Собачий закон, штрафы за гадание и поддержка многодетных – заседание Думы Колымы
19 апреля, 13:03
Итоги недели: собачий закон, культура кофе в Магадане, афера на 18 миллионов
08:30
В Магадане в субботу без осадков и до +4 градусов
08:09
Арктический порт Певек был образован в структуре Дальстроя 20 апреля 1951 года
07:30
Гороскоп на 20 апреля. Овен очаровывает, Телец дает отпор, Лев побеждает обидчиков
06:00
Дачники, запомните список важных дел, которые надо успеть сделать в апреле
04:15
Магаданец перечислил неизвестным свыше двух миллионов рублей
19 апреля, 20:41
В ЖКХ предупредили о новом способе обмана собственников квартир
19 апреля, 18:50
Губернатор Сергей Носов с рабочим визитом посетил подшефную Ждановку
19 апреля, 18:39
Колымчанам напомнили об участии в конкурсе "Дальний Восток – Земля приключений"
19 апреля, 18:26
Юных колымчан приглашают к участию во Всероссийской акции "Юный искусствовед"
19 апреля, 17:52
Сотрудники МЧС России Колымы присоединились к акции "Красная гвоздика"
19 апреля, 17:42
На Колыме стартует ежегодный проект "Экологический субботник "Зелёная Весна"
19 апреля, 17:33
В Магадане готовятся к ежегодному Всероссийскому "Дню Эколят"
19 апреля, 17:28
В Магаданской области за неделю выявлено более тысячи нарушений ПДД
19 апреля, 17:25
В Магадане в результате ДТП на улице Якутской пострадали два человека
19 апреля, 17:00
Собачий закон, штрафы за гадание и поддержка многодетных – заседание Думы Колымы 19 апреля, 13:03
В Магадане прошло заседание депутатской фракции "Единая Россия" 19 апреля, 09:56
Магаданская область стала лидером инвестиционного рейтинга Дальнего Востока 18 апреля, 18:22
Складывается позитивная тенденция в прогнозировании параметров бюджета Колымы 18 апреля, 16:31
Экспорт японских грузовиков, легковушек и запчастей в Россию стремительно падает 18 апреля, 10:10
О важных событиях из жизни Колымы за 12 лет покажет проект "ПУТИН. ВРЕМЯ РОССИИ" 17 апреля, 14:14
В программе долгосрочных сбережений приняли участие порядка 280 тысяч человек 17 апреля, 12:29
Геологи переходят на цифру 17 апреля, 10:33
Магаданская областная Дума проведет очередное заседание 19 апреля 16 апреля, 14:45
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 13:15
В Магадане прошло второе заседание Общественной палаты города VII созыва 16 апреля, 12:55
В магаданском магазине "Союз" прекратят продажу табачной продукции 16 апреля, 12:50
Депутаты Магаданской области рассмотрели 8 вопросов 16 апреля, 10:04
В Магадане состоялось заседание профильного комитета по социальной политике 15 апреля, 17:28
Что делать с бездомными собаками, вновь обсудили в Магадане 15 апреля, 16:00

История Колымы: В память о 171-й отдельной бригаде подводных лодок

Совместный проект блогера Василия Образцова и MagadanMedia
171 ОБрПЛ, Марчекан С. Курганов
171 ОБрПЛ, Марчекан
Фото: С. Курганов

Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

Ещё живы рассказы о том, как подводные лодки будили жителей домов у берега бухты Нагаева, когда прогревали свои дизеля… Как детвора в последнее воскресение июля, в день Военно-Морского Флота, с восторгом осматривала подводные лодки и с завистью смотрела на матросов… Все помнят колонну моряков 171-й бригады на первомайских праздниках и в День победы…

Многие магаданцы слышали рассказы об утопленных и затонувших подводных лодках 171-й ОБрПЛ. Об уложенных в тело будущего пирса для атомных подводных лодок (АПЛ) отслуживших свой срок "дизелей" 613-го проекта…

Помнят магаданцы и о том, как резали на металлолом у Каменного карьера списанные лодки и корабли расформированной 171-й бригады…

В середине девяностых 171-я ОБрПЛ была расформирована, прекратила свое существование и канула в вечность… Тем не менее на магаданской земле от 171-й бригады остались ещё сооружения, здания, списанные подводные лодки  — вот об этом и хочется поговорить…

Затопленные лодки у недостроенного пирса для АПЛ (отсыпки)

Вид на недостроенный пирс подводных лодок (отсыпка)

Вид на недостроенный пирс подводных лодок (отсыпка). Фото: kolymastory.ru

Известно, что при строительстве пирса для атомных подводных лодок (АПЛ), также известного как "отсыпка" или "мол", в его основание был уложен корпус подводной лодки 613-го проекта.

Такой принцип, когда в основание будущего пирса укладывают баржу или другое судно, а потом засыпают породой использовался при строительстве пирсов на Охотском море с начала становления Дальстроя..

При строительстве пирса для АПЛ выяснилось, что возводимое сооружение подвержено размыванию волнами и приливно-отливными течениями. Для защиты пирса от волн были затоплены несколько корпусов подводных лодок (ПЛ) со стороны города.

На основании имеющихся материалов и рассказов очевидцев можно говорить о том, что, по состоянию на 2015 год, в районе недостроенного пирса для АПЛ лежат 5 подводных лодок 171-й ОБрПЛ.

Примерное расположение затопленных подводных лодок 171 ОБрПЛ у недостроенного пирса АПЛ

Примерное расположение затопленных подводных лодок 171 ОБрПЛ у недостроенного пирса АПЛ. Фото: kolymastory.ru

1.  Корпус подводной лодки 613-го проекта С-198 лежит у берега со стороны Каменного венца у берега. Частично осушался при сильных отливах.

Останки ПЛ 613 проекта рядом с недостроенным пирсом АПЛ

Останки ПЛ 613 проекта рядом с недостроенным пирсом АПЛ. Фото: kolymastory.ru

Осушаемая часть прочного корпуса лодки порезана на металлолом.

2. Л-12 (Б-12, УТС-11) тип "Л" XI серии была уложена в основание строящегося пирса для АПЛ в бухте Нагаева.

Помощник командира

Помощник командира. Фото: kolymastory.ru

Лодка находится на грунте, под углом 45 градусов к отсыпке в 40 метрах от берега. Лежит на глубине 10-14 метров в зависимости от подъема воды. Правые носовые торпедные аппараты находятся под отсыпкой и так же засыпано примерно 3-5 метров от аппаратов. Левые торпедные не засыпаны, торпедные шахты задраены.

УТС на отсыпке. Район ватерлинии

УТС на отсыпке. Район ватерлинии. Фото: kolymastory.ru

Корпус имеет множественные разрушения внешнего корпуса в районе ватерлинии в следствии коррозии. Рубка деформирована или обрезана верхняя часть. Имеется два других входа, между которыми прорезан внешний корпус и сделаны поручни по периметру прореза.

В память о 171 ОБрПЛ

В память о 171 ОБрПЛ. Фото: kolymastory.ru

Винто-рулевая у лодки отсутствует, так же как и кормовые минные трубы с частью корпуса, на их место приварены две круглые заглушки. Левая заглушка имеет сквозные отверстия в следствии коррозии.

3.  С-224 проекта 613 была уложена в тело пирса для подводных лодок возле ручья Холодного примерно в 1984 году.

На мостике плс С-224: КМГ ст. л-т Курганов С.П. 1977 год, август

На мостике плс С-224: КМГ ст. л-т Курганов С.П. 1977 год, август. Фото: С. Курганов

В настоящее время практически вся лодка завалена грунтом, под водой видна только часть корпуса ПЛ.

4. С-288 проекта 613 при стоянке  затонула у пирса подводных лодок со стороны рыбного порта из-за водотечности донно-запорной арматуры в 1997 году.

ПЛ С-288 проекта 613 (вторым корпусом) у ПКЗ

ПЛ С-288 проекта 613 (вторым корпусом) у ПКЗ. Фото: из архива Полухина Е.

Лежит на грунте правым боком, носом к берегу, кормой к торговому порту, вдоль отсыпки на глубине 10-14 метров в зависимости от прилива под углом примерно 45 градусов. Рубкой лодка легла на борт пирса, часть рубки присыпана грунтом.

C-288. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Расстояние от отсыпки до кормы не больше 7-10 метров

C-288. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Расстояние от отсыпки до кормы не больше 7-10 метров. Фото: предоставлено Алексеем Гавриловым

Торпедных аппаратов 6 ( 4 носовых и 2 кормовых), все задраены.

С-288. Один из винтов. Видно, что лодка лежит практически на боку

С-288. Один из винтов. Видно, что лодка лежит практически на боку. Фото: kolymastory.ru

Гребные винты присутствуют.

С-228. Место кормового аварийного телефонного буя. Буй отсутствует, кабель остался на своем месте

С-228. Место кормового аварийного телефонного буя. Буй отсутствует, кабель остался на своем месте. Фото: kolymastory.ru

С-288. Механизм управления горизонтальными рулями (корма)

С-288. Механизм управления горизонтальными рулями (корма). Фото: kolymastory.ru



С-288. Кормовые кнехты

С-288. Кормовые кнехты. Фото: kolymastory.ru

C-288. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Носовая часть, передние торпедные аппараты

C-288. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Носовая часть, передние торпедные аппараты. Фото: предоставлено Алексеем Гавриловым

Внешний корпус имеет повреждения и разрушен коррозией. Рубка разбита, горловина входа открыта.

C-288. Буй прицеплен к корме лодки цепями. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки

C-288. Буй прицеплен к корме лодки цепями. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Фото: предоставлено Алексеем Гавриловым

К корме цепью принайтовлен буй круглой формы.

5. С-221 "Комсомолец Таджикистана" была затоплена у мола в начале августа 1987 года.

С-221

С-221. Фото: kolymastory.ru

Лодку положили у мола со стороны города и мористее — для защиты мола от приливно-отливных течений.

Затопленная лодка у нефтепирса

Осенью 2015 года водолазы Магаданской региональной поисково-спасательной базы проводили обследование дна бухты Нагаева в районе Марчекана. В районе нефтепирса (бывшего пирса 171-й ОБрПЛ) была обнаружена затопленная подводная лодка с пришвартованным к ней торпедоловом.

Затонувшая С-220 с торпедоловом у бывшего пирса бригады

Затонувшая С-220 с торпедоловом у бывшего пирса бригады. Фото: kolymastory.ru

Возле пирса бригады во время шторма в 1996 году затонула С-220 проекта 613, вместе с пришвартованным к ней катером — торпедоловом (ТЛ). Так они и остались лежать на дне в рыбном порту недалеко от пирса в  40 метров от берега.

С-220. Советская Гавань. Вышли из дока, переход в Магадан

С-220. Советская Гавань. Вышли из дока, переход в Магадан. Фото: kolymastory.ru

Из описания дайверов. Лодка лежит на расстоянии 30-40 метров от нефтепирса, на глубине 10-14 метров в зависимости от подъема воды. Носовая часть ПЛ обращена к нефтепирсу, кормой в сторону торгового порта.

Лодка лежит практически на одной оси с линией нефтепирса. ПЛ частично находиться в грунте — от 1,5 до 2 метров, так как остаток пера вертикального руля составляет примерно 2 метра (высота вертикального руля составляет около 3,5 метра).

Внешний корпус имеет незначительные повреждения в следствии коррозии.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Нижняя часть рубки

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Нижняя часть рубки. Фото: kolymastory.ru

Рубка разбита, горловина входа открыта и доступна.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Корма, оторванная часть

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Корма, оторванная часть. Фото: kolymastory.ru

На корме отсутствует часть корпуса (рваный метал) примерно 1,5 метра до основания пера руля. Два кормовых торпедных аппарата закрыты, гребные винты отсутствуют.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Носовая часть

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Носовая часть. Фото: kolymastory.ru

Верхние носовые торпедные аппараты задраены, нижние носовые торпедные аппараты находятся в грунте.

Торпедолов у нефтепирса

Торпедолов у нефтепирса. Фото: kolymastory.ru

Также к носу подводной лодки пришвартован торпедолов ТЛ-43 и лежит рядом на расстоянии 8-12 метров от лодки.

Корабли и лодки 171 ОБрПЛ резали в Магадане…

В 90 годах недалеко от торгового порта в бухте Нагаева на металлолом были разделаны часть лодок 613-го проекта и кораблей 171-й бригады.

Военные суда, предположительно 171 ОбрПЛ, осушенные для разделки в районе Каменного карьера. 1986 год

Военные суда, предположительно 171 ОбрПЛ, осушенные для разделки в районе Каменного карьера. 1986 год. Фото: Роланд Дубровский

Судя по фотографиям можно говорить о том, что суда и подводные лодки 171-й ОБрПЛ осушались и разделывались на металлолом в районе Каменного карьера, возле пожарной части.

Два корпуса ПЛ 171 ОбрПЛ, которые разделывают на металлолом в районе Каменного карьера. Одна из ПЛ — С-331

Два корпуса ПЛ 171 ОбрПЛ, которые разделывают на металлолом в районе Каменного карьера. Одна из ПЛ — С-331. Фото: kolymastory.ru

На втором снимке видны два корпуса лодок 613-го проекта из 171-й бригады. На металлолом их порезали там же.

Какие именно лодки могли быть разделаны на металлолом в бухте Нагаева?

Как известно, часть лодок была уведена на Камчатку и после списания были разделаны там. По словам старожилов Магадана количество подводных лодок, разделанных на металлолом у Каменного карьера колеблется от 3 до 5 единиц. Судя по фотографии точно можно говорить о двух лодках 171-й бригады, разделанных в Магадане; при том,  что одна из разделанных лодок — С-331.

ПЛ С-331 закончила свою службу… Фото 1981 года

ПЛ С-331 закончила свою службу… Фото 1981 года. Фото: kolymastory.ru

Подводная лодка С-331 проекта 613-го лежала на осушке примерно в 300 метрах от пирса бригады в сторону Каменного венца. Была отбуксирована в район Каменного карьера и разделана  на металл в 1995 году.

Из подводных лодок 171-й  ОБрПЛ  на металлолом в бухте Нагаева могли быть разделаны также следующие лодки — С-140 и С-293 (но и эта гипотеза требует подтверждения). По остальным лодкам бригады есть информация, что они были выведены на Камчатку.

Еще немного о том, что осталось от бригады на 2015 год…

5-этажное здание, в котором располагались экипажи и штаб бригады

5-этажное здание, в котором располагались экипажи и штаб бригады. Фото: kolymastory.ru

В это здание экипажи и штаб 171-й ОБрПЛ переехали с плавбаз "Кулу" и "Север" в конце 1969 года.

Здания 171 бригады

Здания 171 бригады. Фото: kolymastory.ru

Здания 171 бригады, "Пентагона", и морского госпиталя (вернее того, что от них осталось). Справа остатки теплицы. На крыше "Пентагона" хорошо видно помещение поста наблюдения и сигнализации бригады. Эта надстройка была построена на крыше в период с 1971 по 1973 год. Когда в 1969 году экипажи переселялись с плавбаз в "Пентагон", этого помещения ещё не было.

После ухода из Магадана 420 ОДПЛ (171 ОбрПЛ) какое-то время в здании базировался 455 дивизион кораблей охраны водного района. Позже в нем жили пограничники.

После ухода пограничников почти десятилетие здание было заброшено и медленно разрушалось.

Здание "Пентагона" было выкуплено частной фирмой. На 2016 год в здании произведен внешний и внутренний ремонт.

Нефтепирс. В этом месте в свое время швартовались ПЛ, ПБ и другие корабли 171 ОБрПЛ, правда пирс был совсем другой

Нефтепирс. В этом месте в свое время швартовались ПЛ, ПБ и другие корабли 171 ОБрПЛ, правда пирс был совсем другой. Фото: kolymastory.ru

Бывший пирс 171 ОБрПЛ-й был выкуплен и модернизирован компанией "Тасмар", так он выглядит в настоящее время.

Устье ручья Холодного. На этой площадке стоял катер БО 122-бис проекта, служивший в качестве УТС для отработки действий по пожарной тревоге экипажами 171-й ОБрПЛ

Устье ручья Холодного. На этой площадке стоял катер БО 122-бис проекта, служивший в качестве УТС для отработки действий по пожарной тревоге экипажами 171-й ОБрПЛ. Фото: kolymastory.ru

На сопке перед ручьём Холодным (если смотреть со стороны "Пентагона"), на которой установлен геодезический знак, сейчас ещё можно найти полусгоревшие остатки основания здания. На этом месте до 1973 года располагался пост наблюдения и сигнализации 171 ОБрПЛ. В 1973 году было закончено возведение надстройки на крыше "Пентагона" и пост переселился в него. Старое здание поста было уничтожено пожаром.

Мыс Островной. Пост наблюдения за входом в бухту Нагаева. На фотографии развалины зданий

Мыс Островной. Пост наблюдения за входом в бухту Нагаева. На фотографии развалины зданий. Фото: kolymastory.ru

Марчеканская баня после ремонта. Здесь мылся личный состав всей 171-й бригады

Марчеканская баня после ремонта. Здесь мылся личный состав всей 171-й бригады. Фото: kolymastory.ru

Вот и все, что осталось на день сегодняшний из того, что может напомнить о 171-й бригаде подводных лодок. И ещё наверное осталась память — в письмах, фотографиях, воспоминаниях… Память о том, как  в бухту Нагаева заходили подводные лодки, и о матросах на улицах нашего города, которых по официальной версии тех времен в Магадане просто не было..

Моя благодарность за помощь и материалы Алексею Гаврилову, Василию Стряпан, Алексею Малыгину, Эдуарду Смаглову, Сергею Халанскому, Алексею Власенко. Отдельное спасибо Александру Глущенко за его критику, цензуру и помощь.

1710664200