 40-х годов), влачившем безвестное существование на охотском побережье, было пять-шесть одиноко разбросанных по тайге избенок да торчал убогий бревенчатый клубишко о трех узких окнах, над которыми болтало ветром старый флаг… "
В то время рядом с просёлком Бугурчан располагалась лагерная командировка и лесозаготовка, где работали зэки.
К 1966 году в посёлке Бугурчан уже было около 20–30 домов на двух хозяев и две улицы.
Дома были деревянные, типовые— одно и двухквартирные, с высоким крыльцом (чтобы весной не залило, а зимой не завалило снегом). Сам дом состоял из трех комнат и коридора, всего около 30–40 квадратных метров.
Отопление в домах посёлка было печное, топили дровами, благо, тайга была рядом.
Численность постоянного населения посёлка составляла 50–60 человек. Большая часть жителей к этому времени состояла из приезжих. Были местные жители или зэки, которым некуда было ехать, или коренные колымчане (чукчи, эвены), ИТР — все приезжие: туда попадали или вербовались по договору на три года, или по распределению после учебы.
Были в Бугурчане и многодетные семьи — Емелины, Виннер (немец после лагеря женился на местной; после переезда на Нюклю жил на отшибе под самой скалой Сахарная Головка), Шаршавины (после лагеря; все сети прошли через его руки, лучший специалист).
Несмотря на незначительные размеры посёлка и количество населения, в Бугурчане были созданы все условия для работы и жизни: детский сад, начальная школа, клуб, магазин смешанных товаров, медпункт, столовая, пекарня, баня…
Детский сад, как и столовая, работали только летом, зимой в них необходимости не было.
Здание начальной школы состояло из одного класса, вестибюля, выполняющего также роль спортзала, библиотеки. В школе работал один учитель. Дети в начальной школе учились в две смены: первая смена — первый и третий класс, вторая смена — второй и четвертый класс. Всего в школе обучалось в течение учебного года 13–15 учеников. С пятого класса детей отправляли на Олу в интернат. Домой, в Бугурчан, ученики приезжали только на зимние (если не было пурги) и летние каникулы.
В клубе посёлка два раза в неделю показывали кинофильмы, там же стоял единственный в посёлке телевизор, впрочем, большую часть времени в качестве мебели, так как устойчивый телевизионный сигнал проходил редко.
Поселковый магазин работал каждый день, торговали всем: продуктами, посудой, ширпотребом, одеждой. Товары в магазин шли через потребкооперацию, доставлялись с посёлка Ола. Доставленные в Бугурчан товары разбирали сразу после привоза, причем делили все на всех, чтобы никого не обделить. Когда привозили овощи или фрукты, то распределяли сначала семьям с детьми, а если оставалось, то на общий стол в праздник. Сухое молоко, яичный порошок, сгущенка, тушенка в магазине были всегда (склад был при магазине). Мороженым мясом баловали зимой. Продавец был один, жил около магазина.
В Бугурчане была своя пекарня, где пекли хлеб для населения и работников.
Медпункт посёлка состоял из двух половин: на одной половине производился приём больных, во второй половине жила фельдшер-акушерка.
Баня в Бугурчане работала один день в неделю — в субботу: три часа для женской половины посёлка, три часа для мужской.
Электроэнергией посёлок и рыбзавод снабжал дизельный электрогенератор. Запускали его в шесть утра, останавливали в двенадцать ночи.
Питьевую воду и для технических нужд летом брали из речки Бугурчан машиной или из ручья ведрами. Зимой воду брали из речной проруби и доставляли в посёлок конной тягой на санях.
Основной тягловой силой в посёлке и на рыбзаводе были лошади, востребованные и зимой, и летом. Например, с помощью лошадей в цех подтаскивали соль, бочки. Для лошадей в Бугурчане построили конюшню. В конце 60-х годов ХХ-го века в посёлке была только одна машина, которая играла роль пожарной машины и водовозки.
Связь с другими посёлками и "большой землёй" поддерживалась по рации через диспетчера рыбкомбината. Радиоприёмники были практически в каждом доме посёлка.
Транспортное сообщение с соседними поселками осуществлялось в летнее время по морю (обычно СРТ "Нептун"), по воздуху (вертолёт) или по тайге, зимой только по воздуху.
Вертолетная площадка располагалась рядом с поселком. Летом в тайге работали геологи, вертолет прилетал часто. Зимой вертолет прилетал каждые десять дней (при наличии хорошей погоды) и это был праздник для населения Бугурчана — привозили почту, кинофильмы, продукты.
Возле каждого дома в посёлке жители возделывали огороды, на которых выращивали картофель, редис, морковь, свёклу, репу, зелень (укроп, петрушку, лук), многие держали поросят, которых кормили картошкой.
Рыбзавод Бугурчан
Градообразующим предприятием посёлка Бугурчан был рыбзавод. Точная дата начала работы рыбзавода неизвестна, но в отчётах Ольского рыбокомбината за 1954 год он присутствует в перечне рыбзаводов: "Усть-Ола", "Нюкля", "Атарган", "Бугурчан", "Мелководная" и "Сиглан".
Сам по себе рыбзавод был небольшой — один цех, пирс, бондарка, ледник, контора рядом с пирсом. В 1966 году начальником рыбзавода был Дубенко Ф.М..
Во время путины, если нужны были руки, закрывали почту, магазин, все становились на разделку рыбы. Морозильников для хранения продукции на Бугурчане не было, рыбу солили на месте в чанах, расфасовывали, грузили на плашкоуты, потом отправляли на материк. Во время путины в поселке устанавливался сухой закон.
В конце 60-х, начале 70-х годов ХХ-го века для небольших посёлков рыбообработчиков побережья Охотского моря наступили тяжелые времена по ряду причин, не стал исключением и Бугурчан. Одной из причин стало снижение квот добычи на красную рыбу. Другая причина — удаленность рыбозавода от баз снабжения и отсутствие постоянного транспортного сообщения, что приводило к высокой себестоимости продукции. Все это привело к тому, что рыбзавод Бугурчана был признан нерентабельным и подлежал закрытию.
Рыбзавод на Бугурчане был закрыт в 1967 году, вместе с заводом был ликвидирован и сам посёлок. Часть работников перевели на работу на Атарганский рыбзавод (переселены в посёлок Атарган), часть на рыбзавод Нюкля, (переселены в посёлок Сахарная головка (Нюкля), часть на Ольский рыбокомбинат (переселены в посёлок Ола).
После закрытия завода в поселке остался только завхоз В. Сироткин для окончательной эвакуации. Но начались штормы, и полностью вывезти оборудование с закрытого рыбзавода смогли только в 1968 году.
Древний Бугурчан
На территории посёлка Богурчан в Х-ХIII веках располагалось древнекорякское поселение, обнаруженное на левом берегу речки Богурчан на территории рыбзавода. О поселении, о "корякских ямах" впервые сообщил в Магаданский областной краеведческий музе в 1939 года эвен-охотник И. Бабцев. Затем в 1955–1956 годах археологический отряд Якутского филиала АН СССР и Магаданского областного краеведческого музея под руководством Г.А. Пытлякова обнаружил остатки шести полуземлянок. Одна из них частично исследована. В конструкциях жилищ наряду с деревом употребляли ребра китов.
Среди раковин моллюсков и расколотых костей морского зверя встречались каменные тесла, ножи, наконечники стрел, грузила из галек, обломки глиняной посуды с оттисками грубой ткани на внешней стороне.
Эпилог
Нельзя сказать, что история Бугурчана заканчивается в 1967 году и здесь больше не ступала нога человека. После закрытия рыбзавода и ликвидации посёлка в Бугурчане продолжали заниматься рыболовецким промыслом.
Здесь почти круглогодично обитала бригада ольских рыбаков, человек двадцать или около того. Летом ловили на богурчанских плёсах горбушу, солили рыбу и заготавливали икру для госкооперации. Не забывали и о себе, распуская в море ставные сети на кижуча, который в реку никогда не заходил. Зимой опускали под лёд вентеря — на навагу.
Поселок Богурчан. Фото: Илья Ковякин
К 2016 году бывший посёлок Бугурчан служил в роли заимки госзаказника "Одян", постоянное население которой составляли два бобыля-поморца Андрей и Юрий. От былого величия поселка остались развалины некогда большого рыбзавода, старые грузовики да остатки причала.
2018 год.
_______________
Моя признательность и благодарность за помощь в работе над историей Богурчана Марине Соколовой, Александру Глущенко, Михаилу Кречмару, Светлане Лавровой, Илье Ковякину, Наталье Ескиной (Липовской).