В Магаданской области утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, сообщили ИА MagadanMedia в правительстве Магаданской области.
Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее— Федеральный закон № 498-ФЗ) в который Федеральным законом от 24 июля 2023 года № 377-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения.
Согласно внесенным поправкам, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право самостоятельно устанавливать законодательным актом порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, и определять перечень мероприятий при осуществлении такой деятельности.
В этой связи, 16 июля 2024 года на территории Магаданской области вступил в силу Закон Магаданской области от 05 июля 2024 года № 2919-ОЗ "О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Магаданской области" (далее— Порядок осуществления деятельности).
Положениями вышеуказанного закона, определен перечень мероприятий в соответствии с установленными нормами и принципами Федерального закона № 498-ФЗ и в первую очередь направлен на обеспечение безопасности и законных интересов граждан при обращении с животными, а также реализацию принципов гуманности и защиты животных.
При этом следует отметить, что приоритетным механизмом в области обращения с животными, согласно утвержденному Порядку осуществления деятельности остается метод ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск), что позволяет реализовать мероприятия по передаче животных без владельцев новым владельцам, частному/муниципальному приюту либо возвращать животных на прежние места обитания. Мероприятия по умерщвлению невостребованных животных без владельцев Порядком не предусмотрены.
Вместе с тем, Федеральным законом № 498-ФЗ предусмотрены случаи, когда умерщвление возможно в целях прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного.
Кроме того, в иных случаях, мероприятия по умерщвлению животных без владельцев возможны, если это обусловлено в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Как пояснил Конституционный Суд Российской Федерации (далее — КС РФ): "Перечисленные цели свидетельствуют о том, что животные без владельца — с учетом отсутствия постоянного надзора со стороны человека и нередко массового их скопления в местах его жизнедеятельности — объективно представляют более серьезную угрозу для охраняемых ценностей по сравнению с животными, которые имеют владельца или владелец которых известен. Этим предопределяется введение специальных правил осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, и федеральный законодатель обязан создавать в рамках своих полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов такую систему правил, которая бы в должной мере обеспечивала защиту личности и общества от указанной угрозы".
Именно поэтому, объявление экстраординарной ситуации и/или умерщвление животного в случае установления и подтверждения факта нападения на человека являются теми исключительными мерами, которые в случае исходящих от животного угроз, субъект обязан принять для обеспечения защиты граждан.
При этом следует отметить, что для принятия решения по умерщвлению животного необходимо соблюсти ряд процедур, организовать сбор сведений, указывающих и доказывающих причастность животного к нападению, причинившего вред здоровью и жизни на основании медицинского заключения и обращения самих граждан.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание правовую позицию КС РФ, что — " мера по умерщвлению животных без владельцах в случаях, когда это обусловлено необходимостью предотвращения исходящих от конкретного животного угроз, вызванных рисками распространения им опасной для человека или других животных болезни либо подтверждаемых совершенным им нападением на человека или проявлением им немотивированной агрессивности, то такое регулирование не может расцениваться как неприемлемое, не отвечающее требованиям необходимости и соразмерности. Оно не может быть поставлено под сомнение с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации, с учетом того, что оно обеспечивает прежде всего защиту человека, его прав и свобод, признаваемых высшей ценностью, определяющей смысл, содержание и применение законов" принятый Порядок по осуществлению деятельности не противоречит нормам Конституции Российской Федерации и осуществляется в рамках, закрепленных на уровне Федерального закона № 498-ФЗ.