История Колымы: Пароход "Днепр"
24 ноября, 11:30
Колыма присоединилась к онлайн-олимпиаде "Безопасный интернет"
15:07
В Мастерской "Сенеж" прошла сессия Экспертного совета конкурса "Движения первых
15:00
В Магадане пройдет ярмарка вакансий для инвалидов
14:58
ВТБ проанализировал покупки россиян в аэропортах
14:20
Новый год и январские каникулы: сколько будем работать, а сколько отдыхать
14:00
В Магаданской области состоялось заседание коллегии по вопросам миграции
13:06
В Магаданской гордуме прошло заседание комиссии по вопросам социальной политики
12:39
Молодой магаданец может отправиться в колонию на 5 лет за кражу телефона
12:37
Колымчанин может получить срок за хранение бездымного пороха
12:35
Магаданцев ждут на конкурсе на лучшее новогоднее оформление зданий и дворов
12:27
На Колыме проходит съезд Ассоциации "Совет муниципальных образований"
12:06
В поселке Ола планируют капитальный ремонт улицы Кирова
11:48
В Магадане 28 ноября в нескольких домах отключат холодную воду
11:37
В реабилитационном центре поселка Ола прошел праздник "Мамины помощники"
11:23
Педагогов Колымы приглашают к участию в конкурсах профессионального мастерства
11:15
На Колыме проходит съезд Ассоциации "Совет муниципальных образований" 12:06
Магаданская областная Дума приняла в первом чтении бюджет фонда ОЭЗ 09:24
В главном финансовом документе РФ увеличивается финансирование соц и эконом обязательств 25 ноября, 13:45
Территория ГИС: в Магадане стартовал новый этап проекта 25 ноября, 11:14
Итоги XXXVI заседания Магаданской областной Думы седьмого созыва 22 ноября, 16:34
В бюджеты Магаданской области за 10 месяцев поступило 48 млрд рублей налогов 22 ноября, 16:32
В Магаданской области с 2025 года начнет действовать специальный налоговый режим 22 ноября, 16:20
Сергей Абрамов: Финансовая составляющая бюджета Колымы на 2025 год – позитивная  22 ноября, 13:44
В Магадане состоялось заседание фракции "Единая Россия" 22 ноября, 10:01
В Магаданской области "Единая Россия" провела конференцию реготделения партии 21 ноября, 22:19
Колымские парламентарии приняли участие в конференции регионального отделения ЕР 21 ноября, 16:44
Железная дорога от Якутска до Магадана — важнейшая транспортная магистраль 21 ноября, 14:55
Госдума поддержала инициативу ЕР об освобождении участников СВО от исполнительного сбора 20 ноября, 14:59
Комитет СФ рассмотрел законы, направленные на поддержку волонтеров и участников СВО 20 ноября, 14:44
Сергей Иванов провел заседание подкомитета по финансовому контролю комитета СФ 19 ноября, 14:27

«Крабовый гамбит»

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев – о самой острой для рыбной отрасли страны теме
4 апреля 2019, 16:00 Бизнес
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников ИА PrimaMedia
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников
Фото: ИА PrimaMedia

Сегодня, 4 апреля, Государственная Дума примет в первом чтении законопроект, который меняет один из основополагающих принципов Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" станет ярким примером "законодательного гамбита" в истории современного российского законотворчества. Гамбит, напомню, – это одна из разновидностей начальной стадии шахматной партии, в которых одна из сторон в интересах быстрейшего развития, захвата центра и просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку, но иногда и лёгкую фигуру).

Факт первый. Законопроект готовился так, как ранее не готовился ни один из законов, действие которого распространяется на обычную хозяйственную деятельность и не относится к сфере обороны и безопасности государства. Законопроект готовился под грифом "секретно", что сделало невозможным участие бизнес-объединений, отраслевого сообщества и региональных властей в обсуждении законопроекта на стадии его подготовки.

Факт второй. Оценка регулирующего воздействия законопроекта происходила в ускоренном режиме: 15 дней – публичное обсуждение, 10 дней – подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия (ОРВ). Несмотря на то, что законопроект меняет один из базовых принципов одной из базовых отраслей в десятке прибрежных регионов страны, оценка социально-экономических последствий и социально-экономических рисков законопроекта происходила в ускоренном режиме.

Факт третий. Заключение об оценке регулирующего воздействия было подготовлено на основании 1 492 отзывов региональных органов власти, хозяйствующих субъектов, бизнес-объединений и содержало ясный и чёткий вывод: авторы законопроекта не изучили возможные альтернативные способы достижения заявляемых целей и не оценили возможные социально-экономические риски. Но заключение об ОРВ не было учтено при обсуждении законопроекта в Правительстве Российской Федерации (действительно, ведь в гамбите можно пожертвовать пешкой).

Факт четвёртый. Совет Государственной Думы принял решение при рассмотрении законопроекта отказаться от предусмотренной Регламентом Государственной Думы процедуры рассылки законопроекта в региональные органы власти для его рассмотрения в течение 30 дней. Напомню, что федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в нынешнем декабре исполняется 15 лет, и за эти годы закон изменялся 21 раз. Всякий раз все предыдущие поправки направлялись в региональные органы власти, так как водные биологические ресурсы в соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако в случае с крабовым законопроектом было принято другое решение – не обсуждать законопроект с регионами (действительно, ведь в гамбите можно пожертвовать и лёгкой фигурой).

Факт пятый. Законопроект вносит 14 поправок в действующий закон и вводит новый вид квоты на вылов водного биологического ресурса – новый не только для России, но и для мирового рыболовства в целом. Новая квота сочетает в себе два принципа: аукционную процедуру распределения и инвестиционные обязательства. Смелость — я бы сказал, инновационность — законодательной мысли должна сопровождаться законодательной скрупулёзностью. Для этого основополагающие принципы распределения такой квоты должны быть установлены непосредственно в законе нормами прямого действия.

Однако ВСЕ ключевые принципы распределения новой квоты будут установлены шестью подзаконными актами, тексты которых неизвестны депутатам. В законе отсутствует даже перечень тех самых инвестиционных объектов, ради создания которых – как было заявлено руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым – и принимается закон.

Факт шестой. Законопроект не устанавливает объём ресурсов, который будет выставлен на аукцион. Это решение будет принимать Правительство, и, судя по продолжающейся дискуссии, некоторые участники рынка могут счастливо избегнуть "отполовинивания" ресурса: список счастливчиков утвердят на основании предложений Росрыболовства.

Факт седьмой. Законопроект об аукционах в рыбной отрасли предусматривает распределение громадного ресурса сроком на 10 лет. Стоимость ресурса за 10 лет оценочно составляет от 350 млрд до 500 млрд рублей (точнее оценить нельзя, так как в законе не установлен объём ресурса). Однако законопроект не содержит никаких надёжных гарантий появления на карте нашей Родины упомянутых в законе загадочных "инвестиционных объектов".

Ссылки авторов законопроекта на установленную ст.13 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" процедуру расторжения договоров о закреплении доли квоты в случае неисполнения требований закона — несостоятельна. Росрыболовство, действительно, обращается с такими исками в судебные органы, но судебная тяжба длится 2-3 года. Победитель аукциона получит квоту и будет добывать краб в течение 3 лет, затем – если не построит неназванный пока в законе "инвестиционный объект" или построит не тот "инвестиционный объект" – ещё 3 года будет судиться с Росрыболовством и продолжать промысел. 6 лет промысла 50 тысяч тонн краба обеспечивают доход в 330 – 400 млрд рублей, что позволит отбить затраты на аукцион и банковскую гарантию. А вот гарантий сооружения в прибрежных регионах России тех самых "инвестиционных объектов" – никаких.

Законопроект об аукционах в рыбной отрасли меняет базовые принципы отраслевого законодательства, не содержит никаких гарантий повышения инвестиционной активности в отрасли и открывает широкие возможности для злоупотреблений.

Это те самые жертвы, которые и присущи гамбиту.

Автор — Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников

93090
31
69