mIRC
Фото: Википедия

А вы помните mIRC?

История легендарного магаданского чата от первого лица

Общество

19.05.2018

Вы помните знаменитый магаданский чат IRC? Приваты, каналы, логи? Свой ник или, может, свидание вслепую после переписки по сети? Помните те времена, когда за виртуальные оскорбления можно было вычислить реальный адрес собеседника по ip-адресу?

Да, стуча по клавиатуре ночи напролет в IRC, выросло целое поколение магаданцев. Здесь зарождались и разрушались отношения, появлялись друзья и обсуждались самые актуальные проблемы, а суточный бан был подобен анафеме.

Мы тоже это помним, поэтому нашли самого "злого" админа магаданского IRC-чата – Evil_Ratty и уговорили рассказать о том, как создавался IRC и почему все закончилось.

Предыстория

Чатики, они же Web-чаты, появились в интернете еще во времена диалап-модемов, которые работали при помощи домашнего телефона (Помните такие? Когда телефон постоянно был занят из-за подключения к интернету). Что они из себя представляли: страничка, где нужно зарегистрироваться, ввести логин и пароль. Затем, юзер попадал в "общую комнату", где видно только ники таких же пользователей и диалоговое окно. Варианта было два: общаться в общем чате или написать кому-нибудь из списка в "приват". Но это все происходило в общем канале, с пометкой "приватное сообщение".

Возникало очень много неловких ситуаций: когда пишешь кому-нибудь в "личку", а сообщение появляется в общем чате. А учитывая, что сидела в чатах в основном молодежь (мальчики знакомились с девочками и наоборот), выходило так, что чужое приватное сообщение о-очень личного характера становилось общей темой для обсуждения.

Потом, в конце 90-х, благодаря Freeman появился чат "Магадан ТТС". По сути, это был тот же самый чат, только пользовались им, в основном, магаданцы.

А в 2000-2001 годах в городе появились первые заготовки "сетки". В одном дворе — Maglan, а паралелльно в "Яме" зарождался Pitnet.

Как это было? Пришел один товарищ к другому пиво пить со своим компом. Посидели, решили: а давай, пиво пить интересно. Соединили два компьютера проводом и сидят, во что-то играют. Классно? Классно! Так и ходили в гости.
А потом ходить стало лень, решили провод протянуть через окно. Перекинули, соединили. Работает! Начали изучать технологию.

Я был шестым по счету человеком в городе, который подключился к Maglan. Тогда это ничем не регламентировалось, все было условно-бесплатно. Надо было кого-то подключить – считали, сколько денег стоят провода, свичи и все прочее (рублей 500 выходило в среднем) – скинулись и подключили. Тогда все в этом были заинтересованы. Потом, сеть начала распространяться: один сходил к другому в гости, посмотрел: "о, прикольно! Надо так же сделать!". И вот, где-то на "Восточной медицине" уже появился Eastnet. И так далее, по районам. Все это произошло примерно в один год.

Начало

Появилась необходимость в своем чате – людям нужно было где-то общаться.

Нашли в интернете iChat и установили. Это был первый городской сетевой чат.

У каждой "сетки" (Eastnet, Starnet, Maglan, Pitnet, Phenix, Acedemnet) были свои сервера iChat, и в каждой сети чатом могли пользоваться до 70 пользователей одновременно. Если подключений было больше, чат работал со сбоями: "бам!" – часть пользователей отлетела; "бам!" – вернулась обратно".

Еще большие проблемы начались, когда сети соединили.

К серверу через приложение начали подключаться пользователи со всех районов, но все равно, чат не выдерживал более 100 человек одновременно. Нужно было устанавливать новую серверную часть.

Поставили, поменяли настройки для "клиента". Теперь они подключались к серверу автоматически, и сервер держал с ними связь. Можно было подключить до 250 пользователей одновременно. Больше – отключались сотнями.

Тогда админ с Eastnet bbb предложил установить IRC (это была уже известная во всем мире технология Internet Relay Chat). Договорился с остальными админами сетей и на имеющихся в сетях мощностях (серверах) "поднял" сервера IRC. Пользователям оставалось только установить свой IRC-клиент – приложение на компьютер (клиенты различались интерфейсами).

У меня был pIRC, у кого-то mIRC, vidOK. У каждого "клиента" были свои "фишки", но каждый использовал скрипты IRC.

Запустили. Каждая сеть теперь могла работать стабильно и поддерживать много подключений.

IRC

Поставили сервера. Пользователи заходили – черный экран. Как и с кем общаться? Нужно было создать каналы для общения.

Тогда админ каждой сети (так вышло, что изначально админами чатов были админы сетей) создал канал с именем своей сети. У "Маглана" – #maglan, у "Истнета" – #eastnet, и так далее.

В зависимости от аудитории того или иного канала различалось количество пользователей в них. В топе был #eastnet – основной аудиторией там были подростки и студенты. У нас (в Maglan) людей было поменьше – больше взрослых. Каналы сортировались в списке по числу пользователей – от самого многочисленного до самого непопулярного.

Теперь пользователи видели список каналов, к которым можно было присоединиться, и список пользователей внутри каждого канала, с которыми можно было пообщаться.

mIRC

mIRC. Фото: www.c456.ruforum

Админов всех сетей выписали в отдельный список, дали права. Эти люди могли на всех серверах (админ Maglan – на сервере Starnet и тому подобное) администрировать. Технически, IRC – представлял из себя 7 серверов. Фактически – это был один большой сервер.

В чате были правила, жутко простые: нельзя было материться, угрожать, флудить, спамить, распространять порно, вредоносное программное обеспечение и так далее. Всего восемь.

Для того, чтобы следить за порядком на каждом канале появились модераторы. (Помните? ~овнер, @оп, +полуоп и так далее.) Они отличались рангом и некоторыми функциями, например полуоператор не мог банить, а мог только кикать (выгнать из канала с возможностью сразу же вернуться).

Я был админом серверов и мог "нарисовать" эти права себе на любом канале. Но, модерировать вручную было слишком трудно – это отнимало много времени. Поэтому, я подключил ботов. У меня круглосуточно был включен компьютер, и я следил за их работой. Модераторы также следили за порядком и попутно наполняли мат-лист. Боты знали много сочетаний, но часто пользователи изобретали новые слова и их заносили вручную. Периодически мы тестировали ботов на знание матов в отдельном канале. С написанием скриптов для ботов мне тогда очень сильно помогал Poltergeist.

На пике популярности

На пике мирка в 2008-2009 годах было 5-6 админов по серверам, максимальные права были у троих. Модерационными вопросами занимался Evil_Ratty. Остальные – техническими моментами. К этому времени чат насчитывал до 5 тысяч уникальных вхождений в сутки. Тогда уже "дворовые" сети трансформировались в одноименные компании – стали провайдерами. Локальная сеть была важным переходным этапом от допотопных диалапов к современному интернету, а самой популярной функцией "сетки", наряду со скачиванием фильмов, игр и галереии, был чат. Были такие клиенты, кто подключался к сети ради одного только mIRC. Для подростков это был целый мир.

Была бабушка, которой внук подключил сеть только для того, чтобы она сидела в чате. Помню, звонит эта бабушка, жалуется, что чат не работает. Смотрю, а она в бане за маты сидит. И такое бывает.

Баны вообще были отдельной историей. Когда кого-то выгоняли с канала, это видели все юзеры – в чате отображался ник нарушителя и ник модератора. И, конечно, многие были не согласны с таким решением. Писали в личку.

И драться приходили и угрожали! Да...люди сильно обижались за бан. Находили мой номер , предлагали встретиться, разобраться. Я говорил: "ну вот представь, придешь ты ко мне, сломаешь руку, например, приедет полиция, и что ты им скажешь? Он меня в чате забанил? Это смешно". И конфликт как-то исчерпывался. (примечание редакции: в оригинале диалог, конечно, звучал не так культурно. Но смысл мы сохранили).

"Чату я тогда посвящал очень много времени. У меня всегда работал компьютер, где транслировалась работа ботов, на втором – был открыт чат, а на работе был настроен удаленный доступ.

У меня было 15 каналов, на которых сидели мои боты. Иногда владельцы тематических каналов просили навести порядок, я "подсаживал" бота. Первым, обычно, банили модератора", – смеется Evil_Ratty. – Так как боты все были наделены правами администратора сервера, то мой бот кикал местного опа, бот канала пытался защитить опа и кикал моего бота, а тот перезаходил на канал и банил".

mIRC

mIRC. Фото: www.harpgamer.com

Были моменты, когда в некоторых сетях можно было менять ip-адрес в рамках подсети. Банишь – он перезаходит под другим адресом. Пока найдешь, разберешься. В общем, иногда я банил целыми подсетями, связывался с админом той сети, чтобы тот нашел пользователя. Находили, закрывали юзеру доступ уже через порт. Я разбанивал подсеть, все заходили обратно, кроме нарушителя. А там, уже меняй – не меняй "айпи", полностью доступ к чату закрыт.

Спад

Спад посещаемости начался примерно в 2010 году. Появился другой чат – "Комфорт", в котором было больше "фишек" интерфейса, что нравилось молодежи. В нем начали сидеть подростки и те, кто был забанен в IRC. А параллельно появлялся нормальный интернет. Последний раз я заходил в IRC в 2013 году. Было очень мало народа. В 2014–2015 его отключили.

Комфорт

Комфорт. Фото: yar-net.ru

FAQ

– Ты видел логи со всех каналов?

– Да, боты сохраняли все. Логи часто выручали. Бывало, приходит, например, отец с сыном, начинает разбирательство из-за того ,что чат не работает. Выясняется, что пользователь забанен за мат. А он утверждает, что не было такого. Поднимается переписка (логи) и выясняется, что пока отца не было, сын активно переписывался на канале...

Клиент чата, в принципе, сохранял логи всех каналов, к которым был подключен пользователь, и всех своих приватов на компьютер, по умолчанию. Это было удобно: заходишь в чат, видишь только последние несколько сообщений, а тебе там кто-то, например, ранее номер написал – заходишь в логи и восстанавливаешь всю переписку в памяти.

– Ты мог посмотреть приватные логи?

– Мог, но никогда этого не делал. Во-первых, это была нестандартная функция, требующая дополнительных технических операций, а во-вторых, мне это было не нужно.

– Можно было вычислить человека по "айпи"?

– Да, такие истории были...

Девочка приходит в гости к парню, тот отошел, она – в логи. Прочитала переписку с какой-нибудь девушкой и все. По ip-адресу же видно было, к какой сети относится пользователь – Starnet, Pitnet и так далее. Звонит какому-нибудь знакомому настройщику из этой компании: "помоги вычислить". И все, вечером драка. Бывало такое.

– Каналы – это только виртуальное общение или живое тоже?
– Там знакомились, там создавались семьи. Я и сам там не раз приглашал девушек на свидание. Мне кажется, это был самый популярный способ завязать знакомство на тот период.

Были еще "чатилки". Каждую пятницу мы собирались своей компанией на лавке во дворе на аллее Славы. Эта традиция пошла еще со времен чата "Магадан ТТС". Позже появились "сетовки" –пользователи начали устраивать подобные встречи в сквере Болдырева.

– Сколько тебе было лет, когда все началось?

– 18–19. Я закончил технарь, к 18 годам уже было три года стажа модерирования Web-чатов.

– Кого из админов больше всего ненавидели пользователи?

– Меня. Мне было все равно, кого банить. Каждый "наказанный" мог задать вопрос на форуме, где получал развернутый ответ с доказательством и объяснениями по своему бану, а также информацию о дате разбана. Ошибочных банов за все годы были единицы, и они снимались сразу. Остальные сидели по полной. Вот за эту жестокую справедливость и ненавидели – не просто наказывал, но еще и доказывал и обосновывал. И это мог видеть любой пользователь.

***

Хоть Evil_Ratty и не согласился на подробный рассказ о себе и редакционную фотосессию, мы с удовольствием вспомнили времена магаданского чата и узнали все самое интересное, оставшееся "за кадром". Каждый вспомнил свою собственную историю, связанную с IRC, свой ник, свои каналы и свой огромный допотопный компьютер, занимающий большую часть стола. А что вспомнили вы, читая этот текст?