Книга "Прописан на Колыме" вышла в свет 54 года назад

Повесть Ивана Гарающенко построена на документальной основе
Памятник "Маска скорби". Фото: Александр Крылов, MagadanMedia

Газета "Магаданская правда" в номере от 16 января 1965 года поместила информацию о недавно вышедшей книге Ивана Гарающенко "Прописан на Колыме". Прообразом ее главного героя Александра Вирясова стал ранее репрессированный коммунист, начальник ремонтно-строительного участка Магаданского облздравотдела Александр Левитин, сообщает ИА MagadanMedia.

Повесть Ивана Гарающенко построена на документальной основе. Александр Борисович Левитин – старый колымчанин, коммунист с 1920 года, несправедливо репрессированный в конце 30-х годов стал прототипом главного героя. Книга построена, как ответ на письмо-просьбу дочери к отцу Александру Борисовичу Вирясову, главному герою повести, рассказать о своей судьбе. Дочери было два года, когда отца арестовали. В 10 лет она осталась сиротой: умерла мать; девочку отправили в детский дом. Долгие годы она искала отца. Письмо вызвало ряд воспоминаний, из которых мы узнаем, что отец – участник Гражданской войны, старый партработник, оставшийся патриотом, честным человеком, не сломленным лагерными испытаниями.

Как писал в книге "Задержанная литература" историк Давид Райзман, повесть написана уверенной рукой журналиста, хотя автор и не переоценивал ее достоинства.

Иван Гарающенко не ставил и не мог тогда поставить перед собой задачи – понять, как и почему все это произошло, кто виноват в превращении Колымы в один из "архипелагов ГУЛАГа". Он многого тогда не знал, но был одним из первых, кто осмелился взяться за эту тему.

Его задачей было составить хотя бы первое представление о лагерной Колыме. Не случайно повесть напоминает мемуары и разделяет, с одной стороны, достоинства, а с другой – недостатки этого жанра. Достоверность, искренность, стремление увидеть судьбу человека в единстве с судьбой страны и народа, страшная правда, впервые открывшаяся читателю, – вот достоинства повести.

Большое количество действующих лиц (более 50-ти примерно на 100 страниц текста), характеры которых скорее обозначены, чем выписаны, события, в которые втянуты герои, обстоятельства, в которые против своей воли попадают персонажи, для читателя оказываются важнее, чем люди.

Понятно, почему так происходит: подавляет изобилие материала, несущего к тому же огромную информационную, эмоциональную и смысловую нагрузку.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia