Клубничный сезон в Приморье уже стартовал, китайская ягода по цене от 200 до 400 рублей за кг соблазняет покупателей с самодельных прилавков в людных местах. Как обманывают покупателей, можно ли повторить успехи Грудинина, разбогатев на клубничном бизнесе, и почему китайская ягода вне конкуренции, ИА PrimaMedia рассказали участники клубничного рынка.
Местные фермеры открывают продажи собственной клубники ближе к середине июня. Но даже специалистам разобраться, где на самом деле была выращена клубника, практически невозможно – под видом "тепличной спасской", "арсеньевской" "покровской" и "корейской" недобросовестные продавцы реализуют продукцию из Китая.
Такой подлог
"Маленький пример – в Уссурийске в прошлом и позапрошлом году на улицах торговали "приморской" ягодой. Сначала писали "клубника артемовская", потом "клубника покровская", хотя ни под Артемом, ни в Покровке, где китайцы когда-то держали тепличные хозяйства, ее давно не выращивают. Ближе к сезону писали "арсеньевская", когда сезон начался – "спасская". А по факту все это была обычная китайская клубника. Причем продавалась она в китайских ящиках, застеленных газетами на китайском языке. Продавцы доставали ее из полистироловых сеточек и даже не утруждали себя поменять тару", — рассказал фермер-клубниковод Николай Анисимов (КФХ "Приморская ягода").
Подлог в клубничном бизнесе – обычное дело, объясняют предприниматели. Даже крупные сетевые магазины торгуют "клубничным фальсификатом". А некоторые производители перемешивают приморскую и китайскую ягоду, чтобы увеличить прибыль.
Знаменитая корейская клубника в Приморье – явление вообще малораспространенное, хотя ее популярность широко используется в корыстных целях. Сергей Юрченко, экс-директор фирмы "АгроФреш", чей бизнес на протяжении многих лет был связан с импортом плодовоовощной продукции из КНР, рассказывает, что корейскую ягоду по воде или воздушным бортом импортерам возить невыгодно – транспортировка и "растаможка" обходятся слишком дорого.
"Зачастую клубнику, которую нам предлагают под видом корейской, достают из больших ящиков, перефасовывают в маленькие и пишут – "Корея". Лично я за свою многолетнюю практику так и не встретил людей, которые работали бы по корейскому направлению", — рассказал Юрченко.
Редкое явление на приморских "полках" — ягода, выросшая под жарким солнцем Азербайджана, Казахстана и штучными партиями, самолетом доставленная во Владивосток. Цена ее смущает широкого обывателя. И совсем уж экзотическая продукция для гурманов – японская клубника. Как отмечает Юрченко, подобную логистику могут позволить себе в качестве диверсификации бизнеса лишь очень немногие предприниматели.
Первая клубника на улицах Владивостока. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
По примеру Грудинина
Почему же число клубничных хозяйств в Приморье можно пересчитать по пальцам, а китайская ягода заправляет на прилавках? Все дело в холодных бесснежных зимах, трудоемкости, низкой рентабельности этого бизнеса и "долгих" инвестициях, говорит Анисимов. Кроме того, клубниководы остаются за бортом государственной поддержки, так как в потребительской корзине их продукция – далеко не товар первой необходимости.
По словам Анисимова, чтобы удовлетворить "клубничные" потребности только Владивостока, нужно засадить ягодой около 120-150 га. Местные фермеры не покрывают и десятой части рынка. В то же время китайцы, эксплуатирующие приморские поля, специализируются в основном на однолетних культурах по принципу "быстрее вырастили – быстрее продали", поэтому импортные каналы поставок остаются незаменимыми в данном сегменте.
"Если вы организовали предприятие, которое платит налоги и несет другие издержки, обязательные для полноценного бизнеса, стартовать придется с участка не меньше, чем гектар. Этого будет достаточно, чтобы семья за сезон могла заработать на следующий год, — объясняет Анисимов. – При неинтенсивных технологиях, то есть без использования каких-либо сильных препаратов наше хозяйство собирает с гектара порядка 15 тонн. Не могу сказать точно, сколько это в денежном эквиваленте, поскольку, к примеру, ранняя ягода стоит 350-400 рублей за кг, а к середине июля ее цена падает до 150 рублей. Но умножьте 15 тысяч тонн на среднюю стоимость 200 рублей и вы получите порядка трех миллионов. При этом заниматься хозяйством должны 3-4 человека минимум. Основные затраты – на топливо, рассаду, уплату налогов, аренду или амортизацию трактора, препараты, так как минимальная обработка понадобится в любом случае. Посадочный материал стоит дорого – миллион минимум, но с него вы будете четыре года получать урожай плюс собственную рассаду. Могу сказать, что первый год не окупится вообще, на второй вы более-менее выйдете в ноль, и только третий-четвертый принесет прибыль".
Клубника требует от агрария внушительных познаний, титанического терпения, а кроме того, очень чувствительна к капризам погоды. Местные фермеры выращивают ее преимущественно на открытом грунте (теплицы обходятся слишком дорого, уверяют они), и, например, в этом году клубниководы Анисимовы ожидают "выпада" до 75% урожая из-за бесснежной зимы.
Фермер Нина Урюпина, совладелица КФХ "Зелень", не пожалела, что отказалась от клубничного направления.
"У клубники – сезон короткий. Собирать ее начинают в конце июня – начале июля. Для сборки требуется достаточно много людей – порядка 15 человек на поле в два гектара, а к этому моменту, как правило, все нормальные работники уже разобраны – осталась, скажем так, не особо квалифицированная рабочая сила. Плюс особенности приморского климата – наши бесснежные и очень холодные зимы. Хлопот много, ни одного преимущества в выращивании клубники я не увидела", – поделилась Урюпина.
Разброс цен на китайскую клубнику во Владивостоке широк — от 200 до 400 рублей. Дешевле всего — на Спортивной. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
С китайских полей
Клубничные предприятия в крае схлопываются одно за другим. Закрылась ферма с "плантациями" в 10 га в поселке Пограничный, свернулись тепличные хозяйства под Артемом. Верховодит в широкой рознице на приморском рынке ягода из Китая, и до начала июня конкурентов у нее не будет точно.
В Китае, объясняет Сергей Юрченко, где аграрный сектор достиг колоссальных успехов за последние годы, есть свои большие распределительные центры для фруктов и овощей. Российские импортеры "грузятся" в Муданьцзяне, куда клубника поступает с полей южных провинций КНР, и только неопытные предприниматели закупают маленькие партии товара в Суйфыньхэ. "Южный завоз", по словам Юрченко, идет из провинции Шаньдун, через огромный логистический комплекс. Китайские аграрии заключают договор с одной или несколькими компаниями, которые они снабжают своей продукцией. Далее клубника поступает на рынок, и уже там китайские агенты, нанятые российскими импортерами, выбирают товар.
"Затем ягоду грузят в фуру и отправляют из Шаньдуня в город Муданьцзян, где догружают северных овощей. Через сутки она будет во Владивостоке. Сколько товар пролежит на юге – зависит от его качества и договоренностей с китайской стороной. Хороший китайский агент за одну машину получает минимум около 5-10 тысяч юаней и старается отрабатывать эту цену, – комментирует Юрченко. – Среднюю наценку на фуру мы делали 10-15% (цифры приблизительные, потому что везли не только ягоду). Плюс был у нас проект – развоз по домам – зарабатывали примерно 500 рублей с ящика".
В зависимости от обстоятельств путь клубники из Муданьцзяна до прилавка занимает 1-3 суток. Будет ли она продана под видом "корейской", "турецкой" или "приморской", зависит от добросовестности продавца – конечного звена торговой цепочки. Покупателю же остается только теряться в догадках. Отличить "клубничный контрафакт" на глаз практически невозможно, тем более, товар не брендирован.
До июня у китайской клубники нет конкурентов. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Клубничные "пугалки"
"Не могу сказать по поводу пестицидов и нитратов, поскольку анализа не проводил, но знаю, что китайцы, как правило, производят ягоду более твердых сортов, чтобы увеличить сроки реализации. Обычно собирают ее недозрелой, в зеленом виде, складывают, обрабатывают какими-то консервантами, которые не дают ей гнить недели две-три, а дозревает она уже по пути в страну импортера. Наша ягода больше двух дней лежать не может. Если за сутки не продали – начинает терять товарный вид – подсыхает, обезвоживается, плесенью покрывается и очень быстро портится без холодильного оборудования, тем более во влажном климате, тогда как на местном "китайском" рынке клубника спокойно вылеживается для продажи две недели", — рассказал Анисимов.
В Приморье выращивают разнообразные клубничные сорта: популярнейшую сочную и сладкую "Сирию" с ягодами правильной конической формы; нежную, тающую во рту "Занту"; ранний сорт "Кимберли", любимый приморцами из-за яркого вкуса с карамельным послевкусием; сладкий, с легкой кислинкой "Сьюзи" и многие другие. Казалось бы, на вид не самая транспортабельная мягкая ягода не должна оставлять сомнений в своем аутентичном происхождении, но и здесь не все так просто.
"В Китае чего только не производят. Китайская клубника – не обязательно крупная и твердая. Да и мы одно время производили "Гигантеллу", которая отличается размерами и хорошей транспортабельностью", — отмечает Нина Урюпина.
"Пластиковая", хрустящая внутри ягода без вкуса и запаха почти наверняка прибыла недозрелой с китайских полей. Именно ярко выраженный аромат – признак спелости. Самая лучшая клубника растет в городах и странах с теплым климатом, согреваемая южным солнцем. Но и китайская продукция может радовать отличным вкусом, если погода была удачной в этом сезоне.
По словам Сергея Юрченко, "бояться Китая не стоит". Вопреки всем "пугалкам" контроль качества сельскохозяйственных товаров в КНР находится на высоком уровне, отмечает собеседник ИА PrimaMedia, и единственное, чем рискует покупатель — переплатить за якобы "корейскую" или "приморскую" ягоду.