С 1 августа 2017 года в Магаданской области работает онлайн-автошкола, где можно отучиться дистанционно и в удобное время. Как это работает, приносит ли прибыль и сложно ли начинать свое дело в Магадане, редакция выяснила у учредителей ООО "Найс Прайс" – официального представителя федеральной сети онлайн-автошкол "Автоинлайн" Сергея Колубелова и Владислава Гладкого. Об устаревшей рекламе, ошибках, ОКВЭДах, и сочувствии предпринимателям – в материале MagadanMedia.
Это федеральная сеть автошкол "Автоинлайн"*. Мы работаем по франшизе. В чем суть? Человек получает теоретические знания онлайн в личном кабинете на сайте. Практику он проходит традиционно с инструктором.
У нас заключен партнерский договор с Магаданским политехническим техникумом**, они предоставляют инструкторов и машины.
— Зачем нужна еще одна автошкола в городе?
— Чтобы на "права" можно было учиться в любое время. Есть много людей, которым неудобно посещать занятия по расписанию автошколы.
— Считаете, большое количество людей не идут учиться на "права" просто потому, что им неудобно ходить на занятия?
— Да. Почему вообще появилась эта идея? У меня есть знакомая, у нее – двое маленьких детей. Ей нужна была машина, но учиться в автошколу она идти не могла, потому что на это просто не было времени. Она пожаловалась мне, и я решил погуглить, существуют ли какие-то альтернативы. Поискал и нашел. Связался с ребятами, заключили договор, закрепили город и область. Пока открыли только категорию B.
— Во сколько обошлась франшиза?
— Единовременно в 400 тысяч. Для нашего региона вышла дешевле.
— Как быстро планировали покрыть расходы и начать получать деньги? И оправдались ли ваши ожидания?
— Мы рассчитывали, что через год мы закроем свой кредит, который брали на эту франшизу, и уже начнем какую-то прибыль иметь. Пока еще кредит мы не выплатили.
Мы все втроем (учредители) продолжаем работать по другим направлениям. Автошкола – пассивный доход. Да, нам есть куда развиваться (открывать новые категории), но, по сути, бизнес работает сам. Мы только занимаемся привлечением новых клиентов и выполняем функции менеджера.
— Это ваш первый бизнес?
-Да. До него мы работали в рекламном агентстве. Я считаю что это очень большое подспорье для нас, в том что мы видели разные виды бизнеса и примерно понимали, с чем придется столкнуться в той или иной сфере.
- С точки зрения вашего опыта работы в рекламе, вы предварительно оценили, какие механизмы продвижения работают, а какие нет?
— Конечно, мы сами создаем рекламу. Макеты, ролики. Нам это нравится, и это работает. Например, одно из последних удачных решений – мы повесили баннер на техникуме. На макете был просто диван. Ну и уникальность предложения – сидя на диване, учись онлайн. Это принесло нам определенное количество клиентов.
— Франшиза не диктует вам свои требования по рекламе?
— Есть рекомендации. Естественно, нам прислали полностью брендбук. Но те инструменты, которые там предоставлены, с нашей точки зрения, неэффективны.
- Неэффективны в Магадане или в принципе? Общались с франчайзи из других городов на эту тему?
— Везде работает по-разному, абсолютно неудачных решений быть не может. Но так или иначе, всегда надо менять что-то и пробовать новое. Это может быть и тот же баннер, и та же публикация в Instagram или видеоролик на YouTube. Все работает по-своему
Казалось бы, кто у нас слушает радио? А вот первый поток у нас был после того, как мы на радио рекламу заказали.
Параллельно еще вели Instagram. Все всегда упирается в деньги. Так как мы молодые были в бизнесе, и не было денег, то мы пользовались тем что дается условно бесплатно. И как раз на радио у нас было размещение по бартеру через друзей. Тот же самый Instagram мы можем своими силами вести. Закинул тысячу рублей на таргет и веселишься с ним.
Также в рекламном агентстве печатали афиши, расклеивали по городу. Напечатали листовки, по почтовым ящикам кидали. Это такие простые вещи, которые мы можем себе позволить. Понятно, что будут бюджеты, будет другая реклама. У нас уже все это распланировано. Мы знаем, какой будет следующий шаг, и просто ждем, когда будет лишних 60-70 тысяч в месяц.
— Что можете сказать о рынке рекламных услуг в Магадане, в целом?
— По личному мнению, есть проблема в том, что у большинства руководителей очень устаревшие представления о рекламе. Мало кто следит за трендами и развивается.
У нас очень низкий уровень развития площадок, и мало квалифицированных специалистов. Они привыкли работать по-своему, по-старому.
В этом плане зажаты и предприниматели, которые считают, что если сделают что-то по-другому, то они выйдут из зоны комфорта. Не обязательно же перегибать палку и делать так, как KFC с рекламой про курицу и яйца.
Но суть в том, что у нас делают по накатанному шаблону, и никто не хочет взять и сделать по-другому, использовать совершенно другие мотивы. Та же реклама Nike – да, скандальная и провокационная. Но кто о ней не поговорил?
Поэтому, свою рекламу мы создаем сами.
Баннер. Фото: Из личного архива
— Легко было найти автошколу-партнера для проведения практики? Владельцы были заинтересованы в вашем предложении?
— Некоторые восприняли нас как конкурентов, другие не понимали, что это и зачем. Они думали, что у них деньги будут отбирать, а мы наоборот предлагали им дополнительный инструмент для привлечения клиентов.
Как оказалось потом, до нас это хотел кто-то сделать, и он даже представлялся официальным представителем франшизы в нашем городе. Но потом отказался от этого бизнеса.
Возможно, это тоже сыграло свою роль, ведь нельзя произвести первое впечатление дважды.
— Вы до сих пор выплачиваете кредит. Не пробовали обратиться за господдержкой для компенсации расходов?
— Мы в прошлом году подавались на возмещение части расходов в Фонд содействия развитию предпринимательства. Мы его иногда фонд сочувствия предпринимателям называем, потому что, в нашей ситуации, нам смогли только посочувствовать.
Там есть определенные критерии для принятия решений, мы под них не подошли. Формулировка отказа: "низкая эффективность бизнеса".
— Как считаете, почему именно вам отказали?
— Возможно, потому что у нас нет рабочих мест. Или из-за низкой социальной значимости. Но в нашей сфере действительно нет рабочих мест на данном этапе, в этом и плюс – нет расходов дополнительных. При этом, мы даем возможность получить профессию водителя абсолютно каждому в удобное время. У некоторых объективно такой нет возможности, вот, например, вахтовики.
— Думали в этом направлении развиваться, работая не с физлицами, а с предприятиями: открывать новые категории (С, D)?
— У нас была такая идея. Но тут еще суть в том, что мы не можем участвовать в торгах, потому что у нас не классическая автошкола. У нас нет лицензии на обучение, мы работаем по сублицензии с владельцами франшизы. У нас просто патент на предоставление программного обеспечения, который дает возможность человеку получить теоретические знания вождения. Поэтому, договор с учеником заключает наш партнер – автошкола.
— Есть какая-то специфика регистрации вашего бизнеса с учетом таких условий (сублицензия, патент)? Сложно было получить статус ООО?
— Да ничего особенного. Подал документы, выбрал ОКВЭДы. Все сами. Как и что делать, объясняли на месте – в налоговой. Единственное, устав мы взяли в качестве примера у знакомых. Но это типовой документ, и у многих предприятий он почти идентичный.
Единственное, допустили несколько ошибок по незнанию.
У нас в городе, будем честны, не особо рекламируются площадки, которые учат тому, как вообще начинать свое дело. Они есть по факту, но об этом мы узнали гораздо позже и, соответственно, об этих ошибках мы узнали позже.
Когда мы открывали счет в банке, его надо было зарегистрировать в Страховом фонде. И мы этого не знали. А если в течение 10 дней после открытия счета ты не регистрируешь его, то на тебя штраф накладывают. Собственно, через 2 месяца и прилетела эта пеня. Копейки, но все равно было очень смешно.
Ну, и с ОКВЭДАМи немного напутали, так как торопились. Много лишнего указали (торговлю табачными изделиями, деятельность Центробанка). Недавно только убрали ненужное. На деятельность это никак не влияет, специально для заявки в Фонд чистили – у них есть некоторые виды деятельности, которые они не субсидируют (игорные заведения, табачная деятельность, алкогольная продукция и так далее).
— Что вы можете посоветовать, как опытные предприниматели, предпринимателям начинающим?
1. Рассчитывать на то, что возможны неудачи. Без них вообще никак.
2. Быть готовым работать 24/7. Бывает, планируешь провести вечер пятницы с друзьями, а в итоге приходится срочно решать какие-то проблемы – произошел технический сбой, например.
3. Быть готовым, что за любые неполадки все "шишки" достаются тебе, как руководителю.
4. Не бояться заниматься разными вещами – мы постоянно придумываем новые проекты, уже сейчас есть параллельный бизнес.
Автошкола это уже выточенный процесс, единственное, нужно тратиться на рекламу. Сейчас доведем до автоматизма второе направление, и можно уже заниматься чем-то третьим.
— Конкретно по автошколе: есть куда развиваться, помимо открытия категорий? Это ведь не тот продукт, который востребован ежедневно, соответственно, и доходы рано или поздно достигнут своего максимума?
— Если набрать обороты в регионе и понять, что все – потолок, то можно просто следующий город "купить". Это же все онлайн. И не надо находиться где-то в конкретном месте. Слетал в командировку – заключил договор на практику с местной автошколой и все.
— А сами ученики как относятся к этой системе, есть обратная связь?
— Бывает, звонят и спрашивают, что за схема? С намеком на то, что это что-то противозаконное. "Наверное, вы в обход каким-то правилам действуете"?
Или спрашивают, а сколько у вас стоят права?
Люди почему-то считают, что если это в интернете, то некачественное.
Тем, кто отучился, очень нравится система. Многие даже вообще не подозревали о том, что когда-то будут с правами, пока не появилась возможность учиться в удобное время.
— Как проходят занятия в онлайн-автошколе?
— У нас интерактивные видеоуроки. Каждый ролик по 30-40 минут
После просмотра каждого видео нужно пройти тест. После трех уроков еще раз закрепляется весь материал. Сделано таким образом, чтобы человек в полном объеме получил знания по теории. Один раз экзамен ученики сдают в системе, один раз с комиссией в техникуме, и один раз в ГАИ.
У нас более 100 городов подключено к системе, и статистика говорит о том, что 99% наших учеников сдают теорию с первого раза.
— А сколько длится обучение? Есть какая-то параллель со стандартным по времени и цене?
— В стандартных автошколах учат 3-4 месяца. Мы не привязаны к группам, поэтому обучение может длиться месяц, может 2 месяца, а может и полгода. Кому как удобно. Наш первый ученик за месяц сдал на "права", например. Сейчас у нас около 300-400 людей зарегистрировано в системе. Активных, которые сейчас проходят обучение, около 100. Обучение стоит порядка 37 тысяч рублей (теория+практика). Это дешевле, чем средняя цена по городу, потому что нам не нужно нести дополнительные расходы на зарплату преподавателям и помещение.
Человек оплачивает часть или полную сумму в техникуме, где и будет проходить практику. Договор заключается непосредственно с ними.
— Вы не жалеете сейчас, что уволились с работы и выбрали свое дело?
— Мы не захотели сдаваться, и в итоге это принесло свои плоды.
Главное – это вообще что-то делать, потому что если сидишь на месте, то ничего не получится.
Продолжая работать, мы спокойно открыли свою компанию. А могли бы продолжать работать на окладе. Но это же неинтересно. В предпринимательстве ты каждый день узнаешь что-то новое, и даже про себя.
На самом деле, ловим кайф, несмотря на все эти стрессы. От того, что делаем, наконец, что-то не для кого-то, а для себя. Это вообще прекрасное ощущение.
*Онлайн автошкола "Автоинлайн" (Online autoschool "Autoinline"): ИНН 4345385863, ОГРН 1144345010721. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015660987 от 14 октября 2015 года. Правообладатели: Химидуллин Артур Робертович, Калинкович Дмитрий Александрович.
**ГБПОУ "Магаданский политехнический техникум": Лицензия № 486 от 28 мая 2015 года; свидетельство о государственной аккредитации № 428 от 10 июня 2015 года. ИНН 4909008710, ОГРН 1024900950689.