Край земли: путешествие по маякам Магаданской области
В путешествие на край колымской земли приглашает читателей ИА MagadanMedia. Мыс Таран (западная точка полуострова Кони) и мыс Алевина (самая южная точка региона) — живописные места, которые отражают суровый характер области: обрывистые скалы, беспокойные волны Охотского моря, внезапно проявляющийся туман, который только добавляет очарование этим дальним уголкам Колымы. Как выглядят сейчас колыбели маяков и метеостанций — в материале MagadanMedia.
Мыс Таран
Тара́н — мыс на севере Охотского моря, на юго-востоке Тауйской губы, крайняя западная точка полуострова Кони. Мыс напоминает таран — конструкцию в нижней части носа боевого корабля. Образующие мыс скалы имеют крутые обрывистые склоны. Включён в состав Ольского участка Магаданского заповедника. Маяк Таран предназначен для обеспечения мореплавания в Тауйской губе на подходе к бухте Нагаева и порту Магадан и в проливе между полуостровом Кони и островом Завьялова.
На мысе находится одноимённый маяк высотой 14,91 метра, построенный в 1958 году. Маяк Таран установлен на крутом склоне скалы. Возле него расположено несколько жилых домов. Образующие мыс скалы имеют крутые обрывистые склоны. Потребовалось большое мастерство проектировщиков и строителей для возведения маяка в исключительно сложных условиях и требуется большое мужество служащих маяка для несения вахты в очень тяжёлой и опасной обстановке.
Штатный номер маяка Таран по книге "Огни и знаки Тихоокеанского побережья России" — № 3035. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней — № М 8015. Ближайшие маяки: маяк Чирикова в расстоянии 29 миль (54 км) и маяк Алевина — 17,5 мили (32,5 км). Дорог нет, передвижение только морем или по воздуху.
Впервые обследовал и детально описал северный берег Охотского моря в 1743 — 1744 годах участник Великой Северной экспедиции В.И Беринга мичман Василий Андреевич Хметевский с помощником Андреем Шагановым.
Маяк построила подрядная строительная экспедиционная организация в/ч 72010 Дальвоенморстроя. Работами руководили инженер-подполковник П.Г.Тростин, инженер-майор А.И.Шершенев, инженер-капитан Антошин, прорабы Бендюрин и И.И.Данилевич. Маяк был принят в эксплуатацию 29 сентября 1958 года.
Маячное техническое здание имело систему водяного отопления с водогрейным котелком марки ВНИИСТО. Сначала его топили дровами и углём, а позднее перешли на дизельное топливо. Воду собирали с крыши. Других источников пресной воды вблизи здания не было. Уборная с выгребом была вне здания. Освещается здание электричеством.
На ровной прибрежной площадке построены два одинаковых кирпичных 2-квартирных жилых дома. В каждой квартире по три жилые комнаты, кухня, кладовые. Освещение электрическое, отопление печное, вода из железобетонного резервуара, который наполняется водой с крыш. Уборная с выгребом вне дома. Там же баня, склад маячного имущества и хозяйственный сарай.
При открытии действия маяка для перевозки грузов было лошадь с телегой и санями. Позднее для этой цели дали трактор ДТ-54.
Маяк расположен в месте встречи морских течений и воздушных потоков, что придаёт природным явлениям характер стихийных бедствий. 21 — 23 октября 1972 года штормовым ветром были выбиты стёкла в фонарном сооружении, а оно самоё было деформировано, треснули сварные швы. С обоих жилых домов была сорвана железная кровля полностью, а с маячного технического здания и складов — частично. Летом 1973 года 122 СМУ под руководством майора — инженера В.И.Стратовича отремонтировало все здания маяка. 25 — 27 ноября 1973 года штормовым ветром были снова выбиты стёкла фонарного сооружения. На следующий год стёкла были вставлены за счёт имевшихся в запасе.
Начальником маяка в 1963-1967 годах был ветеран гидрографической службы ТОФ Владимир Григорьевич Столяров, под руководством которого коллектив маяка получал звание "Лучший маяк флота" и занимал первое — второе место в соцсоревновании. Труд В.Г.Столярова был отмечен высшей наградой — Орденом Ленина.
Мыс Алевина
Мыс Але́вина — мыс на севере Охотского моря на выходе из Тауйской губы в юго-западной части полуострова Кони. Крайняя южная точка Магаданской области. Длинный и узкий мыс с плоской площадкой, на которой в 1959 году установили бело-чёрный маяк. Маяк обеспечивает плавание судов на походе к порту Магадан. Также на мысе действует метеостанция. Мыс известен большими скоплениями тюленей.
Современное название по своей структуре может относиться к русской фамилии Алевин, но по историческим источникам это не подтверждается. Якоб Линденау в "Описании путешествия из Охотска до Ямского острога" в 1742 году называет его Олавинский мыс, что, возможно, является адаптацией корякского Оллавинаӈ. С учётом того, что диалект охотских коряков был "окающим", то по-общекорякски это будет Ыллавинаӈ, что означает "матушка", "большая мать".
На северной стороне мыса в возвышенной тундре севернее озера в 1946 году Алексеем Окладниковым обнаружены остатки девяти полуподземных жилищ — высоких холмов с углублением посредине. Собранный материал — каменные и костяные орудия — одновременен материалу поселения Атарган.
Американские китобойные суда охотились на гренландских и серых китов у берегов мыса в 1852—1866 годах. 12 июля 1851 года на скалах примерно в двух милях к востоку от мыса во время тумана потерпел крушение 339-тонный американский корабль "Хокуа". Его экипаж был найден на берегу двумя неделями позже кораблём "Кантон", который также спас часть китового жира, оставшегося на борту затонувшего судна.
Штатный номер маяка по книге "Огни и знаки Тихоокеанского побережья России" — 3035. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней — М 8021. Маяк построен 635 экспедиционным военно-морским строительством, которое в послевоенные годы построило целый ряд маяков и навигационных знаков на побережье и островах северной части Охотского моря, Берингова моря и Тихого океана. Строительство маяка началось в 1956 году. Маяк принят в эксплуатацию 25 декабря 1958 года. Стоимость строительства маяка в ценах 1954 года — 261,3 тысячи рублей. Первым начальником маяка был Артемьев.
Из-за отсутствия естественных источников воды построены два бетонных резервуара ёмкостью по 50 кубических метров для сбора дождевой воды с крыш маячно-технического здания и двух жилых домов маяка в летний период. Зимой воду получают, растапливая снег. Для постоянно обслуживающего персонала маяка построены два кирпичных 2-квартирных жилых дома, а также баня и уборная. В жилых домах печи и кухонные плиты отапливаются углём и дровами.
Для подвоза грузов от места разгрузки с рейдовых плавсредств у береговой черты до маяка проложена грунтовая дорога длиной 500 метров. Первоначально грузовым транспортом были две лошади, которых позднее заменил трактор ДТ-75.


































