Валентина Лайко: Я вложила все деньги в автомойку, не зная ничего о бизнесе

Как рискнуть и не прогореть, сколько стоит успех и как пережить расставание – в интервью с владелицей автомойки "Атлантика"
Валентина Лайко. Фото: Юлия Чухломина, ИА MagadanMedia

Где находится "Атлантика" знает, пожалуй, даже тот, кто туда ни разу не заезжал. Та самая автомойка за "кольцом 31-го", где постоянно выстраивается очередь из машин, открылась почти 5 лет, но все эти годы не теряет популярности у клиентов, несмотря на сильную конкуренцию. Владелица автомойки – молодая и целеустремленная девушка, которая рискнула всем ради своего дела, и не прогадала. Какова реальная цена успеха, можно ли открыть бизнес на субсидии, как занять денег у незнакомого человека и пережить расставание Валентина Лайко откровенно рассказала в интервью ИА MagadanMedia.

— Обычно молодые девушки мечтают о салонах красоты или студиях, а у вас автомойка. Почему так?

— Так сложились обстоятельства. В 2011 мы с мужем увидели продающееся здание, решили просто узнать, сколько оно стоит. Нашли собственника. Ему срочно нужны были деньги – 2,1 миллиона. По тем времена продавал он очень дешево (сейчас кадастровая стоимость здания – 16 млн рублей), и мы решили – надо брать. Деньги нашли за неделю: продали квартиру и машину. В общем, все, что у нас было.

— Вы планировали открыть мойку и удачно подвернулось здание?

Бюджет: 3,6 млн

Кредит: 320 тысяч

Бизнесу: 4,5 года

Окупаемость: 2 года

— Наоборот. На самом деле, планов не было никаких. Просто не хотелось работать на кого-то, и мы решили, что это наш шанс. Идею для бизнеса подсказало само здание – 300 кв. метров, готовая яма. Там раньше была весовая. Что еще там можно было открыть, кроме мойки? Тем более, у меня был пример действующего бизнеса: я знаю, как строилась и открывалась автомойка "Макси". Она принадлежала моим знакомым.

— И вы пошли к ним за подробными инструкциями?

— Нет, мы залезли в интернет. Нашли замечательный форум "Автомойка.com", который объединяет владельцев автомоек со всех городов России. И уже по нему собирали всю документацию, начинали стройку. Там масса живых примеров, люди делятся опытом и описывают все этапы очень подробно.

Когда-то я пришла на этот форум за советом, а сейчас уже ко мне, как к специалисту, направляют новичков для консультации.

— Вы сказали, что продали все для покупки здания, а где вы нашли деньги на ремонт и оборудование?

— Мы стали одними из первых магаданских предпринимателей, кто получил субсидию 500 тысяч рублей от нашего Фонда развития предпринимательства.

— Как вы о нем узнали?

— Увидела бегущую строку, в которой говорилось, что Фонд развития предпринимательства предоставляет такие-то услуги. На тот момент он еще только начинал свою деятельность.

Пришла туда и рассказала о своей идее. Думаю, мне повезло, что я попала к действительно компетентному специалисту.

Меня меня не перенаправляли по разным адресам, как это обычно бывает: "иди туда, не знаю куда, а про бизнес-план мы вообще не слышали". Мне сразу объяснили, что и как нужно сделать для получения субсидии. В итоге я без проблем составила бизнес-план и подала заявку.

— Сумма субсидии фиксированная?

— Инновационные проекты по сей день получают одну и ту же сумму – полмиллиона. А мы подавили заявку именно как инновационный проект – паровая автомойка. Правда, реализовали мы ее только в 2016 году, потому что парогенератор стоит 450 тысяч.

— Сколько времени проходит с момента подачи заявки до получения реальных денег?

— С первого по десятое мы подаем заявку, допустим февраля. А уже в марте, с 20 по 30 получаем деньги. Это все быстро – в течение 30 рабочих дней.

– Много времени ушло на сбор документации, составление бизнес-плана?

— Неделя. Необходимый пакет документов был минимальным: нужно было открыть ООО, внести уставной капитал, создать бизнес-план, собрать справки и подать декларацию. На самом деле, когда ты очень хочешь, ты делаешь.

— Обычно предприниматели жалуются на волокиту и говорят о том, что бесконечный сбор справок серьезно тормозит процесс…

— Как психолог по образованию, могу сказать, что есть такой фактор, как человеческий.

Прекрасно знаю, что когда действительно надо, то сделаешь. В обеденный перерыв, ночью, но сделаешь.

Я получила деньги на открытие, затем, на развитие бизнеса. Я участвовала в грантах с уже действующим бизнесом. Молодым предпринимателям у нас также оказывают поддержку – проходят конкурсы, которые финансируются по программе "Ты – предприниматель". Можно получить субсидию на открытие, развитие, на закупку материалов и товаров.

— У вас были собственные средства или только субсидия?

— Было 750 тысяч.

— То есть, всего был 1,25 млн рублей на ремонт и оборудование?

— 1,2 млн стоил только ремонт. Нужно было полностью обшить сделать внутреннюю отделку, поставить ворота, сделать клиентскую комнату, провести воду, электричество, отопление. Это же было полностью замороженное здание. А насчет оборудования договаривалась отдельно с представителем Karcher в Магадане.

Денег то на покупку уже не оставалось, поэтому пришлось попросить в долг.

Это выглядело так: "Здравствуйте, у нас есть мойка "Атлантика", но денег нет. Квартиру продали, машину продали, жить негде. Что сделать, чтобы было у меня оборудование? Мне завтра открываться".

Директор пошел мне на встречу, мы писали долговую расписку на 320 тысяч рублей.

Тематическая иллюстрация

Тематическая иллюстрация. Фото: https://pixabay.com/

Я, конечно, думала и о том, чтобы привезти оборудование в Магадан. Изначально, хотела "грассовское". Оно практически идентичное, только производство российское и расходные материалы стоят дешевле. Но у нас нет сервисного центра. Если что-то сломается, как это починить? Получается, "Керхер" был единственным вариантом.

Сейчас мне уже и сервисный центр не особо нужен – я все детали могу самостоятельно заменить.

Просто были такие моменты, когда не было денег даже на техосмотр. Тогда я открывала тот же интернет, распечатывала схемы и училась делать это самостоятельно.

— За неделю собрать все документы, разобраться во всех технических моментах, от которых вы далеки, зарабатывать деньги. Это крутая история, но откуда такая сила воли и почему вам приходилось делать все это самой?

— Две причины: ребенок, который в тебе живет, и муж, который от тебя ушел. Вот и перещелкнуло. В 2012 я родила, вышла в декрет, стала получать пособие и зарабатывать деньги. За этот промежуток времени купила квартиру, раскидалась с долгами, закрыла все кредиты.

У меня ребенок ненавидит мойку, потому что он вырос на ней. Он ел, спал, пил, играл, жил на ней.

Потому что были такие моменты, когда ты приходишь и понимаешь, что у тебя остался один работник. И больше нет никого. А это – твое. И ты встаешь и работаешь.

— Когда вы рассчитались со всеми долгами и начали получать прибыль?

— Саму себя она окупила за 2 года. Чистую прибыль мойка приносит каждый месяц, но и расходник каждый месяц большой. Отопление электрическое, 80 тысяч рублей плачу за воду, 10 тысяч – за холодную химию, которую покупаю раз в три недели. Поменять резинки – по 280 рублей каждая, шланг – 11,5 тысячи. А у меня их четыре. И так далее. А так, в целом, прибыль составляет около 400 тысяч рублей ежемесячно.

— Когда первый миллион заработали?

— В первые три месяца. Но это не значит, что я его на депозит положила. У бизнесмена все в обороте. Всегда есть расходы. Тем более, сейчас то, что я заработала летом, является моей зарплатой на зиму.

— Сезонность влияет на работу автомойки?

— Первые три года я не чувствовала сезонность вообще.

За 12 часов мы мыли 50-60 машин. А сейчас – 40 машин в сутки. Чувствуется, что люди стали тратить меньше.

Раньше у меня были клиенты, которые "мылись" по 5-6 раз в день. Вот до смешного доходило: выезжает за ворота, попадает в лужу и обратно к нам. А сейчас такое мало кто может себе позволить.

Тематическая иллюстрация

Тематическая иллюстрация. Фото: https://pixabay.com/

— Кто ваши главные конкуренты?

— У меня нет конкурентов.

— Это такая позиция по жизни? Или другие автомойки действительно никак не влияют на поток клиентов?

— Единственные конкуренты, которые у меня были, – это "Блеск", когда они только открылись. Я начала слышать отзывы моих клиентов об их сервисе и бонусах. И, если раньше клиенты ждали свободного времени именно в "Атлантике", то теперь могли уехать в "Блеск", если там было свободно. Я слышала, как там работает персонал, администратор, какие есть дополнительные сервисы. Например, одноразовые коврики, которые стелили в каждую машину в "Блеске". Мне хотелось, чтобы у меня было то же самое.

— Как предприниматель вы чувствовали какие-то финансовые потери в те месяцы?

— Нет. Это чисто эмоциональная конкуренция. Даже, когда в соседнем здании открылась еще одна автомойка, это никак не повлияло на мой бизнес.

У владельцев моек какой основной показатель? Это работники. Со мной мои работники 5 лет.

Мы на мойке и женили, и разводили, и детей рожали, грубо говоря. Больше никто такой командой похвастаться не может.

— Хорошо, а вы были для кого-то конкурентом?

— Открытой конкуренции или какого-либо давления я не почувствовала. Но с самого начала работы у меня было много проверок. Просто возникали из неоткуда. Единственная плановая проверка была с Роспотребнадзором. А так проверяли все, кому не лень: "Водоканал", "Магаданэнерго", "Магаданэлектросеть", Росприроднадзор, Ростехнадзор, прокуратура. Последними был Роспотребнадзор. Когда проверки начали касаться других людей просто потому, что они находятся рядом, все закончилось.

Я так и говорила: "А вы рядом зайдите, посмотрите, галочку поставьте". После этой фразы у меня все закончилось.

Сейчас у всех предпринимателей мораторий, а с 2019 года можно ожидать снова. Кстати, спасибо этому методу. У меня единственная у меня в городе мойка, у которой все документы в порядке.

— Как раскручивались? Делали рекламу?

— Рекламой практически не занимались. Единственное, во что я вкладывалась – это общая акция с Woki-Toki. Я тогда просто испугалась резкого сокращения числа клиентов.

Подумала, что после рекламы все попрут. Нет, не поперли.

Даже я, будучи клиентом, наверное, лучше бы сходила за продуктами, чем помыть машину. Наша реклама – это в основном акции, которые мы особо и не пиарим. Например, каждую зиму мы бесплатно покрываем жидким воском каждую машину. Если какая-то новая услуга внедряется, например, паровая химчистка, "антидождь", то мы ее первое время предлагаем клиентам бесплатно.

– Почему вы сдали мойку в аренду?

– Я из нее "выросла". Я понимаю, что больше, чем у меня уже есть, она не даст. В будущем планирую расширять бизнес, но пока на это нет времени. В 2016 году я вступила в Ассоциацию молодых предпринимателей, и на данный момент эта деятельность отнимает большую часть моего времени.

— Какой главный совет для начинающих предпринимателей?

— Любить свое дело. В буквальном смысле, когда я "не люблю" мойку, долго не появляюсь на ней, у нее то дверь оторвут, то "керхеры" все сломаются, то мойщика собьют. Вот и сейчас она у меня три месяца в аренде, и постоянно какие-то мелкие проблемы. Нужно этим жить. Начинающий предприниматель живет на своем производстве. Уж по опыту могу сказать, что, если ты открылся и не посвящаешь все время бизнесу, ничего не выйдет.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia