История Колымы: Труженикам дорог посвящается…
Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.
Грузовой автомобиль ЗИЛ-164 выпускался на автозаводе имени Лихачева с 1957 по 1964 года. С 1961 года начала выпускаться модификация ЗИЛ-164А, которая была переходной моделью к ЗИЛ-130.
На ЗИЛ-164 устанавливали бензиновый двигатель мощностью 97 л. с., который обеспечивал автомобилю максимальную скорость в 70 км/час и позволял перевозить груза до 4000 кг. На автомобиле испытывались современные технологии автомобилестроения (однодисковое сцепление, топливный насос повышенной производительности, трубчато-ленточный радиатор), которые в последствии нашли применение в последующих серийных грузовиках (ЗИЛ-130, ЗИЛ-157 и др.).
В Магаданской области ЗИЛ-164 массово эксплуатировался в автотранспортном предприятии "Автотэк". Всего было завезено 200 автомобилей. Однако в условиях колымского бездорожья колесная формула 4х2 (2 оси, привод только на задние колеса), применявшаяся на ЗИЛ-164 сильно осложняла работу водителей при доставке грузов в труднодоступные районы региона. Грузоподъемность в 4 тонны оказалась недостаточной для быстроразвивающейся Магаданской области, когда деятельность предприятий напрямую зависела от бесперебойности поставок грузов.
Выход из ситуации был найден колымским водителем К.П. Чумак. Он установил на свой ЗИС-150 (предшественник ЗИЛ-164, имевший схожие характеристики) третью ось. Его примеру последовали остальные водители. Установка третьей оси колымскими умельцами позволило увеличить грузоподъемность ЗИЛ-164 в 1.5 раза (с 4000 до 6000 кг), вдвое увеличить межремонтный пробег автомобиля (с 80 до 160 тысяч км). Именно опыт Магаданских мастеров был принят во внимание при проектирование и массовом выпуске полноприводного автомобиля ЗИЛ-131 и длиннобазового ЗИЛ-133.
30 октября 1980-го года последний из 200 автомобилей ЗИЛ-164 "Автотэка" был установлен на пьедестал у въезда на территорию предприятия. Данный автомобиль стал символом трудовой славы водителей и ремонтников автокомбината.
На 2017 год ЗИЛ-164 уже снят с постамента и находится на территории бывшего автокомбината за бетонным забором. За ним отсутствует присмотр, охрана объекта не производится. В результате актов вандализма было разбито водительское боковое стекло, похищены элементы интерьера кабины. От агрессивного воздействия климата и солнца краска практически утратила свой цвет, полностью утеряны эмблемы автокомбината "Автотэк" на дверях кабины, резиновые детали подвески и шины растрескались, утратили эластичность. Наблюдается очаги сильной коррозии на металлических деталях (в том числе и на раме).
МАЗ-200 установленный на постаменте на Колымской трассе у поселка Палатка. Фото: kolymastory.ru
С 1951, после ввода второй очереди завода, начато серийное производство. На МАЗ-200 были впервые в СССР применены синхронизаторы на всех передачах переднего хода, высшая ускоряющая передача, топливный насос высокого давления. С целью упрощения и удешевления конструкции, а также дефицита в стране тонкого катаного стального листа кабина автомобиля изготавливалась на деревянном каркасе с обшивкой деревянной планкой ("вагонкой"), а поверх неё ? листами из черной жести с окраской в защитный цвет.
МАЗ-200 стал основным транспортным средством Палаткинской автобазы. Данная автобаза стала первой на территории Магаданской области. Её история берет начало с первых попыток провести автопоезда от Магадана в глубь Магаданской области к Колыме. Лишь с 4-й попытки в 1932 колонне из грузовых автомобилей и тракторов удалось пройти 118 км, но они не смогли одолеть Карамкенский перевал, из-за чего пришлось отойти назад на 87-й км в просторную долину на берегу реки Палатка. Здесь была оборудована перевалочная база, в 1933-1934 годах развернули линейный гараж. К 1937 году "Автобазе №1" (изначальное название Палаткинской автобазы) обладала штатов в 2370 работников, автопарк насчитывал 377 автомобилей (в основном ЗИС-5).
Многие работники отличились в трудовых подвигах. На неприспособленных к суровой зиме автомобилях они доставляли грузы в самые удаленные районы области. Активно проводилась модернизация транспорта под местные условия — в кабинах устанавливались дровяные печи, приводные ремни плелись из конского волоса. Было поставлено и множество союзных рекордов. Например перевозка в июле 1937-го шоферами И. Андрушенко и Н. Федюкиным на трехтонном ЗИСе-5 в Спорное двенадцатитонного котла для электростанции.
Первые МАЗ-200 появились на "Автобазе №1" в 1948-м году. В 1955-м палаткинские водители А. Афанасьев и В. Коваленко осуществили революцию, сделав обогрев кабины отводом тепла из системы охлаждения. Конструкция проста и монтируется зимой на автомобилях Крайнего Севера до сих пор. В 1971 году Д. Коваленко стал Героем Социалистического Tpудa. В 1972 году слесарь В.И. Захаров отправил на Минский автозавод предложение о внесении изменений в рычаг тяги акселератора, предотвращающую разрегулировку топливного насоса.
В 1966 предприятие получило новое название — Палаткинская автобаза. Потом заняла в стране первое место по грузоперевозкам. По итогам семилетки развития цветной металлургии тоже оказалась среди победителей.
В 1983 автомобиль МАЗ-200, переделанный из бортового грузовика в налив был установлен на постамент на территории Палаткинской автобазы. В данный момент автобазы более не существует, она переформирована в несколько ООО, действующих на её территории.
В 21 веке МАЗ-200 покинул старый постамент и перебрался на новый, у Колымской трассы. Его место занял не менее заслуженный ветеран МАЗ-500.
МАЗ-500 установленный на постаменте в поселке Палатка. Фото: kolymastory.ru
Автомобиль Минского автозавода МАЗ-500 получил статус памятника на Палатке не случайно. Именно автомобилями МАЗ-500 и МАЗ-504 была укомплектована Палаткинская автобаза в 70-80-х годах прошлого века. В те времена ежедневно на линии было порядка 200-250 машин разного назначения: грузовики, наливы и изотермические вагоны. МАЗ-504 — седельный тягач и его основная задача — перевозка наливных цистерн, длиномерных прицепов и изотермических вагонов. Грузоподъемность МАЗ-500 и МАЗ-504 составляла 12 тонн.
Это были настоящие лошадки колымских дорог. Основной транспорт для доставки всех видов грузов в населенные пункты и предприятия Магаданской области. Кроме Палаткинской автобазы грузовиками марки МАЗ была укомплектована и Аткинская автобаза.
Надпись на самом постаменте осталась от старого памятника. Старый памятник был поставлен в год пятидесятилетия Палаткинской автобазы и цифры говорят о том, что 1933 год — год образования автобазы, а 1983 — пятидесятилетний юбилей её.
Надпись на переднем номере символизирует дату создания Палаткинской автобазы и судя по всему, год установки памятника — 2014. Сама автобаза была ликвидирована в 2004 году, проработав 71 год.
Хочется сказать спасибо Александру Басанскому за внешний вид памятников и за то, что они существуют. Ибо другим памятникам, посвященных труженикам Колымской трассы, повезло куда меньше…
Открытие памятника Татра-111 в пос. Берелёх. Фото: kolymastory.ru
Производство грузовика "TATRA-111" началось в 1942-м году. Мощный и надежный двигатель а так же трубчатая рама позволили "TATRA-111" завоевать признание как грузовик, идеально подходящий для доставки грузов в труднодоступные регионы. Изначально он использовался войсками Вермахта на Восточном фронте и в Африке, а после освобождения города Копживнице выпускаемые автомобили передавались в Красную армию. Благодаря трубчатой раме и качающимся полуосям имела лучшую скорость на бездорожье чем у конкурентов.
Первые "Татры" попали на Магаданскую область в 1956-м году. Двигатель воздушного охлаждения отлично показал себя в холодное время года, так как он не боялся перегрева летом и не нуждался в воде зимой. Грузовик TATRA-111 стал основным транспортным средством на Автобазе №5 поселка Берелех Магаданской области.
Грузовики TATRA-111 в 1950-е годы не имели себе равных при доставке грузов по Колымской трассе, связывавшей Магадан с Чукотским полуостровом. Дальность рейса нередко превышала 2000 км, а какой-либо дорожный технический сервис отсутствовал. В столь тяжелых условиях эксплуатации водитель проходил специальное обучение, предусматривающее его работу в течение года в мастерской в качестве слесаря по ремонту автомобиля чешской марки. Только детально познакомившись с устройством сложной машины и научившись ее ремонтировать на трассе, шоферы могли быть допущены к дальним рейсам. Каждая небрежность в подготовке машины или неумение справиться с возникшей технической проблемой в сильные морозы могли обернуться для водителя смертью, так как на внешнюю помощь в подобных случаях рассчитывать не приходилось.
Автомобиль грузоподъемностью 10,0 т часто буксировал за собой два 20-тонных прицепа, таким образом, полная масса автопоезда достигала 60,0 т. Подобные автопоезда, обеспечивавшие жизнедеятельность городов и предприятий, двигались с небольшой скоростью, однако перевозили значительный объем грузов.
Зимой путь из Магадана в Якутск занимал около 20 дней при средней скорости автопоезда 25 км/ч. Среди ответственных строек, возведенных с помощью этих грузовиков — Билибинская атомная электростанция, Аркагалинская тепловая электростанция, работающая на угле и ряд других.
Один из автомобилей TATRA-111 работниками "Автобазы № 5" был установлен на постамент в п. Берелёх Сусуманского района Магаданской области. На 2017 год памятник пребывает в плачевном состоянии.
Памятник TATRA-111 в посёлке Берелёх. Фото: Фото Юрия Слюнькова
Вот в таком состоянии пребывал памятник летом 2016 года. В связи с развалом и закрытием Берелёхской автобазы, хозяина у памятника, видимо, уже нет… Памятник зарос молодой порослью и пребывает в плачевном состоянии.
Этот памятник автомобилю-труженику ЗиС-5 и первопроходцу Тенькинских дорог был установлен в ТАТП посёлка Транспортный.Этот памятник автомобилю-труженику ЗиС-5 и первопроходцу Тенькинских дорог был установлен в ТАТП посёлка Транспортный.
23 июля 1933 года с конвейера московского Завода имени Сталина сошла первая партия грузовиков ЗиС-5, а производство было прекращено только 30 апреля 1948 года. ЗиС-5 был одним из тех марок автомобилей, которые вынесли на себе все тяготы начала освоения Колымы, а позже и Великой Отечественной войны.
Ещё перед началом Великой Отечественной войны из-за дефицита топлива, Дальстроем начались эксперименты с переводом автомобилей ЗиС-5 (и не только) с бензина на чурки и каменный и бурый угли. Во время войны большая часть ЗиС-5 была переделана на "газгены".
Автомобиль ЗИС-5, переоборудованный в газогенераторный. Фото: kolymastory.ru
Из воспоминаний геолога Виктора Володина: "Тогда почти все наши зисовские грузовики были переделаны на газогенераторы. На всех заправочных станциях построили просторные сараи, где распиливали лес на чурки и сушили чурки, "расфасовывая" их в мешок.
Вместо заливки горючего в бак шоферы забрасывали несколько мешков чурок в кузов и ехали дальше, по мере надобности подсыпая их в бункер газогенератора. Эти "самовары" газогенератора очень стесняли и без того узкое, малое "жизненное пространство" в шоферской кабине на ЗИС-5…".
Заканчивалась война и постепенно новые марки грузовиков начали заменять на Колымской трассе ЗиС-5, их эра заканчивалась. Один из уцелевших ветеранов был установлен в ТАТП посёлка Транспортный в честь признания заслуг "Захаров" в освоении Магаданской области и колымских дорог.
По неподтвержденным данным, можно сказать, что памятник был продан частному лицу и вывезен в неизвестном направлении.
___________________
По материалам статьи Радия Нецлова.
Использованы материалы и фотографии с сайтов:
https://sovautoimport.narod.ru/tatra/t111.html
https://palatk.blogspot.com/2009/06/maz-200-palatka.html
https://auto.magadan.ru