Промышленное развитие Дальнего Востока имеет колоссальный художественный потенциал для отражения в современном литературном процессе. Раскрытие этого потенциала требует большего внимания к образу главного героя — человека труда — и выстроенных коммуникаций между автором, бизнесом и властью. Об этом говорили участники круглого стола "Корпоративная литература по-дальневосточному — отражение индустриального региона" (12+), который прошел сегодня, 15 мая, в рамках нового сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia.
Модератор круглого стола, куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов обратил внимание участников дискуссии на то, что производственная проза — это целое направление литературы, имеющее "звездный" состав авторов, громко заявило о себе в XX веке и было своего рода мейнстримом. К сегодняшнему же дню это направление утратило ведущие позиции у российского читателя.
— В советское время были замечательные "индустриальные" авторы, произведениями которых увлекался массовый читатель, но этот период у нас в стране прошел. Но если посмотреть на мировую литературу, то в топе авторской популярности были и остаются писатели именно этого направления, которое они называют "производственным романом",
— сказал куратор Вячеслав Коновалов.
Дальневосточник и автор книги для детей "Сказки о солнце" (12+) Даниил Литвиненко отчасти не согласился с модератором. По мнению писателя, хорошо видно, что Дальний Восток сегодня развивается трудом человека-созидателя, и это интересно и авторам, и читательской аудитории.
— Сегодня автору труднее добраться до человека труда, потому что это уже закрытое корпоративное пространство. В советское время был государственный заказ, и тогда автора приглашали на предприятие и показывали производственный процесс. Сейчас писателю приходится доказывать компании, что важно и интересно об этом писать. Есть три непересекающиеся линии участников, заинтересованных в появлении индустриального произведения, — автор, бизнес и государство,
— отмечает Даниил Литвиненко.
Тема производственного романа — это всегда исследование и поездки к месту индустриальной истории. Иначе произведение не получится. По мнению писателя, читателю интересны истории о людях труда — главное, чтобы писатель интересно излагал эту историю.
Журналист Андрей Островский согласился с тем, что индустриальная литература нужна читателю. Коммуникации с заказчиком важны, но это не главное, в центре же производственного романа должны быть человеческие судьбы, уверен Островский.
— По опыту могу сказать, что мы пишем не про корпорации или технологию производства, а про людей. Грубо говоря, не про то, сколько бетона залили, сколько тонн перевезли или какой толщины обшивка, а про человеческие отношения. Лучшие образцы индустриальной литературы, такие как "Аэропорт" (16+) или "Отель" (16+) Артура Хейли, были о человеке и взаимоотношениях,
— сказал Андрей Островский.
В ходе часового разговора участники круглого стола раскрыли особенности построения художественного образа человека труда в журналистских и литературных произведениях о Дальнем Востоке, а также — интерес массовой читательской аудитории к современной индустриальной литературе.
Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
Сайт Премии — премияарсеньева.рф (12+), группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva (12+).
ТГ-канал: https://t.me/premiyars (18+).