Здесь располагался центр Эльгенского угольного района — посёлок Эльген-Уголь
Фото: kolymastory.ru

История Колымы: Эльгенский угольный район (1936–1940 годы)

Совместный проект краеведа Василия Образцова и MagadanMedia

Василий Образцов уже давно пишет о Колыме и Магадане, о событиях и людях, повлиявших на историю региона. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина — Магадан" — новый взгляд на родные места.

В 1932 году при производстве геологической съёмки в бассейне рек Лагтыхтах и Эльген геологами Л.А. Снятковым и П.И. Скорняковым в обрывистом берегу небольшой речки Средний Эльген были найдены выходы пластов бурого угля.

Из статьи В. Щербинина "‎Первому трудно, но почётно…", опубликованной в "Северной правде" 11 сентября 1992 года: "‎…Что же касается буро-угольных эльгенских каменных углей, то Леонид Авенирович тщательно обследовал вышедшие на поверхность земли его пласты… Они были годны к эксплуатации… Вскоре заработали эксплуатационные шахты по добыче эльгенских каменноугольных месторождений".

Руководство Дальстроя, понимая важность этого месторождения в создании топливно-энергетической базы центральных районов Колымы, направило в этот район несколько поисковых и разведочных партий.

Для выявления промышленной ценности месторождения в 1934 году руководством Дальстроя была создана специальная геолого-поисковая партия под руководством В.И. Нелидова. Это была первая геологическая партия, занимавшаяся поисками и изучением угольного месторождения.

В августе 1934 года была пройдена первая горная выработка — штольня № 1. Но первые выводы о промышленном значении эльгенского угля были отрицательные, так как найденные пласты были маломощные.

Однако разведка угольного месторождения была продолжена и в 1935 году геологи нашли пласты рабочей мощности, по одному из которых была пройдена шахта № 1.

В последующие годы на центральном участке месторождения угля было заложено ещё несколько шахт. Постепенно на берегу таёжной реки возник шахтёрский посёлок Эльген-Уголь.

1936 год

В течение 1935–1936 годов геолого-разведочные работы на Эльгенском месторождении были продолжены, причём изучались более широкие площади в бассейнах рек Правый, Средний и Левый Эльген. В результате многочисленных обследований месторождение было признано перспективным для разведки и эксплуатации, его запасы предварительно оценивались в 13,4 миллионов тонн угля.

В 1936 году была построена локомобильная электростанция, которая обеспечивала энергией угольные шахты и посёлок Эльген-Уголь. 

На Эльгенском угольном месторождении в 1936 году была добыта первая тысяча тонн бурого угля.

1938 год
В ноябре 1938 года была закончена детальная разведка угольного месторождения, расположенного на площади в два квадратных километра на участке № 1, богатого углем.

В ближайших планах разведчиков было завершение изысканий и передача участков в эксплуатацию.

Благодаря успешной работе геологов, разведанные запасы Эльгенского месторождения бурых углей в 1938 году оценивались уже в 17 миллионов тонн.

1938 год

В ноябре 1938 года была закончена детальная разведка угольного месторождения, расположенного на площади в два квадратных километра на участке № 1, богатого углем.

В ближайших планах разведчиков было завершение изысканий и передача участков в эксплуатацию.

Благодаря успешной работе геологов, разведанные запасы Эльгенского месторождения бурых углей в 1938 году оценивались уже в 17 миллионов тонн.

1939 год

Освоение угольных пластов и нехватка оборудования

В апреле 1939 года полным ходом шли нарезные работы на пласте "Пробном", но запасы верхней свиты не могли удовлетворить потребности добычи угля.

По сравнению с "Пробным" пласт "Мощный" был куда предпочтительней. Как показало бурение и пробы, пласт "Мощный" мог дать хорошую выработку и был в достаточной мере выдержанным.

Однако приступить к систематической разработке залежей коллектив работников угольного Эльгена был не в состоянии по ряду причин.

Управление дорожного строительства к началу апреля 1939 года так и не закончило прокладку автомобильной дороги к шахтам.

Очистные работы пласта "Пробного" можно было начать ещё 1 марта, но выдавать этот уголь на-гора поверхность не имело смысла, так как он под влиянием солнечных лучей превращался в порошок и, кроме того, обладал способностью самовозгораться на воздухе.

Отсутствие электроэнергии также тормозило развёртывание работ по добыче. Угольщикам для обеспечения работ электроэнергией необходим был ещё один локомобиль мощностью в 330 лошадиных сил и 250-киловаттный генератор.

Руководители СГПУ по приказу Главного управления Дальстроя должны были до 1 мая удовлетворить все годовые заявки "Эльгенугля". Но несмотря на приближение распутицы, ни один из затребованных грузов получен не был.

Не хватало рабочей силы и инструмента. Управление "Дальстройуголь" было обязано направить в Эльген специалиста по оборудованию, но он так и не прибыл.

В апреле 1939 года главным инженером "Эльгенугля" был А. Чутченко.

Декабрь

Крупными успехами на производстве встречали в декабре 1939 года день выборов в местные Советы шахтёры Эльгенского угольного района.

Размах работ в угольном районе увеличивался с каждым днём. В конце декабря строительные рабочие были заняты на переноске на новые объекты трёх буровых вышек, которые вскоре должны были вступить в строй.

Инженерно-технические работники района вместе с главным инженером разрабатывали график цикличных работ. Шахтёры Эльгенугля взяли на себя обязательства выполнить годовой план горных работ досрочно — к 24 декабря. 

В декабре 1939 года главным инженером Эльгенского угольного района был Жиленко.

Проходка шахты "Левый Эльген"

Выполнение суточных заданий по проходке горных выработок в декабре 1939 года в шахте "Левый Эльген" ежедневно составляло 117–120%. Хорошо работал в шахте участок № 1, под руководством Бондаренко. В среднем план по уходке на этом участке выполнялся на 120–125%.

Не отставал и участок № 2 (начальник Зеленкин). Шахтёры участка выполняли ежедневные задания по проходке на 110–115%.

1940 год

Митинг в районе и новые обязательства

16 января 1940 года в Эльгенском угольном районе состоялся митинг, на котором шахтёры обсуждали призыв московских инструментальщиков выполнить третью сталинскую пятилетку по производительности труда в четыре года.

Митинг горняков превратился в деловое производственное совещание. Старший механик Колосов взял на себя обязательство в кратчайший срок привести в полный порядок всё механическое хозяйство района, поставив его на службу выполнения плана.

Трудящиеся Эльгенского района приняли резолюцию, в которой записали свои обязательства. Годовой план по горным работам они обязались выполнить досрочно — к 1 ноября, подняв при этом производительность труда на 20% по сравнению с фактической производительностью прошлого года. Кроме того, горняки Эльгенугля дали обещание давать не менее 2 циклов, с уходкой за один цикл 1,1 погонного метра по подготовительным работам и не менее одного цикла по очистным работам.

Горняки также приняли решение сократить число рабочей силы на буровых работах на 25%, а задания выполнять за счёт правильной расстановки людей и внедрения механизации. Рабочие механического цеха обязались сэкономить 10% горючих и смазочных материалов.

Уже 17 января горняки выполнили суточное задание по уходке в шахте "Левый Эльген", при значительной нехватке людей, на 134% с производительностью труда в 145%. Производительность труда забойщиков Оленичева и Птицына составила 180%.

Грустные итоги января

Несмотря на принятые обязательства и ударную работу, план января по горным работам Эльгенским угольным районом выполнен не был.

Этому помешали нехватка рабочей силы, недостаток оборудования и, главным образом, вагонеток. Кроме того, буровые вышки большую часть времени были в переноске и сборке. 

Успехи бурильщиков

В первых числах февраля Эльгенуголь получил недостающие вагонетки, и выполнение плана значительно возросло.

Соревнуясь, рабочие буровых вышек достигли значительных результатов. Буровые вышки №№ 110 и 111 были перенесены и собраны в рекордно короткий срок, на эту работу ушло всего 2 дня вместо 10 по плану. К середине февраля на этих вышках суточные задания по бурению выполнялись на 110—115%.

Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих Эльгенского района дал слово выполнить февральское задание по буровым и шахтным работам досрочно — к 24 февраля.

24 февраля хорошие производственные показатели в работе показали бурильщики вышки № 109. Смена, которой руководил старший буровой мастер Веретенников, выполнила дневное задание по колонковому бурению на 140%. Скважина за смену углублена на 5 метров при задании в 3,6 метра.

Шахтное строительство. Ударный февраль

Начиная со второй половины февраля на Эльгенугле развернулось шахтное строительство. Готовясь к встрече XXII годовщины РККА и ВМФ и шестой Колымской партконференции, угольщики района заложили три новых шахты, которые уже в 1940 году должны были дать уголь.

На горно-подготовительных работах, коллектив участка № 2, которым руководил старый угольщик Кузбасса Зеленкин, ежедневно перевыполнял план по углубке. Так, 20 февраля в шахте № 12 задание было выполнено на 147%, при производительности труда 135%.

По-стахановски работали на зарезке шахты угольщики Птицын, Оленичев, Лазарев и Ткаченко. 20 февраля в честь дня Красной армии они добились рекордных показателей: имея задание по уходке в полтора метра, они дали 4,5 метра, выполнив план на 300%.

24 февраля участок № 2 выполнил суточное задание по горным работам на 157%, при производительности труда 216%.

В этот же день успешно работали угольщики "Стрелки" и "№8 — Северный". Здесь звено Оленичева, имея задание по уходке в 1,55 метра, дало выработку в два с половиной раза больше. Стахановцы звена выполнили производственные нормы на 258%.

Открытие VI Колымской партийной конференции (25 февраля 1940 года) участок № 2, где были сосредоточены, главным образом, нарезные работы и строительство новых шахт, отметил выполнением суточного задания на 145% процентов. Производительность труда на шахте № 12 составила 197%. 

Забойщики штрека "№ 8 — Северный" Оленичев и Птицын 25 февраля повторили рекордную выработку, дав в этот день 260% сменного задания.

27 февраля участок № 2 выполнил суточное задание уже на 151% при производительности труда 198%. Отвечая на вызов стахановцев участка № 2, коллектив первогоучастка решил организовать скоростную проходку штрека "№ 9-А — Южный". 27 февраля горняки этого штрека под руководством Бондаренко, работая по скоростному графику, суточное задание выполнили на 120%.

Проблемы транспорта

В феврале 1939 года в Эльгенском угольном районе вопрос с транспортом оставался одним из самых наболевших. Трактор угольного района практически ежедневно выходил из строя. И доставка продовольствия, фуража и техники падала, главным образом, на конный транспорт. Но 12 лошадей, работающих на линиях Усть-Утиная — Эльгенуголь и Нижний Сеймчан — Эльгенуголь, едва успевали завозить сено и овёс. С наступлением тёплой погоды всякая связь с Эльгенуглем должна была прекратится.

Дорога Эльген-Уголь — Юрты

Эльгенский угольный район располагался в 35 километрах от предприятий Юго-Западного горнопромышленного управления, их разделял высокий горный перевал и бездорожье тайги.

Для возможности своевременного получения эльгенского угля в нужных объёмах предприятиями ЮЗГПУ было необходимо построить круглогодичную автодорогу до Эльген-Угля.

Летом 1940 года руководство Дальстроя дало задание Управлению дорожного строительства (УДС) произвести изыскания для постройки автомобильной дороги от Эльгенугля к приискам и рудникам Юго-Запада.

Во второй половине сентября 1940 года изыскательская партия инженера-дорожника Федоренко закончила свои работы по выбору места для будущей автотрассы.

По предложению изыскателей, путь к эльгенским углям должен был начаться от посёлка Юрты и пройти на протяжении 5 километров по косогору, а затем выйти на высокое горное плато. Здесь трасса должна была проходить 11 километров, после чего спустится в долину речек Эльген и Судар.

Коллектив Сеймчанского дорожностроительного участка получил задание — дать проезд для автомашин от Юрты до Эльгенугля в 1940 году.

В интервью журналисту газеты начальник дорожного участка Иванов, сообщил, что дорожники в конце сентября начнут подготовительные работы по устройству зимника. На протяжении 35 километров по линии будущей трассы было запланировано строительство 5 небольших посёлков.

Узнав об обращении Главного и Политического управлений Дальстроя, призывающем развернуть предоктябрьское социалистическое соревнование, дорожники обязались в рекордно короткий срок 35—40 дней дать автопроезд от Лазовской трассы к Эльгенуглю. По новой дороге протяжением в 42 километра в подарок горнякам Юго-Запада 7 ноября должна была быть доставлена первая партия эльгенского угля.

Соревнуясь между собой, колонны дорожников старались подготовить к приближающемуся празднику достойный подарок. 25 октября дорожники одержали первую победу — в этот день они дали проезд от шахт Эльгенугля к посёлку Юрты. В тот же день по новой трассе прошла первая автомашина с эльгенским для Чапаевской центральной электростанции.

Культурно-бытовое строительство

К концу 1940 года во всех трёх угольных районах Дальстройугля развернулось культурно-бытовое строительство.

В Эльгенском угольном районе было закончено строительство клуба-столовой и двухквартирного дома. В декабре планировалось сдать в эксплуатацию четырёхквартирный дом, локомобильную электростанцию и помещение новой амбулатории.

Уголь Лаглыхтаха

В 1940 году геологоразведка продолжала работы по поиску новых угольных месторождений. Разведочные работы велись в районе Лаглыхтаха, Нижнего Сеймчана и Сударя. В районе Лаглыхтаха были обнаружены выходы угля и заложена разведочная штольня. 

По итогам года

С 1934 года по 1940 год Эльгенский угольный район по существу находился в стадии разведки, и только в 1940 году были начаты эксплуатационные работы по группе маломощных пластов.

В 1940 году был принят в эксплуатацию Эльгенский угольный район в составе Дальстройугля.

За 1940 года на Эльгенском месторождении было добыто 5,4 тысячи тонн угля.

В 1941 году в Эльгенском угольном районе планировалась закладка нескольких новых шахт.

 
Продолжение следует...

_________________________

Были использованы материалы статей Инны Грибановой, Александра Навасардова и газет "Советская Колыма", "Магаданская правда", "Красный горняк", "Северная правда", "Сеймчанская правда", "Металл Родине", а также документы архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области, Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина и Сеймчанского краеведческого музея.

Анатолию Ивановичу Широкову низкий поклон за материалы, помощь и содействие в работе.

_________________________

Уважаемые старожилы Колымы, хочу обратиться к Вам с просьбой — если у вас в домашних архивах сохранились фотографии, документы времён Дальстроя, может у кого-то сохранились воспоминания, заметки и записи родителей о жизни тех лет — если вам не жалко, приму в дар с огромной благодарностью электронные копии для работы по истории Магаданской области для сайта "Моя родина — Магадан". Буду признателен Вам за любую помощь в этой работе.
Василий Образцов.

93090
Общество

Электронный ресурс (Сайт) использует cookies и метрические программы. Продолжая посещение настоящего сайта, пользователь соглашается на смешанную обработку, сбор, использование, хранение, уточнение (обновление, изменение), обезличивание, блокирование, уничтожение своих персональных данных владельцем Электронного ресурса в соответствии с Политикой обработки персональных данных и Согласием на обработку персональных данных Пользователей.
На сайте используются рекомендательные технологии