Продолжаем цикл полезных советов для бизнеса от экспертов #ФинГрам. Насколько важно заранее продумывать развитие своего дела? Давайте разбираться вместе.
Для начала рассмотрим несколько простых примеров. Есть некая сборная города М, допустим по футболу, и перед каждой игрой тренер рассказывает команде о стратегии матча с конкретным соперником или рисует на доске план поля с расположением игроков. Учитель в школе разрабатывает программу обучения на основании стандартов, методических рекомендаций и своих наработок. Врач также составляет план обследованию и лечения пациента, прогнозируя развитие болезни.
Можно сделать первый вывод: неважно о какой сфере деятельности мы говорим, стратегия и планирование есть везде, и оно необходимо для достижения максимально эффективного результата.
Что важнее для бизнеса: стратегия или бизнес–план?
Итак, стратегия это по своей сути генеральный и обобщающий план деятельности компании. Описав её, вы получите ответы на вопросы:
- В чём будет суть бизнеса?
- Кто мой клиент и какие у него запросы?
- Кто мои конкуренты и чем я от них отличаюсь?
- Каковы потенциал, возможности и риски моего дела?
- Что и когда я хочу получить в итоге?
Бизнес-план — это более подробный и весомый документ. В нём отражено детальное описание проекта с расчётами и перспективами на ближайшие несколько лет. Он обязательно заинтересует потенциальных инвесторов и партнёров, а также банки, в которые вы, возможно, обратитесь за кредитом. В среднем бизнес-план пишут на три-пять лет вперёд, но возможны и варианты написания на один год. Главная задача бизнес-плана — убедить потенциальных партнёров, что данный проект стоит инвестиций и он окупит вложенные деньги и силы.
Вывод номер два: стратегия и бизнес-план взаимосвязаны. При этом начать лучше со стратегии, а после, основываясь на ней, написать подробный бизнес-план.
Стратегия
Шаг | Действия |
Определить потенциал бизнеса | Изучите спрос и предложение на конкретный товар и/или услугу; Идентифицируйте своих конкурентов и выявите уникальность своего товара/услуги; Узнайте о компаниях, которые занимаются похожим видом деятельности. Например, если вы хотите открыть онлайн-магазин, узнайте и об обычных торговых точках, супермаркетах и частных мастерах, которые предлагают такой же товар/услугу; Представьте развитие данного вида деятельности в ближайший, например, год. |
Определить целевую аудиторию (понять: кто мой клиент?) | Подумайте: на какую возрастную группу рассчитан ваш товар/услуга; какую потребность своего потенциального клиента вы сможете удовлетворить; какой доход должен быть у вашего потенциального клиента, и как часто он сможет покупать ваш товар/услугу; как и когда ваш клиент делает покупки — например, импульсивно, сезонно, повседневно, в прок. |
Сформулировать уникальное торговое предложение | Ответьте себе на вопросы: сможете ли вы вести бизнес самостоятельно, или вам будут нужны поставщики и партнеры; потребуются ли вам специализированное обучение или высококвалифицированные уникальные специалисты; смогут ли потенциальные клиенты принимать участие в создании товара/услуги, или это будет готовый стандартизированный продукт; какой объем товара или исходного сырья вам необходим на начальном этапе, и как часто его необходимо будет пополнять. |
Оценить потенциал | Можете использовать такой инструмент как SWOT-анализ: Strengths — сильные внутренние стороны проекта Weakness — слабые внутренние стороны проекта Opportunities — потенциальные внешние и рыночные возможности проекта Threats — потенциальные внешние и рыночные угрозы для проекта. Этот метод можно использовать также для анализа рынка в целом и/или отдельного конкурента. |
Оцените варианты продвижения товара/услуги на рынке | Изучите каналы распространения информации и затраты на рекламу. |
Сформулируйте бизнес-цель | Постарайтесь быть реалистами; Определите объем продаж, количество клиентов, территорию охвата, долю на рынке, которую вы планируете занять. |
Бизнес-план
При написании детального бизнес-плана можно воспользоваться типовыми формами. В этом вам может помочь "Бизнес-навигатор" Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП). После регистрации на сайте вы сможете выбрать вид бизнеса, подобрать геолокацию, оценить конкурентов и получить прогноз по доходам. После введения нужных параметров, можно будет распечатать готовый документ, с которым можно будет, например, обратиться за кредитом в банк, сотрудничающий с Корпорацией МСП.
Бизнес-план отвечает на вопросы о том, сколько денег требуется на запуск проекта, в какие сроки он окупится, и включает в себя:
- описание товара/услуги;
- анализ рынка;
- план производства;
- организационную структуру компании;
- маркетинговую стратегию;
- финансовый план;
Разберем каждый пункт подробнее в простой табличной форме.
Пункт бизнес-плана | Содержание |
Резюме | Стоит в начале бизнес-плана, но писать его лучше в конце. Это краткое описание всего документа — выводы из всех расчётов, которые будут произведены. Далее: описание проекта, конкурентное преимущество, потенциальные клиенты и партнеры, виды реализации и продвижения, стартовый капитал и его источник, ключевые этапы развития, сроки окупаемости и планируемая прибыль. Прочитав резюме, инвестор уже может принять решение, стоит ли дальше изучать бизнес план или "игра не стоит свеч". |
Описание продукта | Вам необходимо детально описать товар/услугу. Можно сравнить свой продукт с аналогичным и даже предложить варианты его дальнейшей модернизации. |
Анализ рынка | Если вы хорошо поработали со стратегией, то этот пункт в бизнес-план можете перенести из неё. Однако предложения конкурентов всё же нужно будет проработать детальнее, указав количество торговых точек и долю на рынке. Попробуйте проанализировать прибыльность каждого. |
Описание потенциального клиента | Опишите подробно, кто будет покупать ваш товар/услугу: возраст, социальный статус, мотив, который будет побуждать данную аудиторию купить ваш товар/услугу и т.д. На основании этой информации вы сможете предположить объем реализации. Для этого можно также посчитать, сколько процентов от общего числа покупателей аналогичного товара вы планируете привлечь. |
Производственный план и расчёт себестоимости | В этом пункте можно отразить затраты:
Для расчёта себестоимости вам необходимо посчитать стоимость сырья, которое необходимо для создания вашего товара/услуги, разделить каждую позицию на предполагаемое количество реализованного товара/услуги в месяц. В случае с оборудованием, необходимо еще учесть срок эксплуатации. В итоге вы получите сумму, ниже которой вы не сможете опускать цены, чтобы не работать в убыток. |
План продвижения | Здесь вам нужно ответить на четыре вопроса:
Также стоит отразить участие вашей компании в мастер-классах, акция, выступление в качестве партнера в мероприятиях, в том числе по бартеру и т.д. |
Организационный план | В данном пункте вам необходимо описать структуру компании: ООО или ИП, состав управления, подразделения/отделы, число работников, их должности и зарплаты, схему подчинения, штатное расписание, условия сотрудничества и т.д. |
Финансовый план | Этот раздел вашего бизнес-плана будет включать описание всех источников финансирования, доходы и расходы с учетом маркетингового, производственного и организационного планов. Здесь также нужно указать на какие именно средства вы будете развивать своё дело — собственный капитал или заёмный, либо их соотношение, если будут использованы оба. А может быть, это будут деньги частного инвестора, или же собранные на краудфандинг-платформе. Вы можете также обратиться за господдержкой малого бизнеса. Расчёт нужно будет производить ежемесячно. И не забывайте учитывать налоги. |
Все эти расчёты позволят вам оценить собственные силы, увидеть сколько денег вам потребуется на каждом этапе реализации проекта, когда бизнес выйдет на самоокупаемость и начнёт приносить прибыль.
Если вы понимаете, что сами не справитесь с составлением бизнес-план, можно привлечь специалиста. Затраты на оплату его труда обойдутся дешевле, чем собственные ошибки. И последний совет — не торопитесь принимать решение, тщательно всё обдумайте, посоветуйтесь с профессионалами в различных сферах и внимательно читайте все документы, которые будете подписывать.
Источники: www.fincult.info и пресс-служба Отделения Магадан Дальневосточного ГУ Банка России