Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы, получивший сокращенное название "Дальстрой", был создан решением ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1931 года и постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) СССР от 13 ноября 1931 года. Основной задачей организованного гостреста стала добыча полезных ископаемых и, в первую очередь, — золота, что придавало Дальстрою исключительное значение. Предполагалось комплексное освоение, включение в единый народнохозяйственный комплекс страны ранее необжитых территорий как крупнейшего поставщика валюты для осуществления планов индустриализации. ИА MagadanMedia вместе с магаданской библиотекой имени Александра Пушкина вспомнили, как проходило освоение Северо-Востока СССР.
Эдуард Петрович Берзин. Фото: Из архива Василия Образцова
За годы существования Дальстроя его руководителями были шесть человек. Первым был назначен бывший сотрудник спецотдела ВЧК-ОГПУ СССР и начальник строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината на Северном Урале Эдуард Берзин (ноябрь 1931–декабрь 1937). После его ареста и расстрела последовали: Карп Павлов (декабрь 1937–октябрь 1939), Иван Никишов (ноябрь 1939–декабрь 1948), Иван Петренко (декабрь 1948–июль 1950), Иван Митраков (сентябрь 1950–февраль 1956), Юрий Чугуев (февраль 1956–июнь 1957).
Никишов Иван Федорович. Фото: Из архива Василия Образцова
4 февраля 1932 года руководство треста во главе с Эдуардом Берзиным на пароходе "Сахалин" прибыло в бухту Нагаева. Территория, выделенная в район деятельности Дальстроя, составила около 450 тысяч кв. км. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР, на гострест 29 июля 1936 года была возложена задача охватить к 1940 году геолого-разведочными работами весь район бассейна Колымы, часть бассейна Индигирки, между устьями рек Эльген и Момы, а также бассейны главных притоков Индигирки.
В 1939 году Дальстрою были переданы Чаунский и Чукотский районы, в 1940-м — бассейн реки Анадырь, а в 1941 году на основании постановления СНК СССР от 29 марта — побережье Охотского моря от Пенжинской губы до Охотска и весь бассейн реки Яны. Таким образом, территория деятельности Дальстроя к началу Великой Отечественной войны увеличилась до 2,3 млн кв. км и продолжала увеличиваться.
С 1932 года гострест "Дальстрой" находился в непосредственном подчинении СТО СССР. В марте 1938-го он был передан в ведение НКВД СССР и преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС). С этого времени должность руководителя Дальстроя стала именоваться "начальник", а не "директор". Административно Дальстрой входил в состав сначала Дальневосточного, а с 20 октября 1938 года — Хабаровского края, но практически оставался особой административно-территориальной единицей. На его территории функции советских и партийных органов или вообще не существовали, или были сильно ограничены.
С самого начала деятельности Дальстроя его основной рабочей силой были заключенные Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей — Севвостлага. Организованный приказом ОГПУ СССР № 287/с от 1 апреля 1932 года, он просуществовал четверть века, и через его лагерные подразделения прошли десятки тысяч незаконно репрессированных. В 1932 году в Севвостлаге содержалось 9 928 заключенных, в 1940-м — уже 176 685. С этим фактом во многом была связана вся деятельность Дальстроя. Только за предвоенные годы в экстремальных северных условиях руками заключенных и вольнонаемных были построены город Магадан, порт Нагаево, около ста различных поселков на территории Колымы, Чукотки и в Якутии, проложены 3,1 тысячи км дорог, в том числе более чем 650 км знаменитой Колымской трассы, введены в строй линии электропередачи, электростанции, автобазы, аэродромы, организовано более десяти совхозов, десятки колхозов, несколько рыбпромхозов и свыше 300 подсобных хозяйств. Кроме того, в Приморье функционировало еще пять совхозов и Владивостокская автобаза — крупные поставщики сельскохозяйственной продукции для Колымы. Дальстрой имел свой морской и речной флот. К началу Великой Отечественной войны в его состав входили три больших океанских парохода "Джурма", "Дальстрой", "Феликс Дзержинский", теплоход "Советская Латвия" и 54 речных самоходных судна.
Что же касается основного направления деятельности Дальстроя, его основного производства — золотодобычи, то начиная с 1932 года она неизменно возрастала. Так, в 1932-м на пяти колымских приисках было добыто 511 кг химически чистого золота, в 1933-м — 791 кг, в 1934-м — 5,515 тонны, в 1935-м — 14,458 тонны, в 1936-м — 33,36 тонны, в 1937 году — 51,515 тонны.
Летом-осенью 1938 года в горнодобывающей промышленности Дальстроя работало 58,436 тысячи человек, из них 48,251 тысячи — заключенные. В общей сложности ими было добыто 62,008 тонны химически чистого золота, что стало своеобразным рекордом по сравнению с российскими результатами. Россия в 1913 году занимала по добыче золота первое место в Европе и четвертое — в мире. В том году она добыла 60,7 тонны. В 1939 году золотодобыча горнодобывающих предприятий Дальстроя увеличилась до 66,314 тонны химически чистого золота, а в 1940 — составила 80,028 тонны. Это стало абсолютным результатом за всю историю Дальстроя, и позднее он уже не повторялся. К концу 1940 года в лагерях Севвостлага содержалось 176 685 заключенных, а общее количество работающих в Дальстрое составило 216 685 человек.
С 1937 года в Дальстрое добывали второй металл — олово. Вскоре оловодобыча была увеличена с 40,7 до 3,226 тысячи тонн в 1941 году, что составило 75% всей оловодобычи в СССР. В 1941-м в Дальстрое действовало 45 золотодобывающих и 12 оловодобывающих приисков и рудников.
За успешное выполнение заданий правительства по производству и строительству работники Дальстроя начиная с 1935-го неоднократно отмечались правительственными наградами. Среди наиболее значимых: 20 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР начальнику Дальстроя комиссару госбезопасности третьего ранга Ивану Никишову и заместителю начальника Дальстроя инженер-полковнику Валентину Цареградскому присвоено звание Героя Социалистического Труда; 24 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальстрой НКВД награжден орденом Трудового Красного Знамени, за образцовое выполнение государственных планов орденами и медалями награждены 1 014 работников треста; геологи, наиболее отличившиеся при открытии и разведке месторождений, разработке новых поисковых методов и научных рекомендаций (Юрий Билибин, Сергей Обручев, Сергей Раковский, Сергей Смирнов, Борис Флеров, Валентин Цареградский), в феврале 1946 года были удостоены Сталинской премии СССР. В мае 1940 года Совет Народных Комиссаров СССР разрешил учредить нагрудный значок "Отличнику-дальстроевцу", которым награждались работники Дальстроя — передовики производства.
Быстрый рост основного производства стимулировал развитие остальных отраслей хозяйства Дальстроя. Развивался также и весь комплекс подсобного производства, обслуживающего горнодобывающую промышленность, что продолжалось и в дальнейшем. За более чем 20 лет Дальстрой превратился в огромную суперорганизацию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 января 1951 года его площадь была увеличена до 3 млн кв. км, что составило более 1/7 части всей территории Советского Союза.
К концу марта 1953 года в Дальстрое насчитывалось 450 предприятий. В их числе было 89 приисков, рудников и фабрик, 23 электростанции и 1,6 тысячи км высоковольтных линий электропередачи, 84 нефтебазы, 14 узлов связи и 17 радиоцентров, 6 морских пунктов, 9 аэродромов, 3 узкококолейные железные дороги на Колыме и 2 железные дороги (в Ванино и Находке). К концу года в Дальстрое имелось 16 рудников (9 — по добыче олова, 3 — золота, 1 — вольфрама, 1 — кобальта и 2 — урана), 15 обогатительных фабрик, 44 прииска (в том числе золотодобывающих — 37, оловодобывающих — 7). Здесь же работало 6 драг, 183 экскаватора, 157 бульдозеров. Общее количество заключенных Севвостлага составило 88 800 человек, Берлага (Берегового лагеря, или особого лагеря № 5, специально организованного в феврале 1948 года для содержания "политических" и "особо опасных") — около 22 000 человек.
После образования в декабре 1953 года Магаданской области (площадь вновь образованной области составила 1,183 млн кв. км), Дальстрой был переведен из ведения МВД в ведение Министерства цветной металлургии. Ряд ранее выполнявшихся им функций административно-территориального управления перешел к новому территориальному образованию. До образования Магаданской области заключенными и вольнонаемными было добыто и сдано государству 1 059,1 тонны химически чистого золота, 55 340 тонн олова, 2 187 тонн вольфрама, 363 тонны кобальта, более 100 тонн урана.
В последующие несколько лет Дальстрой еще продолжал свою активную производственную деятельность. Берлаг с лета 1954 года был реформирован, но Севвостлаг продолжал существовать. К началу 1956-го уже меньше 40% предприятий Дальстроя были укомплектованы заключенными. Архивная статистика свидетельствует, что к этому же времени (начиная со времени образования) ранее легендарный гострест организовал в общей сложности 78 золотодобывающих и 20 оловодобывающих предприятий, 8 золотодобывающих, 18 оловодобывающих, вольфрамодобывающих и кобальтодобывающих рудников и фабрик, 2 урановых рудника. Все они добыли 1 148 тонн золота, 62,3 тысячи тонн олова, 3 тысячи тонн вольфрама, 398 тонн кобальта, более 120 тонн урана. Кроме этого гострест добыл 10 млн тонн угля для собственных нужд.
Весной 1957 года Дальстрой был реорганизован. Это произошло в связи с перестройкой управления промышленностью в стране, когда был организован Магаданский экономический район, руководимый совнархозом. Последний начальник Дальстроя Юрий Вениаминович Чугуев стал первым председателем Магаданского совнархоза.
В истории Дальстроя, как крупнейшей и, пожалуй, единственной в стране суперорганизации, множество самых разнообразных и крайне неоднозначных страниц. Здесь героические моменты удивительно быстрого освоения неизведанной территории, превращения ее в главного поставщика стране валюты, а также оборонных металлов слились воедино с трагическим периодом существования разветвленной лагерной системы и необоснованных массовых репрессий — причины гибели десятков тысяч ни в чем не виновных людей.