Сохранить концепцию поправок в Налоговый кодекс РФ в части увеличения ставок сбора за пользование водными биоресурсами, ранее предложенную Минсельхозом и одобренную отраслевым сообществом, просит первого вице-премьера – министра финансов РФ Антона Силуанова Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ). В своем обращении руководителю финансового блока правительства президент ВАРПЭ Герман Зверев отмечает, что кратное увеличение фискальной нагрузки на рыбопромышленный бизнес вкупе с отменой льгот для рыбколхозов, артелей и градообразующих предприятий не только негативно отразиться на ценах рыбопродукции, но и станет критичным для инвестактивности в отрасли, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на копию текста письма.
Напомним, что с 2017 года Росрыболовство (входит в структуру Минсельхоза) совместно с отраслевыми объединениями рыбаков работали над согласованными предложениями по повышению фискальной нагрузки в отрасли через пересмотр размеров ставок сборов за пользование водными биоресурсами (ВБР). Итоговые предложения были поддержаны в декабре прошлого года на заседании правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса и легли в основу подготовленного Минсельхозом законопроекта.
Однако 10 сентября этого года на совещании у первого вице-премьера – министра финансов Силуанова трем ведомствам (Минсельхозу, Минфину и Федеральной антимонопольной службе) были даны поручения доработать базовый законопроект. В частности, было предложено рассмотреть три изменения в ранее согласованную концепцию: установить новые ставки сборов за пользование ВБР с учетом уровня накопленной инфляции с 2004 года и рентабельности вылова конкретных объектов, отменить налоговые льготы для градо— и поселкообразующих предприятий, рыболовецких артелей (колхозов), рассмотреть целесообразность использования в рыбохозяйственном комплексе единого сельхозналога (ЕСХН).
По оценке Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, озвученной в обращении первому зампреду правительства от руководителя крупнейшего объединения российских рыбаков Германа Зверева, резкий пересмотр уровня увеличения фискальной нагрузки может привести к негативным социально-экономическим последствиям.
"Рыбопромышленные объединения считают необоснованным предложение об отмене налоговых льгот в отношении градо— и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, рыболовецких артелей (колхозов). В России работают свыше 80 предприятий указанной организационно-правовой формы, они расположены преимущественно в отдалённых прибрежных регионах и оказывают значительную финансовую поддержку населенным пунктам, в которых расположены. Не случайно особая социальная роль этих предприятий, указана в п. 1а Перечня поручений Президента Российской Федерации № Пр-2338ГС от 9 ноября 2015 года, которым Правительству Российской Федерации поручено сохранить указанные льготы", — отмечает в обращении Герман Зверев.
Также целесообразным отраслевое сообщество считает сохранение налогового режима ЕСХН в рыбопромышленном комплексе, поскольку ЕСХН как налоговый инструмент сочетает высокую фискальную эффективность и стимулирующую к инвестициям направленность. В качестве аргумента ВАРПЭ приводит такие данные: в период с 2010 года поступления по ЕСХН выросли с 769 млн рублей до 6,13 млрд рублей (то есть почти в 8 раз), а поступления по налогу на прибыль увеличились за аналогичный период с 1,946 млрд рублей до 4,134 млрд (в 2,12 раза).
Что же касается установления нового размера ставок сборов с учетом уровня накопленной инфляции с 2004 года и рентабельности вылова конкретных объектов, то такой подход, уверены в ВАРПЭ, не учитывает высокие социально-экономические риски от кратного роста фискальной нагрузки, а также – предыдущий опыт определения размера ставок. Установленные в 2004 году ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами, напоминает ВАРПЭ, были необоснованно завышены (налоговая нагрузка в отрасли с учетом установленных в 2004 году ставок сбора выросла до 21% от отраслевой выручки), что в итоге и потребовало корректировки ставок, произведенной в форме установления общеотраслевой отраслевой льготы по их уплате.
Кроме того, новая концепция исчисления ставок сборов "уравнивает" с точки зрения природной ренты совершенно не схожие по экономике промысла и оборота промысловые объекты, такие как, например, минтай и горбушу.
"Новые ставки сбора, согласно первоначальной концепции изменений в Налоговый кодекс, для добытчиков минтая в Охотском море остались неизменными – 3,5 тысяч рублей за тонну, а вот для добытчиков краба и горбуши в Дальневосточном бассейне увеличивались в 2,3 раза — до 80 тысяч рублей и 7,9 тысяч рублей за тонну соответственно. Если же учесть показатели инфляции и рентабельности, как предлагает Антон Силуанов, то ставки станут еще выше и диспропорциональней — за тонну минтая придется заплатить уже 12 273,18 рублей, за горбушу – столько же, то есть 12 273 рублей, а на треску ставка сбора подскочит до 17 тысяч рублей", — приводит пример Герман Зверев.
По расчетам ВАРПЭ, в случае одобрения предложенных сейчас поправок поступления от ставок сборов вырастут с нынешних 2,24 млрд рублей в год до 52,45 млрд, а общая налоговая нагрузка на отрасль — с 46 млрд рублей практически до 100 млрд рублей. Между тем, исходя из первоначальных предложений Минсельхоза, фискальная нагрузка должна была увеличиться на 12-14 млрд, напоминает Герман Зверев.
Вместе с тем, как отмечается в обращении ВАРПЭ к Антону Силуанову, до 2022 года кредиторская задолженность предприятий отрасли возрастет с 90 млрд рублей до 300 млрд рублей, и поэтому резкое увеличение налоговой нагрузки, незапланированное при заключении кредитных соглашений и утверждении инвестиционных проектов, с большой долей вероятности просто парализует инвестиционную активность в отрасли и приведет к дефолтам предприятий.
"Отказ от согласованной с бизнес-сообществом концепции поправок в Налоговый кодекс в сочетании с уже введенными аукционами на добычу крабов и предлагаемым ФАС России введением аукционов на добычу всех водных биологических ресурсов приведут к обвальному спаду инвестиций, а значит — к выпадающим доходам федерального бюджета", — считает Герман Зверев.
Отметим, что по информации "Ведомостей", в настоящее время Минфин, Минсельхоз, Росрыболовство и ФАС не комментируют, какие из озвученных 10 сентября предложений войдут в окончательный вариант законопроекта об изменении налоговой нагрузки на отечественных рыбаков. Также деловое издание обращает внимание на то, что изменения ставок ВБР – уже третья большая реформа в рыбной отрасли за последние 3 года: в 2016 году 20% квот были перераспределены в качестве стимула для строительства новых судов и рыбзаводов, а в 2019 году было принято решение о перераспределении 50% квот на добычу крабов через аукционы, причем победители должны будут построить новые суда на 35 млрд рублей. Кроме того, отмечают "Ведомости", отрасль находится в стадии больших инвестиций: компании уже строят суда и перерабатывающие заводы под инвестиционные квоты, инвестиции на эти цели, по данным ВАРПЭ, в 2019–2022 годах превысят 180 млрд рублей. Эксперты издания предупреждают, что перенести упомянутые реформы и нововведения в отрасли смогут далеко не все предприятия РКХ.