Жителям Владивостока, которые хотят научиться путешествовать, но никогда не покидали пределов родного города, необходимо начать с малого. Например, можно отправиться в близлежащий населенный пункт, а потом постепенно расширять границы своих путешествий. О том, как знания о мире помогают заработать, каким образом можно путешествовать безопасно, и почему далеко не все могут решиться на вольные странствия по миру, в эфире PrimаMediaLIVE рассказал российский путешественник, писатель, основатель и президент Академии вольных путешествий Антон Кротов.
- Как вам Владивосток, что понравилось, а что нет?
- Я люблю этот город. В свое время прожил здесь три месяца. Был такой проект "Дом для всех", когда мы снимали во Владивостоке квартиру и приглашали людей со всего мира пожить у нас какое-то время. Лет через 5 планирую еще приехать сюда еще раз.
Неудобными вещами для меня в приморской столице являются холод и ветер зимой. Но, это ежегодное, природное явление, бороться с этим бесполезно.
- Ваша жизнь —постоянное общение с огромным количеством людей. Не устаете? Не хочется иногда побыть одному?
- Ни разу не было такого, чтобы мой день проходил без присутствия каких-то людей. Хотелось бы попробовать погрузиться в одиночество, но пока дату не выбрал.
- Не опасно путешествовать в одиночку? Что посоветуете любителям подобного рода путешествий, и как обезопасить себя в дороге?
- Я думаю, что все безопасно, если не увлекаться средствами массовой дезинформации. Потому что страхи нагнетают пугливые журналисты, а люди своим собственным неправильным поведением себе же создают неудобства. Если не злоупотреблять алкоголем, не проявлять агрессию к другим людям, быть добрым человеком, не увлекаться дорогостоящими вещами и их демонстрацией, то будет все хорошо. Будьте добрыми и щедрыми, и все будет нормально в любой стране мира.
- Есть такая особенность у некоторых российских туристов, что они наплевательски относятся к традициям тех стран, куда приезжают, и ведут себя как дома. Это проблема российских туристов, путешественников?
- Это проблема резерваций, где накапливаются такого рода люди. Есть за границей туристические резервации, куда специально свозятся любители пакетного туризма из России. В ближайших с Россией странах такие места есть. В Турции, скажем, Анталия, в Египте — Хургада, Шарм-Аль-Шейх, в Китае - приграничные с нашей страной города. Люди приезжают туда выпить закусит, купить какое-нибудь барахло. Этим засорены, так называемые, туристические резервации. А так, в целом, российские туристы ничем не хуже туристов из Германии, Великобритании или другой страны. Так что, если в Китае создали такие резервации для наших "челноков", получают с этого доход, то и общаются с соответствующей публикой. А кто едет в дальние уголки какой-либо страны, как правило, это люди приличные.
- Вы изучаете традиции тех стран, в которые едете?
- Традиции почти везде одинаковые. Всюду есть добро и зло. И эти категории остаются в тех же определениях, что и были всегда. Нет ни одной страны, где добро и зло поменялись бы местами. Есть, конечно, некоторые специфические вещи, например, связанные с манерой одеваться. Где-то эта манера отличается большей долей консерватизма. Но, посмотрите, как у нас было примерно сотню лет назад и с пониманием отнеситесь к устоям той страны, куда вы едете.
- Сколько времени Вам потребовалось, чтобы заработать стартовый капитал, бросить учебу и начать путешествовать?
- Стартовый капитал как таковой не нужен. Нужно научиться путешествовать, начиная с небольших поездок. Чтобы далеко отправиться, нужно сначала съездить недалеко. Если кто-то из жителей Владивостока хочет отправиться в путешествие и никогда этого не делал, пускай, например, съездит в Артем, Находку и Славянку. Получилось съездить в эти пункты, можно дальше продвигаться в Хабаровск, Советскую гавань, Комсомольск-на-Амуре. Каждый может путешествовать с той суммой, которая у него сейчас есть в кармане, даже с долгами. Главное — желание. Примерно, один человек из тысячи склонен к путешествиям.
- Склонность к путешествиям, это интерес открытия для себя чего-то нового, либо это непостоянство?
- Я, например, очень постоянен, более постоянен, чем 99, 9% остальных людей. Мне просто интересно узнать окружающий мир и рассказать о нем людям. У меня такая профессия. Я путешествую, изучаю окружающий мир, фотографирую, пишу об этом книги, повести и организую разные интересные проекты.
- Какой самый сложный момент в принятии решения о начале свободных путешествий?
- Есть разные моменты. Кого-то одолевают страхи, порожденные СМИ, кто-то боится, что денег не хватит, некоторые опасаются инфекционных заболеваний и так далее. Но, еще раз повторюсь, не обязательно всем отправляться в путешествия, у каждого свое призвание и интересы. Кто этого действительно хочет, будет стремиться к этому.
- А если бы так случилось, что Вам пришлось остановиться и жить, допустим во Владивостоке, никуда не перемещаясь. Вас бы это не тяготило?
- Все что происходит - к лучшему. Спокойно бы жил, не тяготился этим. Писал бы книги и принимал гостей со всего мира.
- Этого бы хватило, чтобы познавать мир?
- Разумеется, хватило бы. Можно ведь придумать разные случаи, рассуждать о многих гипотетических ситуациях, но это все бесполезные рассуждения. Жить во Владивостоке можно, как я уже сказал, и быть очень хорошим человеком, не покидая его никогда.
- Вы в путешествиях фильтруете каким-то образом свои ощущения, отбрасываете в сторону неприятные моменты, эмоции?
- Смотря что называть неприятными вещами. Бывают мелкие трудности какие-то, но это даже интересно. Ну, например, проблемы, связанные с бюрократией в тех или иных местах. В этом случае просто заранее продумываешь какие-то ходы, способы ускорить некоторые процедуры. Как-то приходится жить с этим и минимизировать негатив, возникающий при столкновении с той или иной проблемой.
- С чего началась Академия вольных путешествий, какова была первоначальная идея и где можно получить знания?
- Знания можно получить от людей, из книг, из Интернета, на основании собственного опыта. Вот основные источники. Академия вольных путешествий — сообщество людей, которых интересует такой вид деятельности. В основном члены Академии живут в западной части России, скажем так, базируются там. Они активно путешествуют, их можно найти на любом континенте, кроме Антарктиды. Мы иногда собираемся.
У нас есть лесной слет Академии вольных путешествий, он проходит в начале июня в Подмосковье. Встречаемся, обмениваемся знаниями. Это не университет в смысле некоего здания или учреждения, это сообщество, где идет обмен информацией.
- А вы этим сообществом можете выехать куда-то заграницу, или чаще по одному путешествуете?
- По-разному бывает. Например, у нас был "Дом для всех" в Стамбуле. Там побывало 164 человека за два месяца. В подобном проекте в Каире участвовало более 50 человек. Прошлой зимой в Мехико было около 100 участников. Бывает, что гораздо меньше людей выезжает. Например, на Мадагаскар приехало человек 20.
- Как попасть в "Дом для всех"?
- Надо прочитать правила жизни в "Доме". Затем узнать, где в данный момент находится "Дом" и позвонить.
- Правила достаточно строгие в "Доме"?
- Конечно, строгие. Нельзя пьянствовать, курить и употреблять наркотики. В голом виде по дому ходить нельзя, если вы конечно не 3-летний ребенок. Глубокой ночью приходить нельзя, чтобы не мешать людям спать. Необходимо свою одежду содержать в чистоте, чтобы не доставлять другим жильцам неудобств неприятными запахами.
- Как жильцы соседних квартир относятся к тому, что такие большие потоки людей проходят через ваши дома за короткий промежуток времени?
- Плохо относятся. Не привыкли к многолюдью. Видимо, это связано с тем, что Россия -малонаселенная страна, и многие думают, надо жить всем по углам. К тому же, в других странах существует антисоциальное мышление, что надо жить более разреженно. Поэтому, если в одной квартире начинает жить много людей, большинство думает, что в этом есть что-то неправильное, вызывающее подозрение. Хотя это более эффективный способ проживания, коммерчески оправданный. Посуда, белье, техника — все используется рациональнее.
- Когда планируется следующий "Дом для всех" во Владивостоке?
- Во Владивостоке не будет повторяться этот проект. Я готов здесь пожить, но это будет уже какой-то другой проект.
- Откуда берете средства на перелеты?
- Использую средства от продажи книг. У каждого человека плоды его труда должны покрывать его расходы.
- Как Вы для себя определяете смысл собственной жизни?
- Смысл моей жизни заключается в просвещении людей.
- На скольких языках Вы говорите, и нет ли проблем с коммуникацией в разных странах?
- Помимо русского, говорю на английском, немного на арабском, фарси, индонезийском. Если остаюсь в какой-то стране на продолжительное время, то стараюсь освоить в каких-то объемах язык, на котором говорят ее жители. Если же поездка краткосрочная, то использую английский, всевозможные жесты, улыбки, картинки и другие средства общения. Проблемы с коммуникацией бывают в некоторых странах, где люди очень не похожи по менталитету, например, в Китае.
- Что необходимо, чтобы наладить коммуникацию с человеком из чужой страны, которого, Вы например, первый раз видите?
- Это зависит от обстоятельств, в какой обстановке вы с ними встретились, и что это за человек, какой профессии, например. Допустим, полицейский — это одно дело, торговец — другое. Третья ситуация, когда человек зовет вас в гости, или вы едете с ним в машине попутчиком. Какого-то универсального рецепта нет. Не получится сказать волшебное слово, чтобы разные люди сразу начали на вас одинаково доброжелательно реагировать. Поэтому, могу посоветовать пробовать, экспериментировать, учиться сначала общаться с земляками. Зовите к себе больше гостей. Потом постепенно научитесь общаться с представителями других национальностей и поймете, что не все так сложно, как кажется. Просто нет единого типового рецепта для всех.
- Родина по определению это что? Место, где родился, где комфортно, или, где хочешь завершить свой жизненный путь, например?
- Конечно, прежде всего, это место рождения. Но ситуации бывают разные. Например, человек родился не в очень удачном месте. Допустим, в каком-нибудь поселке на севере, где отключили отопление, а там - 50С зимой. Тундра, дров нет. Надо искать место для более комфортного проживания, перебираться в город. Лучше жить там, где твоя деятельность принесет наибольшую пользу. В таком месте лучше бывать как можно чаще.
- Вы человек аполитичный?
- Нет, я интересуюсь политикой. Во всяком случае, вынужден это делать, так как она влияет на нашу жизнь и дело, которым занимаемся. Я говорил уже о ситуации на Украине и, что от этого зависит место расположения нашего следующего "Дома для всех". Поэтому надо держать руку на пульсе. Например, в свое время мы собирались делать "Дом" в Сирии, но там возникли проблемы, переросшие в очень неблагоприятную для нас ситуацию. Пока вопрос остается открытым и непонятно, когда теперь можно будет вернуться к проекту в этой стране.
- Смотрели карту Ваших путешествий, обратили внимание, что Африка отмечена только в ее восточной части, а США совсем не присутствует. Есть какие-то предпочтения или нежелание ехать в ту или иную страну?
- Ну, восточная часть Африки ближе и удобнее для путешествий. До США пока просто не добрался в силу того, что далеко очень, да и времени пока не было. Через Америку проходит много интересных маршрутов. Думаю, что в течение ближайших пяти лет окажусь там, как минимум, два раза. Хочу, например, пожить в Нью-Йорке, потому что там есть небоскребы, мне интересно пожить на очень высоком этаже, чего я в своей жизни пока еще ни разу не делал.
- Комфорт для Вас важен?
- Да, но просто у меня другая градация комфорта. Кто-то, например, любит спать на кровати, на дорогих матрасах, или на перинах. Я люблю спать на полу. Для меня это привычно и удобно. Мне вполне удобно, когда дома нет телевизора, холодильника, кровати, нет другого мусора, занимающего пространство. А кому-то эти все агрегаты и устройства необходимы. У каждого свое понятие комфорта.
- Каким образом Вы свои впечатления от поездок перекладываете на бумагу? Как это происходит?
- У меня есть книги разных видов. Есть, например, повести о путешествиях, где я пишу так, как все происходило. В поездках стараюсь вести свой блог, по материалам которого с помощью редактирования я потом могу сделать книгу о какой-то конкретной поездке. Другого порядка работа происходит при составлении путеводителя. Я изучаю транспортные системы, удобство инфраструктуры, цены, национальный менталитет, местные традиции и обычаи, свойства людей, живущих в той или иной местности. Параллельно в работе находится несколько разных материалов, что-то продвигается быстрее, что-то ждет своего времени. Это можно сравнить с огородом. Что-то уже созрело, и ты отдаешь в работу, в типографию, а что-то, условно говоря, поросло сорняками и ждет своего часа, когда расчистишь поле и доведешь до ума задуманную идею.
- Больше нравится путешествовать по мегаполисам или по местам с дикой природой?
- Мне больше нравится там, где люди. Как у человека, родившегося в большом городе, у меня сохраняется любовь к мегаполисам. Я поездил по всяким диким местам, хожу в походы, в горы. Но все равно из любого похода хочется вернуться в город, потому что это более привычное место для жизни человека.