Начальник управления по делам ГО и ЧС мэрии города рассказал газете "Вечерний Магадан" об опасностях зимней рыбалки. Ее предпочитают большинство магаданцев, но, к сожалению, для некоторых такой отдых из-за собственной же самоуверенности и халатности может закончиться весьма плачевно. На вопросы о том, можно ли сейчас выходить на лед, как безопасно рыбачить, какую работу проводят с населением спасатели для сохранения жизни людей и другие рассказал начальник управления по делам ГО и ЧС.
Зимнюю рыбалку предпочитают большинство магаданцев, но, к сожалению, для некоторых такой отдых из-за собственной же самоуверенности и халатности может закончиться весьма плачевно. Возникает несколько вопросов: можно ли сейчас выходить на лед, как правильно, а точнее, безопасно рыбачить, и какую работу проводят с населением спасатели для сохранения жизни людей. На эти и другие вопросы ответил газете "Вечерний Магадан" начальник управления по делам ГО и ЧС мэрии областного центра Олег Аверьянов.
– На данный момент ни о какой рыбалке речи быть не может, — пояснил собеседник Олег Аверьянов, – выходить на лед категорически запрещено. Дело в том, что ледостав только начинается. Да, в бухте Нагаева лед начал становиться, но из-за ветра его уносит, и, естественно, там находиться очень опасно. Что касается бухты Гертнера – ситуация там также неблагоприятная. В районе Горняка и улицы Рыбозаводской мы уже выставили предупреждающие знаки о том, что выход на лед запрещен.
– А есть ли смелые, я бы назвала их отчаянными, которые, минуя запреты и предупреждения, вопреки всему идут и рыбачат?
– К сожалению, такие уже есть. Люди выезжают на Горняк, останавливаются у берега, а далее на свой страх и риск выходят на лед рыбачить.
– Как, по-вашему, насколько эффективны данные предупреждающие знаки, информация на них хоть кого-то остановила?
– То, что существует постановление о запрете – это факт. Но вот насколько оно эффективно, тяжело сказать; люди, увидевшие знак, не всегда на него разумно реагируют, а правильнее сказать, в большинстве случаев его игнорируют. Тем самым, будучи проинформированными, умышленно подвергают себя и других смертельной, повторюсь, смертельной опасности.
– Помимо знаков, оповещения через СМИ, какие еще предприняты вами меры предупреждения и контроля? Что вы делаете, чтобы любителей зимней рыбалки предостеречь, обезопасить?
– Мы патрулируем территории бухт, беседуем с людьми, раздаем памятки, как себя вести в случае провала под лед – эта работа ведется совместно с сотрудниками ГИМС. Работники "Колымского" УГМС проводят обследование ледовой обстановки и схематично рисуют участки, где опасно. Эти схемы мы размещаем в газетах, на интернет-сайтах, распечатываем и помещаем на стенды около съезда к морю на Рыбозаводской и Горняке.
Когда совсем плохая ледовая обстановка, мы на технике выезжаем на лед, если обстановка удовлетворительная, то спасатели, как правило, выезжают в район Старой Веселой на "верхнюю точку" и визуально ведут контроль. Также запускаем квадрокоптер.
– Представим ситуацию, лед тонкий, а люди туда все равно идут, что с ними делать, ну не стрелять же в них?
– Нет, максимум, что мы можем – это проводить разъяснительные беседы.
– А как насчет того, чтобы этих упрямцев спасать, но за деньги, по-моему, это логично. Ели человек случайно оказался в ситуации, это одно, а если он был предупрежден и умышленно идет на риск, тем самым плюет на все запреты, то почему его нужно спасать бесплатно?
– Согласен, например, в других странах, когда альпинисты-любители попадают в беду, к ним прилетает вертолет, но потом им выставляют счет на оплату. В нашей ситуации представьте: в смене 2-3 человека; чтобы спасти людей, нужно привлечь катер на воздушной подушке, снегоход, может быть, моторную лодку, потому что лед уносит, порой по тревоге приходится поднимать и весь личный состав.
Бывали случаи, рыбака спасают со льдины, вывозят его туда, где лед плотный, ребята едут других спасать, а этот же рыбак возвращается к своей лунке, перепрыгивая по льдинам и стоит ловит, он-то теперь уверен, что рядом спасатели, в случае чего ему помогут. Вот для таких рыбаков платная практика была бы полезной.
– Как дела обстоят с материально-технической базой в поисково-спасательной службе УГОЧС, техники хватает?
– Хватает. В этом году мы еще закупили 2 единицы – снегоход и квадроцикл, который мы можем использовать зимой. Также на катер на воздушной подушке мы купили новое гибкое ограждение, потому что после мартовского спасения, когда катер зажало во льдах, мы его повредили.
– Расскажите о нормативах, когда настанет благоприятная пора для выезда и выхода на лед? Что для этого нужно?
– Во-первых, лед должен быть однородной массы, без трещин. Выходить на лед можно только после официального уведомления УГМС о том, что лед действительно крепкий. Согласно Водному кодексу, выезд на лед категорически запрещен, разрешен только на официальных переправах.
– А расстояние от берега?
– Всегда по-разному, то однородный лед может стоять на расстоянии 5 километров, а иной раз бывает и на километр.
– В 2017-2018 годах трагедии были?
– Нет, гибели людей мы избежали. Можно сказать, что в 2017-2018 годах у нас как у рыбаков был хороший улов. Только у рыбаков на рыбу, а у нас на самих рыбаков. В марте 2017 года мы спасли более 25 человек. В текущем году 9 мая в праздник, когда было в принципе глупо выходить на лед, все же такие отчаянные нашлись – в Нагаево мы сняли с льдины 20 человек. После, когда мы беседовали с рыбаками, они не отрицали, что промоины видели, что лед практически уходил из-под ног, но они вопреки этому стояли и рыбачили. Слава Богу, трагедий избежали, в целом спасатели хорошо отработали, за что были награждены мэром и министром нагрудными знаками.
– Говоря в целом, как давно подобные выезды на лед и рыбалки заканчивались трагично? Давно ли люди тонули?
– За последний год жертв мы не допустили. Спасатели работают слаженно.
– Самих людей-то спасаете, но техника (машины рыбаков) из года в год все же под воду уходит?
– Уходит… Первое – это случается из-за того, что люди пренебрегают нашими правилами, мол, со мной этого не случится и мне это не грозит. Но жизнь таких уверенных в себе наказывает.
– Спасаете ли вы машины?
– Нет, мы спасаем людей. Технику и имущество рыбаков мы не спасаем. Палатки, буры, рюкзаки, улов и другое занимают место в катере, а эти места предназначены для людей. Если хозяин захочет поднять со дна автомобиль, то только за свой счет. Он нанимает водолазов, вертолеты, и все это дело выходит еще дороже стоимости самого авто.
– Получается, все эти железные трупы годами, а то и десятилетиями покоятся нетронутые в бухтах?
– Да. Мне летом позвонили и сказали, что рыболовный трал зацепил на дне машину Toyota Land Cruiser Prado на Старой Веселой (она застряла у него в тросах). Машина была вся в ракушках, по номерам мы определили хозяина и ему позвонили, сообщив о находке, понятно, что восстановлению она не подлежит.
– За 15 лет вашей работы можете рассказать о самом страшном случае, при воспоминании о котором вы вздрагиваете?
– Самые страшные случаи – это когда мы достаем детей из-под воды. Был такой случай, когда папа взял свою дочку у мамы, и со своей девушкой поехал кататься, это было в районе Трех братьев. На тот момент лед был тонкий, папа начал на авто выдавать пируэты, и машина ушла под лед, в результате произошла трагическая гибель. Я часто выезжаю на лед и беседую с рыбаками, всегда им говорю – вот ты сам едешь, рискуешь, оставь ребенка дома, ведь он плохого ничего не сделал, пусть он еще поживет. Не дорожишь ты своей жизнью, хотя бы подумай о жизни своих детей.
– Когда случается ЧП, вы лично выезжаете на место или дистанционно руководите?
– Я сам выезжаю в любое время суток и на месте руковожу операцией по спасению. Если будет необходимо подключиться к спасению, я, безусловно, это сделаю.