Ранним утром 9 декабря 1956 года самолет Ли-2 с пятью членами экипажа и семью пассажирами совершал регулярный рейс. В начале девятого утра он вылетел из аэропорта Уэлькаль в Анадырь. Через 27 минут после взлета экипаж докладывает о визуальном полете и запрашивает погоду в аэропорту приземления. В 8.40 пилот вновь выходит на связь и спрашивает о вылетающих рейсах из Анадыря в бухту Проведения. На этом связь оборвалась и больше не восстанавливалась, сообщает MagadanMedia.
Части разбившегося самолета разбросаны на сотни метров по поверхности склона. Фото: Из архива О. Васильева
Самолет обнаружили в 35 км от аэропорта назначения. Борт отклонился от курса захода на посадку на 8 км и столкнулся с горой. Наземная поисковая группа смогла добраться до места трагедии только спустя пять дней, 13 декабря. Никто из пассажиров и членов экипажа не выжил.
Снижаясь, самолет попал в нисходящий поток, а поземка на вершине гор и облачность помешали пилоту заметить перед собой один из склонов горы Иоанна.
Экипаж видел аэропорт и считал, что полет происходит по линии пути над долиной, поэтому, не получая разрешение от диспетчера, начал снижение. Лайнер влетел в облака, после чего неожиданно для пилотов на высоте 750 метров произошло столкновение с горой. Яркий отблеск взрыва был виден даже в Анадыре.
Останки самолета на месте катастрофы в 2009 году. Фото: Из архива О. Васильева
Позже эксперты установят, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа.
В самом Анадыре сообщение о том, что самолет вылетел, получили только через час после крушения, хотя диспетчер вел переговоры с экипажем и знал, что борт находится в небе. Кроме того не была установлена связь между диспетчерской и самолетом при заходе на посадку.
Также выяснилось, что диспетчер никаких мер для контроля за полетом не предпринимал, радиопеленгатор не использовал, запросов экипажу о ходе полета не делал, радиопеленгатор ПВО для контроля за полетом после входа в зону диспетчерского контроля не использовал. Подобный метод руководства, как было установлено, использовался в АДС Анадырь повседневно.
Ли-2 с заводским номером 18435609 и серийным 356-09 был выпущен Ташкентским авиационным заводом 31 мая 1950 года. Авиалайнер получил бортовой номер СССР-Л5033 и был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое в свою очередь направило его в 194-й летный отряд в составе Магаданской авиагруппы Дальневосточного территориального управления гражданского воздушного флота.
В тот трагический полет отправились:
— проверяющий — пилот-инструктор Иван Кручинин;
— командир воздушного судна Степан Абрамян;
— второй пилот Анатолий Эдемский;
— бортмеханик Анатолий Уланов;
— бортрадист Леонид Александров.
Десятью годами ранее в районе этого же места крушение потерпел другой Ли-2. Экипаж из 37-го авиаотряда Якутского УГМС под командованием П. Брагина выполнял рейс из Анадыря в Уэлькаль, однако, спустя 15 минут после вылета при полете между Золотым хребтом и Ушканьими горами Ли-2 в 85 км от Анадыря врезался в гору и разрушился. Причиной катастрофы была названа грубая недисциплинированность командира экипажа Брагина, который выполнял полет между двух горных хребтов на очень малой высоте. Также Брагин периодически наблюдался в хулиганстве и пьянстве.
Также в этот день:
Началась первая геологическая конференция, в которой участвовало 160 делегатов, в том числе профессор А. К. Болдырев и академик С. С. Смирнов. Проходила с 9 по 14 декабря 1944 года.
Постановлением ЦК КПСС 9 декабря 1953 года утвержден состав бюро Магаданского обкома КПСС, созданного в качестве руководящего органа областной партийной организации. Первым секретарем назначен Абабков Тихон Иванович.
На базе птицефермы опытно-производственного хозяйства ЗНИИСХ СВ в поселке Ола 9 декабря 1976 года организована птицефабрика "Ольская" с производственным направлением — птицеводческое по производству мяса уток.
Первое заседание городского клуба молодых ученых и специалистов состоялось 9 декабря 1980 года.
Экспедиция "Советская Россия" 9 декабря 1982 года вышла из Нешкана и направилась к Мысу Шмидта.
Медико-санитарной часть открытого типа АО "Магаданрыбпром" (ныне — МУЗ Городская поликлиника № 3) открылась 9 декабря 1995 года.
___________
18+. Информационное агентство MagadanMedia (МагаданМедиа), регистрационный номер ИА № ФС 77 — 76865 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 01.10.2019