На заседании Государственной Думы 5 марта прошел "правительственный час" на тему кадрового обеспечения медицинских и образовательных организаций. Участники обсудили причины нехватки медиков и учителей, а также меры для преодоления кадрового дефицита, повышения престижа и качества подготовки необходимых обществу профессий. В формате видеоконференцсвязи к мероприятию присоединились региональные органы власти. От Магаданской области — первый заместитель Председателя колымского заксобрания, глава комитета по социальной политике Андрей Зыков, министр здравоохранения и демографической политики Колымы Александр Витько, министр труда и социальной политики региона Сергей Кучеренко, и.о. министра образования Магаданской области Ирина Горностаева, сообщили ИА MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Информацию о сложившейся в стране кадровой ситуации представили заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, Министр здравоохранения Михаил Мурашко, Министр просвещения Сергей Кравцов, Министр образования и науки Валерий Фальков.
По данным 2024 года дефицит врачей в стране составлял более 23,3 тыс. человек, среднего медперсонала — 63,5 тыс. человек. По словам Министра здравоохранения России, условия труда и доступ врача к современным технологиям — ключевой фактор выбора места работы и удержания специалистов. В рамках национального проекта "Здравоохранение" в стране создано свыше 6 тыс. медицинских объектов первичного звена, 17 онкологических диспансеров, 21 детская больница, капитально отремонтировано более 5,9 тыс. зданий, переоснащено 653 региональных сосудистых центра и первичных сосудистых отделений.
Здравоохранение — лидер по использованию инструмента целевого обучения: каждое второе заявление по направлению приходит от поступающих на медицинские специальности. Сегодня подготовка врачей осуществляется в 139 российских вузах в 75 регионах, конкурс на медицинские специальности составляет более 10 человек на место. Подготовка среднего медицинского персонала ведется в 646 учреждениях. С 2019 года прием на специалитет увеличен на 7 тысяч мест, в ординатору — почти на 20 тысяч бюджетных мест.
"Благодаря поручению Президента сегодня увеличивается прием на бюджетные места. Но что нас волнует прежде всего, кроме повышения объемов выпуска? Важно не нести воду в решете и довести всех этих выпускников до места работы после получения диплома", — подчеркнул Михаил Мурашко. В 2024 году из 8,8 тыс. выпускников-"целевиков" специалитета исполнили обязательства по трудоустройству 5,8 тыс. человек, в ординатуре — из 7,8 тыс. выпускников — 6,9 тыс. человек.
Мониторинг трудоустройства показывает, что занятость на второй год выпуска составляет порядка 70%, из них трудоустраивается по специальности 75%. Это один из самых высоких показателей по сравнению с другими направлениями подготовки. Но каждый четвертый при этом идет в смежные отрасли: спортивную медицину, фармакологию, медицинское страхование, индустрию красоты.
"Был озвучен ряд предложений, касающихся развития практики целевого обучения, привлечения врачей на отдельные территории, стимулирования медиков. В частности, планируется, что абитуриенты, заключившие договор на целевое обучение, получат первоочередное право на зачисление в учреждения среднего профобразования. Разрабатывается на уровне Правительства РФ пилотный проект по оплате труда медиков — сегодня ситуация в регионах разнится в соответствии с возможностями территорий. Было также озвучено, что будет продолжена реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". Стоит отметить, что за 5 лет эти программы привлекли в небольшие населенные пункты России почти 72 тысячи медицинских работников: 58,6 тыс. врачей и 13,2 тыс. фельдшеров, акушерок и медсестер. В Магаданскую область за 10 лет по этим программам приехали 192 медика, из которых 151 врач", — прокомментировал Андрей Зыков.
Вице-спикер колымского парламента также отметил, что позитивно на качестве подготовки кадров в здравоохранении скажется вступивший в силу недавно запрет на получение профильного дистанционного образования.
Обсуждая кадровую ситуацию в образовании, статс-секретарь — заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов сообщил, что доля работников старше 50 лет в сфере образования сегодня составляет почти 43%: "Напомню, что и медицинские работники, и педагоги выходят на пенсию досрочно, что также необходимо учитывать при расчете кадровой потребности. Под влиянием всех этих факторов суммарная дополнительная потребность сферы образования составила свыше 480 тысяч работников. Речь идет об общей потребности отрасли, включая дошкольное, общее, дополнительное, среднее и высшее профессиональное образование".
Ежегодно для нужд сферы образования требуется готовить порядка 100 тысяч преподавателей, из них 40 тысяч — школьные учителя. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов высказался в поддержку законопроекта, которым предлагается осуществлять переподготовку педагогов и повышение их квалификации только в государственных организациях.
"У нас 15% учителей-предметников прошли переподготовку на другой профиль. В целом это нормальная статистика, другое дело — качество этой подготовки. Мы увидели, что право переподготовки учителей дается семи тысячам образовательных учреждений. Конечно, здесь нужно упорядочить и переходить к возможности государственного регулирования этой сферы", — сказал Сергей Кравцов.
Говоря о бюрократической нагрузке на педагогов, было отмечено, что с 1 марта определен перечень обязательных документов, которые должны вести воспитатели, учителя и преподаватели СПО: для учителя — 5 минимальных документов, для преподавателей колледжей — 6. Регионам предстоит обеспечить эффективную реализацию закона на местах, постоянный мониторинг соблюдения прав учителей.
Для решения кадровой проблемы в образовании продолжится увеличение объема финансирования и, соответственно, выплат по программе "Земский учитель" на Дальнем Востоке и в воссоединенных регионах. Кроме того, в рамках профориентационной работы в школах создано 9 тысяч профильных психолого-педагогических классов.
Также делается акцент на развитие наставничества. С 1 марта 2025 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые позволяют работодателям вводить выплаты за выполнение функций наставникам. Кабмин готовит рекомендации по реализации закона, чтобы уже с 1 сентября они могли быть реализованы.
Дмитрий Чернышенко сообщил, что в 2026 году планируется утвердить новую систему оплаты труда педагогов: "По поручению Президента России Правительство формирует сейчас новые отраслевые системы оплаты труда для того, чтобы устранить диспропорции. В 2026 году с учетом результатов пилотных проектов будет утверждена новая система оплаты труда". В формировании новой системы, по его словам, задействованы Минтруд, Минздрав, Минпросвещения, Минобрнауки.
Фото: пресс-служба Государственной Думы