Стратегия или бизнес-план?

В постоянной рублике #ФинГрам разбираем, насколько важно заранее продумать развитие своего дела
Бизнес-план. Фото: Pixabay

Продолжаем цикл полезных советов для бизнеса от экспертов #ФинГрам. Насколько важно заранее продумывать развитие своего дела? Давайте разбираться вместе.

Для начала рассмотрим несколько простых примеров. Есть некая сборная города М, допустим по футболу, и перед каждой игрой тренер рассказывает команде о стратегии матча с конкретным соперником или рисует на доске план поля с расположением игроков. Учитель в школе разрабатывает программу обучения на основании стандартов, методических рекомендаций и своих наработок. Врач также составляет план обследованию и лечения пациента, прогнозируя развитие болезни.

Можно сделать первый вывод: неважно о какой сфере деятельности мы говорим, стратегия и планирование есть везде, и оно необходимо для достижения максимально эффективного результата.

Что важнее для бизнеса: стратегия или бизнес–план?

Итак, стратегия это по своей сути генеральный и обобщающий план деятельности компании. Описав её, вы получите ответы на вопросы:

  • В чём будет суть бизнеса?
  • Кто мой клиент и какие у него запросы?
  • Кто мои конкуренты и чем я от них отличаюсь?
  • Каковы потенциал, возможности и риски моего дела?
  • Что и когда я хочу получить в итоге?

Бизнес-план – это более подробный и весомый документ. В нём отражено детальное описание проекта с расчётами и перспективами на ближайшие несколько лет. Он обязательно заинтересует потенциальных инвесторов и партнёров, а также банки, в которые вы, возможно, обратитесь за кредитом. В среднем бизнес-план пишут на три-пять лет вперёд, но возможны и варианты написания на один год. Главная задача бизнес-плана – убедить потенциальных партнёров, что данный проект стоит инвестиций и он окупит вложенные деньги и силы.

Вывод номер два: стратегия и бизнес-план взаимосвязаны. При этом начать лучше со стратегии, а после, основываясь на ней, написать подробный бизнес-план.

Стратегия

Шаг

Действия

Определить потенциал бизнеса

Изучите спрос и предложение на конкретный товар и/или услугу;

Идентифицируйте своих конкурентов и выявите уникальность своего товара/услуги;

Узнайте о компаниях, которые занимаются похожим видом деятельности. Например, если вы хотите открыть онлайн-магазин, узнайте и об обычных торговых точках, супермаркетах и частных мастерах, которые предлагают такой же товар/услугу;

Представьте развитие данного вида деятельности в ближайший, например, год.

Определить целевую аудиторию (понять: кто мой клиент?)

Подумайте:

на какую возрастную группу рассчитан ваш товар/услуга;

какую потребность своего потенциального клиента вы сможете удовлетворить;

какой доход должен быть у вашего потенциального клиента, и как часто он сможет покупать ваш товар/услугу;

как и когда ваш клиент делает покупки – например, импульсивно, сезонно, повседневно, в прок.

Сформулировать уникальное торговое предложение

Ответьте себе на вопросы:

сможете ли вы вести бизнес самостоятельно, или вам будут нужны поставщики и партнеры;

потребуются ли вам специализированное обучение или высококвалифицированные уникальные специалисты;

смогут ли потенциальные клиенты принимать участие в создании товара/услуги, или это будет готовый стандартизированный продукт;

какой объем товара или исходного сырья вам необходим на начальном этапе, и как часто его необходимо будет пополнять.

Оценить потенциал

Можете использовать такой инструмент как SWOT-анализ:

Strengths – сильные внутренние стороны проекта

Weakness – слабые внутренние стороны проекта

Opportunities – потенциальные внешние и рыночные возможности проекта

Threats – потенциальные внешние и рыночные угрозы для проекта.

Этот метод можно использовать также для анализа рынка в целом и/или отдельного конкурента.

Оцените варианты продвижения товара/услуги на рынке

Изучите каналы распространения информации и затраты на рекламу.

Сформулируйте бизнес-цель

Постарайтесь быть реалистами;

Определите объем продаж, количество клиентов, территорию охвата, долю на рынке, которую вы планируете занять.

Бизнес-план

При написании детального бизнес-плана можно воспользоваться типовыми формами. В этом вам может помочь "Бизнес-навигатор" Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП). После регистрации на сайте вы сможете выбрать вид бизнеса, подобрать геолокацию, оценить конкурентов и получить прогноз по доходам. После введения нужных параметров, можно будет распечатать готовый документ, с которым можно будет, например, обратиться за кредитом в банк, сотрудничающий с Корпорацией МСП.

Бизнес-план отвечает на вопросы о том, сколько денег требуется на запуск проекта, в какие сроки он окупится, и включает в себя:

  • описание товара/услуги;
  • анализ рынка;
  • план производства;
  • организационную структуру компании;
  • маркетинговую стратегию;
  • финансовый план;

Разберем каждый пункт подробнее в простой табличной форме.

Пункт бизнес-плана

Содержание

Резюме

Стоит в начале бизнес-плана, но писать его лучше в конце. Это краткое описание всего документа – выводы из всех расчётов, которые будут произведены. Далее: описание проекта, конкурентное преимущество, потенциальные клиенты и партнеры, виды реализации и продвижения, стартовый капитал и его источник, ключевые этапы развития, сроки окупаемости и планируемая прибыль.

Прочитав резюме, инвестор уже может принять решение, стоит ли дальше изучать бизнес план или "игра не стоит свеч".

Описание продукта

Вам необходимо детально описать товар/услугу. Можно сравнить свой продукт с аналогичным и даже предложить варианты его дальнейшей модернизации.

Анализ рынка

Если вы хорошо поработали со стратегией, то этот пункт в бизнес-план можете перенести из неё. Однако предложения конкурентов всё же нужно будет проработать детальнее, указав количество торговых точек и долю на рынке. Попробуйте проанализировать прибыльность каждого.

Описание потенциального клиента

Опишите подробно, кто будет покупать ваш товар/услугу: возраст, социальный статус, мотив, который будет побуждать данную аудиторию купить ваш товар/услугу и т.д. На основании этой информации вы сможете предположить объем реализации. Для этого можно также посчитать, сколько процентов от общего числа покупателей аналогичного товара вы планируете привлечь.

Производственный план и расчёт себестоимости

В этом пункте можно отразить затраты:

  • на производство, закупку сырья и упаковки у поставщика;
  • аренду помещения и оборудования;
  • коммунальные платежи;
  • рекламу и кредит/заём и т.д.

Для расчёта себестоимости вам необходимо посчитать стоимость сырья, которое необходимо для создания вашего товара/услуги, разделить каждую позицию на предполагаемое количество реализованного товара/услуги в месяц. В случае с оборудованием, необходимо еще учесть срок эксплуатации. В итоге вы получите сумму, ниже которой вы не сможете опускать цены, чтобы не работать в убыток.

План продвижения

Здесь вам нужно ответить на четыре вопроса:

  • какое предложение сделать покупателю;
  • какие каналы продаж использовать;
  • как стимулировать продажи;
  • какую рекламную поддержку выбрать.

Также стоит отразить участие вашей компании в мастер-классах, акция, выступление в качестве партнера в мероприятиях, в том числе по бартеру и т.д.

Организационный план

В данном пункте вам необходимо описать структуру компании: ООО или ИП, состав управления, подразделения/отделы, число работников, их должности и зарплаты, схему подчинения, штатное расписание, условия сотрудничества и т.д.

Финансовый план

Этот раздел вашего бизнес-плана будет включать описание всех источников финансирования, доходы и расходы с учетом маркетингового, производственного и организационного планов. Здесь также нужно указать на какие именно средства вы будете развивать своё дело – собственный капитал или заёмный, либо их соотношение, если будут использованы оба. А может быть, это будут деньги частного инвестора, или же собранные на краудфандинг-платформе. Вы можете также обратиться за господдержкой малого бизнеса. Расчёт нужно будет производить ежемесячно. И не забывайте учитывать налоги.

Все эти расчёты позволят вам оценить собственные силы, увидеть сколько денег вам потребуется на каждом этапе реализации проекта, когда бизнес выйдет на самоокупаемость и начнёт приносить прибыль.

Если вы понимаете, что сами не справитесь с составлением бизнес-план, можно привлечь специалиста. Затраты на оплату его труда обойдутся дешевле, чем собственные ошибки. И последний совет – не торопитесь принимать решение, тщательно всё обдумайте, посоветуйтесь с профессионалами в различных сферах и внимательно читайте все документы, которые будете подписывать.

Источники: www.fincult.info и пресс-служба Отделения Магадан Дальневосточного ГУ Банка России

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia