Алексей Романов: Бизнес – это не про деньги, а про людей

Историю бизнеса от домашних пивоварен до группы компаний рассказал владелец "Эльсинтеза" в Магадане
Алексей Романов. Фото: MagadanMedia

Уволиться с работы, начать возить из Новой Зеландии домашние пивоварни на продажу, попасть под санкции, закрыться, а затем купить магазин компьютерной техники и развивать его до полноценного предприятия. И все это будучи экономистом по образованию и Dj по призванию. Как научиться вести бизнес с нуля и не сдаваться при любых трудностях MagadanMedia в интервью рассказал владелец группы компаний "Эльсинтез" Алексей Романов.

В 2014 году я попал под сокращение. В этот период мы с другом – Тимуром Исраиловым решили запустить стартап – амбициозный и непредсказуемый. Это был проект домашней пивоварни WilliamsWarn.

Это новозеландская компания. Установки ребята делают вручную.

— Как вы вышли на эту компанию?

Мы очень любим смотреть канал Discovery. И в одной из передач рассказывали про этих ребят.

О, прикольная фишка. А почему бы и нет, – подумали мы.

Друг как раз собирался в отпуск. И мы решили, что неплохо бы ему было заодно заскочить в Новую Зеландию и встретиться с этими ребятами.

Уровень знания английского языка у моего друга при этом "very bad". Но разве это может остановить? Он приехал, нашел их и буквально на пальцах, через переводчик начал объяснять, чего мы хотим.

Новозеландцы были в шоке от этой идеи. Смотрели на карту мира: Магадан – Новая Зеландия, в принципе, не далеко. Друг объяснял: нет-нет, Магадан – Москва, Москва – Сеул, Сеул – Окленд. "You crazy"?

Про него потом написали статью в местной газете – человек, не зная английского, просто увидев этот проект, поехал. Сумасшедший русский.

В итоге, мы закупили первую партию ингредиентов и оборудования. Они выслали нам две установки. Мы сняли офис в помещении "Эльсинтеза". Договорились с владельцем о том, что делаем в нем ремонт в счет аренды. Сделали крыльцо, внутреннюю отделку и запустились. Провели масштабную рекламную кампанию: радио, баннеры, ТВ.

Пивоварня

Пивоварня. Фото: Из личного архива

Стали приходить клиенты. Пробовали напиток, восхищались вкусом и уходили. Стоимость установки с набором для первой варки выходила около 420 тысяч рублей.

А наша идея была в том, чтобы продавать не сам напиток, а именно установку – домашнюю пивоварню. А к ней уже – ингредиенты.

— Сколько удалось продать?

— За все время работы мы продали только три установки. Да, все, кто их купил, довольны, пользуются до сих пор. Но, бизнес, как мы его изначально задумывали, не пошел.

Спустя несколько месяцев мы попали под санкции.

Вернее, один из наших ингредиентов попал. Когда эти санкции вводили, наш груз уже вышел и шел на таможню. В общем, попали мы тогда на немалые деньги.

— Почему вы хотели продавать не напиток, а именно установки? Вы планировали сотрудничество с заведениями, а не с физлицами?

— Мы думали так: продаем оборудование, потом у нас покупают ингредиенты. Была ставка на это. С заведениями связывались, предлагали, но никто эту идею не поддержал.

— Но вас это не остановило?

— Мы хотели узнать, какого это, заниматься бизнесом. Просто окунуться в эту сферу, хоть и не были бизнесменами никогда.

Алексей Романов и Тимур Исраилов

Алексей Романов и Тимур Исраилов. Фото: Из личного архива

В теории все знают, что такое бизнес, но, когда ты в него окунулся и понял, что это на самом деле, многие бросают, убегают, закрываются. Мы попробовали, не получилось.

Не получилось еще из-за взлета курса доллара. Когда мы продали первую партию, он вырос в цене почти вдвое. Получалось, что и оборудование наше стоило уже не 400, а 700 тысяч. За такую цену это никому не интересно. В общем, продажей пивоварен мы занимались около года. Потом уже сидели и думали, что со всем этим делать. В это время к нам обратился владелец "Эльсинтеза" и предложил купить его бизнес.

Взяли в рассрочку вместе с помещением. На тот момент бизнес находился в упадке, поэтому стоил не так дорого. С пивоварнями решили закончить.

— А как оценивается стоимость бизнеса при его продаже?

— Оцениваются остатки, оценивается клиентская база, оценивается имя. На то время клиентская база и имя было практически потеряно

На сам бизнес и остатки товара мы взяли кредит. Помещение взяли в рассрочку и до сих пор еще каждый месяц мы отчисляем определенную сумму денег.

Начали потихоньку заниматься этим бизнесом, параллельно работали каждый в своей сфере, чтобы вкладывать деньги в бизнес. Выделяли минимальный бюджет на себя из зарплаты, остальное – в дело. Да, мы рискнули, но при этом знали, что в случае чего, у нас есть заработок.

— И вот у вас новый бизнес, новый долг и мало знаний в этой сфере. Не страшно?

— Опыт выбираться из критических ситуаций у нас есть, поэтому не боялись.

Если ты упал в воду, тут два варианта: либо плыви, либо иди ко дну. Мы решили плыть.

Официально закрыли проект по пивоварне, все переделали под "Эльсинтез" – компьютеры, оргтехника, заправка картриджей, сервисный центр. Начали работать с этим. Клиентская база на момент когда мы его взяли, была уже маленькая. Но учитывая то, где работал я и где работал друг (диджеями), у нас было много знакомых и много вариантов, кому предложить наши услуги. Упор был на продажу техники и последующее обслуживание организаций.

Розницу в городе "убили" сетевые магазины.

Затем, решили развиваться и открывать новые направления – стали заниматься видеонаблюдением. Заключили дилерский контракт с крупной маркой и теперь предоставляем оборудование, камеры, регистраторы, кабели, все сопутствующее. К этому направлению мы нашли бригаду монтажников, кто может сразу установить оборудование.

Потом подумали, что и этого, наверное, тоже мало и организовали еще такое направление, как утилизация.

Эльсинтез

Эльсинтез. Фото: Из личного архива

— Мало для ваших амбиций или мало приносит дохода?

— Скучно. И дохода мало, потому что рынок уже поделен. Когда запустили утилизацию, у нас получилось предприятие полного цикла: продали технику, обслуживаем ее, утилизируем старую. В этом плане мы добились некой уникальности на рынке.

— Как конкурировать с сетевыми магазинами, где цены зачастую ниже?

— Не на все позиции. Плюс к этому мы серьезно выигрываем в плане сервиса. У сетевиков обычно нет на это ставки, они берут ценой. Я думаю, для многих все-таки важно получить грамотную консультацию, помощь специалиста, дальнейшее обслуживание. Это можно получить у нас.

Мы продолжаем строить свою команду, от персонала зависит очень многое.

Я, наверное, из тех людей, для кого бизнес – это не про деньги, а про людей.

— Были моменты, когда хотелось все бросить?

— Прошлой весной было такое настроение. Позвонил своему партнеру, который находился в Москве, и говорю: "Я устал, я больше не хочу, давай все это продадим и перепрофилируем бизнес?".

А потом посидел, подумал и понял: ну какая продажа? Надо гнать прочь такие мысли и работать. Это был сиюминутный порыв, просто от усталости.

Первое, от чего устаешь, это от постоянной нехватки денег.

Вроде зарабатываешь постоянно, а денег и не видишь – все в бизнес. Все же мы хотим, чтобы все и сразу, и сложно настроить себя на то, что придется потерпеть год-два-три в таком режиме.

— Какие планы?

— В голове много новых проектов, не только по "Эльсинтезу", а в целом по бизнесу. Но под эти проекты нужны инвестиции. Пока раскачиваем "Эльсинтез". Для меня показатель успешности, когда твой бизнес хотят купить.

— Готовы продать бизнес?

— Если предложат нормальные деньги, возможно. Не исключаю такого варианта.

— Каких бизнес-ошибок, которые вы совершили, можно было бы избежать?

— На старте думали "бизнес идет, все работает, можно не париться". И при таком подходе ты не замечаешь, как постепенно начинаешь скатываться вниз. Просто не сразу ощущаешь спад клиентов, выручки и прочего. А когда понимаешь, разница становится слишком ощутимой, и сложнее вернуться на ту же высоту.

Этот момент не только для начинающих страшен, и те, кто в бизнесе уже долгое время, тоже попадают в эту ловушку.

Нельзя расслабляться и считать, что бизнес будет идти как по рельсам без твоего участия. Нужно постоянно оценивать обстановку, прогнозировать, участвовать.

Еще один момент – нельзя действовать на эмоциях. А мы так и поступили с пивоварней – загорелись и вложились. В итоге, проект получился провальным. Работа ради работы, а результата никакого. Сегодня я понимаю, что когда хочешь запустить новый проект, нужно сначала отпустить эмоции и хорошенько все обдумать.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia