Недавно Магаданский областной Театр кукол отпраздновал юбилей — 45 лет. Сейчас там активно готовятся к юбилейному вечеру и премьере спектакля "Океан" (12+), который пройдет 3 октября. Выступать перед детьми в Театре кукол и наращивать красивые реснички — всё это успевает совмещать артист-кукловод Магаданского областного Театра кукол Татьяна Скорик. В интервью ИА MagadanMedia она рассказала о сложностях работы с куклами, выступлениях с питоном Сережей в цирке и дополнительной работе на себя.
— Расскажите, почему вы решили стать актрисой и как попали в театр кукол?
— В 2021 году я переехала в Магадан и долго не могла найти работу — были ковидные ограничения. Мне хотелось, чтобы работа была творческой, связанной с культурой. Я ходила по городу, изучала его и увидела театр кукол, решила отправить туда свое резюме. Это было последнее место, куда я пришла, и главный режиссер Ирина Шаповалова пригласила меня посмотреть спектакли, чтобы я поняла, понравится ли мне. Она готова была взять меня на работу кукловодом, а также ставить танцы актерам и куклам. Мне всё понравилось, и так начался мой путь в качестве артиста-кукловода.
Выступления Татьяны Скорик. Елизавета Жарова
— Вы можете назвать отличия работы с куклами от работы на обычной сцене?
— У меня была практика работы на цирковом манеже. Работа в театре кукол — это совершенно другое.
Нам нужно через куклу передать энергетику, эмоции, нужно "оживить", окрасить ее, передать возраст персонажа, его характер. Мы работаем не с живым планом, как в театре на сцене, а через ширму, поэтому нужно постараться сделать так, чтобы зрителю было интересно наблюдать за куклой, чтобы спектакль и персонаж запомнились.
— Что самое сложное для вас в профессии?
— Раньше, когда я только начинала, было тяжело расслабиться, получать удовольствие от процесса. А детки должны обязательно чувствовать эту энергетику радости и счастья. Нельзя быть напряженным, потому что все это сразу считывается. Нас учили расслабляться и через игру делать красивый спектакль. Также у меня был тихий голос, я с ним много работала. Как и каждый в нашем театре, я со временем стала опытней, и теперь могу придумывать какие-то свои фишки.
Многие обесценивают работу кукловода, считают, что управлять куклой легко. Мы даже проводим мастер-классы, предлагаем подержать руку с куклой на весу. Это очень тяжелый труд.
— Вы идентифицируете себя с куклой, которой вы играете? Насколько вам близки персонажи?
— Чтобы маленький зритель поверил, нужно максимально вжиться в роль. Я всегда думаю над своим персонажем, придумываю ему эмоции, чтобы зритель верил в то, что сейчас перед ним находится тот или иной персонаж. Во время спектакля нужно отстраниться от внешнего и сосредоточиться на игре, на сцене, на персонаже.
— Какие эмоции вы испытываете, когда "оживляете" куклу?
— Мы всегда должны быть заряжены, счастливы, неважно, что происходит в личной жизни, на сцене ты должен показывать позитивные эмоции, дарить радость. На 40-45 минут мы превращаемся в детей и проживаем все, что происходит на сцене.
Я во время выступления испытываю разные эмоции, все зависит от ситуации, спектакля.
— Есть ли у вас ритуалы или подготовительные упражнения перед тем, как выйти на сцену с куклой?
— Нужно разогреть голос, речевой аппарат, поработать с тональностью. Если будет работа с живым планом, тогда нужно размяться, потанцевать. Иногда нужно просто помолчать. Перед спектаклем мы можем поработать в репетиционном зале, порепетировать.
Перед выступлением мы собираемся всем коллективом, кладем руки на руки и хором говорим "Один за всех и все за одного, с Богом!".
— Видят ли вас за куклой? Хотелось бы вам больше показывать себя?
— В основном у нас спектакли за ширмой, видно только куклу. Но есть спектакли, где нужно работать с живым планом. Я участвую и там, и там.
Трудность заключается в том, что есть сложные спектакли, к примеру "Дети Ленинграда", где очень непростой текст, его много, он эмоционально сложный, серьезный. В таких случаях нужно быть стойким, держать темпо-ритм на сцене. Также у нас бывают моменты, когда кто-то забывает слова, пропускает реплику, тогда нужно обязательно прийти на помощь и быстро подстроиться под ситуацию.
Мне одинаково нравится работать как с живым планом, так и за ширмой.
Выступления Татьяны Скорик. Елизавета Жарова
— Как вы считаете, какие качества необходимо развивать, чтобы стать успешной в театре кукол?
— Должно быть большое желание заниматься кукловождением. Нужно любить детей, быть энергетически заряженным, позитивным человеком, так как дети всё это чувствуют. Актер должен быть пластичным, с грамотной речью, он должен петь, танцевать, громко говорить. Все эти умения и качества необходимы на сцене.
Выступления Татьяны Скорик. Елизавета Жарова
— Насколько часто в работе над ролью вы предлагаете режиссеру собственные идеи?
— Мы всегда должны прислушиваться к режиссеру, у него есть определенная задумка, а что касается персонажей, то, конечно, мы можем придумывать свои фишечки. На репетиции так все и происходит. У нас есть скелет спектакля, который мы дополняем собственными идеями, случайными фразами, которые подходят и делают спектакль уникальным.
Выступления Татьяны Скорик. Елизавета Жарова
— Как вы отпраздновали день рождения Театра кукол?
— Сам день рождения был 22 сентября, но торжественный вечер мы проведем 3 октября. К нам приехал режиссер из Санкт-Петербурга Алексей Шульгач, он ставит спектакль "Океан", премьерой которого мы и отпразднуем. Это будет спектакль с живым планом, он получился очень интересным, непохожим на другие работы. Режиссер будет ездить с ним по различным фестивалям.
11 октября мы открываем новый театральный сезон.
— У вас достаточно тяжелая профессия, эмоционально затратная, где вы берете силы?
— Я пробую себя в другой сфере, занимаюсь танцами, спортом. Спорт очень помогает расслабиться, переключиться. Могу встретиться с семьей, съездить на море, заняться рыбалкой. Я очень люблю магаданскую природу.
Выступления Татьяны Скорик. Елизавета Жарова
— Вы раньше работали в цирке, расскажите об этом подробнее? Почему решили уйти?
— Да, долгое время в моей жизни был цирк. У нас были красивые костюмы с перьями, которые мы обшивали сами, танцевали балет "Империал". Работали с российскими артистами, цирковыми династиями. У меня были синхронные номера с лошадьми, красивый восточный номер с питоном Сережей.
Также были слоны, верблюды. На одном из выступлений с верблюдом, он споткнулся, и я чуть не упала с большой высоты, в тот момент у меня вся жизнь перед глазами пролетела. Были львы, тигры. Один раз тигр на манеже укусил дрессировщика. Мы же всегда представляли животных пока они находились в клетке.
Ушла из цирка, потому что захотела что-то поменять, ну и переезд, конечно, повлиял.
— Расскажите, как содержат животных в цирке?
— Они содержатся в хороших условиях, их всегда кормят, у них не должно быть перегрузов, они всегда отдыхают. Понятно, что животные находятся не в своей среде, но наш директор очень хорошо о них заботится.
— Какие постановки Театра кукол вы считаете особенно важными для культурного наследия?
— Это, конечно, "Дети Ленинграда. 900 дней и ночей" (12+) — трогательная литературно-художественная композиция, созданная на основе воспоминаний историй детей, переживших Ленинградскую блокаду. "Дети Ленинграда" (12+) — посвящен историческим событиям, связанным с блокадой Ленинграда во время Второй мировой войны. "Рассказ о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове" (0+) — военная история для детей о несгибаемом характере, смелости, мужестве, любви к Родине и готовности постоять за нее.
"Путешествие совенка" (0+) — это спектакль с широко закрытыми глазами, созданный как для детей, так и для взрослых. Он полностью сделан из запахов и звуков. "Олень — золотые рога " (0+) — это история об удивительном северном крае и его жителях. Постановка создана в рамках проекта "Культура малой Родины", направлена на обогащение духовного мира зрителей, популяризацию культуры народов Севера, сохранение национальных традиций и культурного наследия.
— Сейчас вы помимо театра занимаетесь наращиванием ресниц, почему выбрали именно эту нишу? Поделитесь секретом, как вы всё успеваете?
— Я люблю развиваться в разных направлениях. Ресницами я занимаюсь с 2016 года. Мне хотелось иметь какой-то дополнительный заработок, работать на себя, я выбрала реснички. Мне нравится после основной работы в театре продолжать дарить радость и красоту.
На моих сеансах всегда комфортная обстановка. Мы можем поболтать, или клиент может поспать. Очень часто ко мне приходят коллеги из театра.
Даже свой бренд я назвала "Куколка", потому что Театр кукол и наращивание ресниц — это два моих любимых дела.
Как я все совмещаю? Ме просто хочется это делать, а желание способствует всему остальному.