Фото: GigaChat (12+) от Сбера
Подпускал вплотную и бил наверняка: как пулеметчик Клименко из Зимы противостоял фашистам
События Победного 1945 года по материалам очерков и заметок того времени - в материалах ИА IrkutskMedia
Много славных примеров героизма проявляли солдаты на фронтах Великой Отечественной войны. В 1945 году многие из них получали награды и ордена за свои подвиги. Одним из таких был молодой крепкий сибиряк Сергей Васильевич Клименко, который особенно отличился при освобождении Польши в 1944 году, но узнали о его храбром поступке из газет лишь в марте 1945 года.
В годовщину Великой Победы ИА IrkutskMedia и все регионы присутствия партнерской сети PrimaMedia запустили проект "Вахта Победы". В нём мы рассказываем о событиях 80-летней давности по материалам очерков, воспоминаний и газет такого долгожданного 1945 года. В фокусе и боевая летопись, и работа тыла, и повседневный быт наших земляков.
Специальный выпуск (12+) Красноармейской газеты 38-й гвардейской стрелковой дивизии от 28 марта 1945 года "о подвиге пулеметчика Героя Советского Союза С.В. Клименко".
"Злобой налилось молодое горячее сердце"
Указом Президиума Верховного Совета СССР, опубликованном в газете "Красная Звезда" за 25 марта с. г., одному из наших славных гвардейцев — пулеметчику Сергею Васильевичу Клименко присвоено звание Героя Советского Союза.
Крепкий молодой сибиряк, 1925 года рождения, он пришел на фронт в 1944 году. Горячий патриот своей Родины, комсомолец Клименко быстро стал отличным пулеметчиком, передовым воином. В первых же боях он с честью оправдал звание гвардейца и вскоре был награжден медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги".
В ноябре 1944 году гвардии красноармеец Сергей Клименко был принят в члены большевистской партии, как отличившийся в боях. С тех пор он стал солдатским вожаком, всегда показывал пример высокого воинского мастерства, беззаветной храбрости и героизма в бою.
Вот один из ярких подвигов героя.
Успешно наступая, стрелковое подразделение офицера Щеглакова выбило гитлеровцев из населенного пункта и закрепилось на высотке. Гвардейцы быстро окопались, проверили оружие и боеприпасы.
Пулеметный расчет гвардии красноармейца Сергея Клименко, пользуясь временной передышкой, почистил свой "максим", набил патронами порожние ленты, наполнил фляги водой.
Но недолго длилось затишье. Противник, озлобленный неудачей, попытался вернуть потерянные позиции.
Превосходящие силы врага — свыше 300 немцев и более 20 танков — пошли в контратаку. — Ну, Орлов, держись, — сказал Клименко своему напарнику, — денек будет жаркий. Успевай готовить ленты.
Первая контратака началась ровно в полдень. Нещадно палило солнце. Накаленное огнем и солнцем оружие обжигало руки. Пулеметчики, находившиеся на фланге, с нетерпением ждали команды открыть огонь.
Все ближе и ближе подходили фашистские цепи, противно лязгали гусеницами тяжелые танки. Немцы вели на ходу беспорядочную стрельбу. "Вот они, проклятые убийцы женщин и детей",— подумал комсомолец Сергей Клименко. И неугасимой злобой налилось его горячее молодое сердце.
Когда раздалась команда "огонь!", до гитлеровцев было всего 100 метров. Охваченный яростью, Клименко дал длинную прицельную очередь, отсекая фланговым огнем немецкую пехоту от танков. С радостью увидели пулеметчики, как одна за другой падали на землю зеленые фигуры. Несколько лент выпустил командир расчета, прижав к земле всех фрицев.
Пять "тигров", стреляя из пушек и пулеметов, медленно проползли мимо окопа пулеметчиков.
— Есть возможность отличиться,— крикнул Клименко.— Этих зверей я еще не бил.
С этими словами он ловко бросил противотанковую гранату в ходовую часть машины. Гусеница разлетелась, танк беспомощно остановился и тут же был подожжен снарядом нашей самоходной пушки.
Два раза вражеские танки проходили рядом с окопами пулеметчиков. Но отрезанные от своей пехоты метким огнем гвардейцев, "тигры" возвращались назад.
Расчет Клименко сменил огневую позицию и продолжал отражать одну контратаку немцев за другой. Кочуя с "максимом" вдоль линии нашей обороны, Клименко сдерживал натиск противника, отсекал его от танков не давал просочиться сквозь свои боевые порядки. Он бил только наверняка, подпуская немцев на 25-30 метров.
Во время отражения четвертой контратаки Клименко был ранен в руку. Но и тогда гвардеец не бросил пулемет. Превозмогая боль, он посылал в гитлеровцев смертоносные очереди.
Вывело из строя пулеметчика Орлова. Дрожащими, обессиленными руками Клименко заправил последнюю ленту. Снова заговорил "максим", снова падают на землю сраженные немцы.
Клименко ранило второй раз. Он потерял сознание. Артиллеристы положили его на самоходную пушку и увезли с поля боя.
— Вот это настоящий гвардеец, — говорили о Клименко самоходчики. — Он стоял насмерть, но не пропустил врага.
В неравном бою герой-пулеметчик в течение восьми часов отбил семь ожесточенных контратак, подбил вражеский танк, уничтожил до 130 немецких солдат и офицеров.
Слава герою-гвардейцу Сергею Клименко!".
На этом заканчивается заметка военной газеты.
Сергей Васильевич восстановился после ранения, полученного в ходе летнего боя 1944 года, и вновь встал в ряды Красной Армии.
21 января 1945 года под крепостью Бромберг (Польша) пулемётчик Клименко был смертельно ранен в ожесточённом бою на ближних подступах к городу.
В Зиме в его честь названа улица и его имя носит школа, также имя Героя высечено на мемориале в городе Иркутске. На родине Героя в селе Зозов установлена мемориальная доска. Приказом министра обороны СССР от 8 мая 1965 года гвардии старший сержант Герой Советского Союза С. В. Клименко был навечно зачислен в списки первой мотострелковой части, где он служил.

События Победного 1945 года по материалам очерков и заметок того времени — в материалах ИА IrkutskMedia