MagadanMedia, 28 ноября. Комитет Госдумы по природным ресурсам поддержал к первому чтению законопроект, предусматривающий запрет на приём драгоценных металлов в аффинаж, если в госсистеме учета отсутствуют данные, подтверждающие их происхождение. Если законопроект будет принят, он вступит в силу 1 сентября 2026 года, сообщает ИА MagadanMedia со ссылкой на Интерфакс.
Проект предлагает обязать аффинажные организации отказывать в переработке металлов, если сведения в государственной интегрированной информационной системе не позволяют установить прослеживаемость партии и убедиться в её легальности. Исключение составляют случаи, когда драгоценные металлы принадлежат собственнику или иному законному владельцу и не подлежат специальному учёту.
В заключении проекта отмечается, что проверка наличия лицензии на пользование недрами и отражение этих данных в госсистеме ГИИС ДМДК станет ключевым механизмом контроля за законностью происхождения сырья.
При этом депутаты обращают внимание на ситуации, когда незаконная добыча маскируется под работы по лицензиям, выданным только для геологического изучения. Комитет рекомендует учитывать этот аспект в нормативных актах, которые определят порядок проверки партий драгметаллов через ГИИС ДМДК.

Слитки, выплавленные на КАЗ. Фото: ПМО
К слову, Магаданская область имеет богатую историю промышленного аффинажа. В 1998 году был построен Колымский аффинажный завод. Его проектная производительность опережала показатели других предприятий региона: ежегодно выпускалось 40–50 тонн золота пробы "9999" и 120–150 тонн серебра пробы "9995".
В 2001–2004 годах на заводе были введены в эксплуатацию цех мерных слитков и цех аффинажа серебра. Производственные мощности оснащались оборудованием из США, Великобритании и России, а технологии разрабатывались совместно со специалистами Intertech Corp (США) и Иргиредмета (Россия).
Применение хлорирования расплава и прямого осаждения чистого шлама без электролиза позволило эффективно перерабатывать как высокосортное, так и низкосортное сырьё, включая промпродукты аффинажа.
В 2004 году предприятие вошло в перечень поставщиков золота "Good Delivery" Лондонской ассоциации рынка слитков, а в 2005 году получило допуск по серебру. К концу 2000-х производительность достигала 55–60 тонн золота и до 500 тонн серебра ежегодно. За 16 лет работы завод переработал более 400 тонн золота и двух тысяч тонн серебра.
В 2013 году на предприятии была выявлена "недостача" драгоценных металлов — более двух тонн золота и 17 тонн серебра. По данным следствия, ущерб понесли около сорока недропользователей. Проверка управления ФСБ по Магаданской области установила, что недостача образовалась из-за неэффективных решений руководства при исполнении договора на переработку сырья: начиная с 2008 года завод отгружал металл в объёмах, превышающих его реальное содержание в поставляемых партиях. Расследование завершилось в 2016 году, бывшему генеральному директору было предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями.
"Аффинажный завод — это была афера. Предыдущий завод не принёс экономике области ничего, кроме проблем. Все помнят, чем закончилась его работа — исчезли почти 2 тонны золота и 12 тонн серебра. Это было фактически разворовывание.
Кроме того, это решение изначально было экономически необоснованным. Один из бывших губернаторов продавливал строительство аффинажного завода — но это было волевое, безграмотное решение. В России и так есть несколько крупных аффинажных предприятий, загрузка их чуть более 60%. Строить новый завод в регионе, где ресурсная база есть, но себестоимость высока, — неправильно.
Сегодня мы сдаём металл в центральные регионы — кто на Приокский завод, кто на Красноярский. Стоимость переработки там примерно в два раза ниже, чем была здесь. Извлечение металла — тоже выше. Все недропользователи довольны, система работает эффективно. А прежний завод — это пример того, как выглядит профанация в чистом виде. И повторять ту же ошибку было бы просто недопустимо", — отметил депутат Магаданской областной Думы, золотопромышленник Александр Басанский.