Полный гайд: как выбрать велосипед
19 апреля, 09:35
Магаданец перечислил неизвестным свыше двух миллионов рублей
19 апреля, 20:41
В ЖКХ предупредили о новом способе обмана собственников квартир
19 апреля, 18:50
Губернатор Сергей Носов с рабочим визитом посетил подшефную Ждановку
19 апреля, 18:39
Колымчанам напомнили об участии в конкурсе "Дальний Восток – Земля приключений"
19 апреля, 18:26
Юных колымчан приглашают к участию во Всероссийской акции "Юный искусствовед"
19 апреля, 17:52
Сотрудники МЧС России Колымы присоединились к акции "Красная гвоздика"
19 апреля, 17:42
На Колыме стартует ежегодный проект "Экологический субботник "Зелёная Весна"
19 апреля, 17:33
В Магадане готовятся к ежегодному Всероссийскому "Дню Эколят"
19 апреля, 17:28
В Магаданской области за неделю выявлено более тысячи нарушений ПДД
19 апреля, 17:25
В Магадане в результате ДТП на улице Якутской пострадали два человека
19 апреля, 17:00
У некоторых россиян в мае вырастут пенсии
19 апреля, 17:00
Склад городского резерва Хабаровска проверен в преддверии весеннего половодья
19 апреля, 16:55
В Магадане внедрят сервис для сбора связи на межмуниципальных маршрутах
19 апреля, 16:48
Сергей Абрамов: День местного самоуправления — праздник для каждого колымчанина
19 апреля, 16:16
Юрий Гришан: Наша общая цель — работать для людей и в интересах каждого
19 апреля, 16:12
Собачий закон, штрафы за гадание и поддержка многодетных – заседание Думы Колымы 19 апреля, 13:03
В Магадане прошло заседание депутатской фракции "Единая Россия" 19 апреля, 09:56
Магаданская область стала лидером инвестиционного рейтинга Дальнего Востока 18 апреля, 18:22
Складывается позитивная тенденция в прогнозировании параметров бюджета Колымы 18 апреля, 16:31
Экспорт японских грузовиков, легковушек и запчастей в Россию стремительно падает 18 апреля, 10:10
О важных событиях из жизни Колымы за 12 лет покажет проект "ПУТИН. ВРЕМЯ РОССИИ" 17 апреля, 14:14
В программе долгосрочных сбережений приняли участие порядка 280 тысяч человек 17 апреля, 12:29
Геологи переходят на цифру 17 апреля, 10:33
Магаданская областная Дума проведет очередное заседание 19 апреля 16 апреля, 14:45
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 13:15
В Магадане прошло второе заседание Общественной палаты города VII созыва 16 апреля, 12:55
В магаданском магазине "Союз" прекратят продажу табачной продукции 16 апреля, 12:50
Депутаты Магаданской области рассмотрели 8 вопросов 16 апреля, 10:04
В Магадане состоялось заседание профильного комитета по социальной политике 15 апреля, 17:28
Что делать с бездомными собаками, вновь обсудили в Магадане 15 апреля, 16:00

Аэропорт Сеймчан. История Победы

Антон Афанасьев в блоге MagadanMedia об уникальном аэродроме в Магаданской области
Аэропорт Сеймчан. История Победы Антон Афанасьев
Аэропорт Сеймчан. История Победы
Фото: Антон Афанасьев

Есть в современной России уникальный аэродром, а именно аэропорт Сеймчан который находится в Магаданской области. Возможно, это единственный действующий аэропорт который был построен во время Великой Отечественной войны и работал для фронта, его здание сохранилось до настоящих дней в неизменном виде.

Теперь немного истории, 9 октября 1941 года Государственный комитет обороны принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. Руководителями ГКО изучались несколько маршрутов, доставки самолетов из США в СССР и в конечном итоге был утвержден маршрут через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию и далее до Красноярска. Если быть точнее по территории СССР маршрут был такой Уэлькаль-Анадырь-Марково-Омолон-Сеймчан-Оймякон-Хандыга-Якутск-Олекминск-Киренск-Нижнеильимск-Красноярск.

Трассу разработали и утвердили в течении трех дней. По воспоминаниям командира первой перегоночной авиационной дивизии Ильи Мазурука дело было так:
"Неожиданно вызывают в Кремль — на заседание ГКО. Там Сталин задает мне вопрос:
— Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США?
— Нельзя, — отвечаю. — Все замерли...
— Почему? — сверлит взглядом.
— Наступает полярная ночь. Авиация там еще на уровне подсобной. Очень мало аэродромов, на них ничтожен запас горючего. Его сможем завезти в навигацию 43-го года...
Сталин поворачивается к Ворошилову: — Да, запасы наши в Рязани... Чем вы занимались вообще?!
И — уже мне: А через Камчатку?
— Тоже невозможно. Самолетам придется долго быть над морем. Джугджурские горы. Здесь также неблагоприятные метеоусловия, для истребителей путь длинный и непригодный. Негде создавать площадки.
Сталин идет к столу, переворачивает листки календаря, что-то пишет, а затем говорит Ворошилову и Новикову:
— Послезавтра доложите. Трасса должна быть..."
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Аэродром Сеймчан являлся важным звеном авиатрассы. Он находился на середине маршрута между Фербенксом (США) и Красноярском (СССР). На аэродроме базировался 3-й перегоночный авиационный полк воздушной трассы Алсиб (Аляска-Сибирь), в его задачу входило перегонять самолеты из Сеймчана в Якутск. Строить аэродром поручили тресту Дальстрой НКВД СССР. Строительство началось весной 1942 года и производилось в круглосуточном режиме.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Затрудняла строительство, вечная мерзлота. Аэродром сооружали на берегу реки Сеймчан, неподалеку от ее устья и реки Колыма. В Сеймчане полосу сделали грунтово-гравийную. Сложные геологические условия и вечная мерзлота потребовали при строительстве грунтовой взлетно-посадочной полосы огромных трудовых затрат. Было снято и вывезено 37 500 кубометров торфа, после чего строители освоили еще 44 200 кубометров земляных работ, в строительстве принимали участие тракторы ЧТЗ-60, взятые у Дальстроя.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Официально трасса открылась 7 октября 1942 года, в этот день начались полеты по трассе США – Уэлькаль – Марково – Анадырь – Сеймчан и далее через Якутск на Красноярск. C 1942 по 1945 год по "Алсибу" пролетели почти восемь тысяч одномоторных и двухмоторных самолетов с тоннами грузов и тысячами пассажиров. На советском участке трассы произошло 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. И это только официально учтенные потери. До сих пор на всем протяжении трассы находят разбившиеся самолеты и останки летчиков.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

На фотографии ниже Вы видите как самолеты летят над Верхоянским хребтом, одним из наиболее сложных участков перегонки на всем участке воздушной трассы. Опасная красота — в случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор уже не могла никакая экспедиция.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Приглядитесь — здесь виден разбившийся самолет. "Аэркобра" потерпела аварию, летчик погиб. Сами пилоты говорили с грустью, что их могилы на каждом сотом километре от Чукотки до Урала...
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

За прошедшие года на Колыме мало, что поменялось, так же на тысячи километров тянуться безжизненные сопки, отсутствуют дороги, населенные пункты находятся друг от друга за сотни километров.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Фотография на память с боевыми товарищами!!!
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Слева направо О. Вышинская-Захаренко, Р. Шинкарева-Славина, аэродром Сеймчан 1944 год. Дорога к коттеджу
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

После войны аэропорт активно использовался на местных воздушных авиалиниях, осуществлялись регулярные рейсы в населенные пункты Магаданской области, Чукотки, Якутии. В аэропорту базировалась авиалесоохрана, геологоразведка, ледовая разведка, для решения строительных, медицинских и сельскохозяйственных задач. На фотографии 50-е годы, заход на посадку в аэропорт Сеймчан самолета Ли-2.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Как мы уже с Вами знаем, аэропорт построили в максимально сжатые сроки весна-лето 1942 года. Вы обратили внимание, что здание аэропорта похоже на теремок из русских сказок? А ведь его строили во время войны. Представляете, сколько это "лишней" работы в условиях дефицита времени по сооружению всей инфраструктуры аэропорта. Строители оказались с душой и построили надежное, крепкое и красивое здание, а ведь могли поставить обычный барак.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Надежное и крепкое, так как после его постройки, никто ему капитальный ремонт не проводил. Вот так аэропорт выглядел в 1985 году.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Вот так сейчас, в 2017 году. За прошедшие годы здание пришло в упадок и нуждается в реконструкции, за последние 25 лет его несколько раз пытались снести, сжечь или разобрать на дрова. Не дали местные жители, за что им отдельное спасибо.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

В 2015 году аэропорт Сеймчан был признан одним из самых худших аэропортов в мире. Думаю почему это произошло объяснять не надо.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Но есть и хорошая новость в той истории, в конце 2016 года аэропорт Сеймчан признали объектом культурного наследия и рекомендовали включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия как памятник истории и архитектуры Магаданской области. Теперь здание аэропорта находится под охраной государства. История на этом не заканчивается, для потомков будет сохранено это историческое здание и возможно уже в ближайшее время здание начнут реставрировать и приводить в божеский вид.
Аэропорт Сеймчан. История Победы

Аэропорт Сеймчан. История Победы. Фото: https://anton-afanasev.livejournal.com/

Спасибо за возможность побывать в аэропорту Сеймчан авиакомпании СиЛА (Сибирская легкая авиация) и Дальневосточной команде споттеров, надеюсь Вам понравилось…

P.S. При подготовке статьи использовались фотографии из социальных сетей, сайта: Моя Родина-Магадан, АЛСИБ Сохраненные фотографии, История государства.
Орфография и пунктуация автора сохранены. Ссылка на блог автора.
1525863606