Пароход “Днепр” отметил свое стодесятилетие на службе у человека. Легенда флота, рожденная на верфи в Англии в 1914 году, спустя век продолжает нести морскую вахту в магаданском рыбном порту. Об истории судна, которое за свою жизнь успело побывать рефрижератором, гражданским и военным транспортом, плавбазой рыбфлота и причалом рассказали ИА MagadanMedia Вести Магадан.
Пароход Днепр. Фото: Скрин Вести Магадан
Ступая по палубе, которой 110 лет, кажется, физически ощущаешь трепет. Рыбный порт Магадана — это последнее пристанище легендарного угольного парохода “Днепр”. К 1970-му году, закончив морскую миссию, он продолжил свою службу человеку.
Василий Борисов, предприниматель: "Так получилось, что судно загорелось, его оставили здесь под причал, затопили пару линкеров, засыпали грунтом, он остался, горел около недели, малиновый стоял, со слов, вырезали окна, чтобы вода уходила, приходила, чтобы он не всплывал и вот он здесь находился, до сих пор находится".
Пароход Днепр. Фото: Скрин Вести Магадан
До этого случая почти шестьдесят лет. Порт Глазго — 1914 год. Истинный англичанин спустился с верфи как стальной одновинтовой двухпалубный рефрижератор YULA. Почти 93 метра в длину, 13,5 в ширину. Глубина погружения в воду или осадка больше пяти с половиной метров. Достаточно мощный для таких размеров — 1460 лошадиных сил. Скорость хода в 10,5 узла обеспечивала одна паровая машина и два цилиндрических котла. При конструировании заложена аммиачная холодильная установка.
Василий Образцов, создатель сайта “Моя Родина — Магадан”: "В 1927 году пароход с другими был закуплен Советским Союзом и получил новый порт приписки — Одесса и новое имя “Днепр”, под которым мы его и знаем до сегодняшнего дня, 1933 год — пароход был передан Дальневосточному пароходству, перегнан на Дальний Восток, его новым портом приписки стал Владивосток".
Пароход Днепр. Фото: Скрин Вести Магадан
В двадцати секундах — год работы в архивах создателя сайта “Моя Родина — Магадан” Василия Образцова. Краевед вышел на след именно магаданского “Днепра”, пароходов в СССР с таким названием было много. Расследование показало, причал в рыбном порту — судно с историей. Перевозил из Одессы в Европу замороженное мясо, домашнюю птицу и фрукты, транспортировал готовую рыбную продукцию, занимался гражданскими перевозками. Созданный из прочной стали, выдерживал любые конструктивные изменения.
Пароход Днепр. Фото: Скрин Вести Магадан
Пароход “Днепр” уникален не только своей историей, еще — своей конструкцией, он собран без единого сварного шва, в основе клепанный корпус.
Самое крупное конструктивное изменение “Днепр” получил в 1942 году, на гражданском рефрижераторе установили 4 крупнокалиберных пулемета. Во время Великой Отечественной войны пароход перевозил из Канады и США стратегические и военные грузы. Рейсы через Тихий океан не были простыми, суда следовали к портам назначения ночами без ходовых огней, прячась в тумане от японских кораблей.
Пароход Днепр. Фото: Скрин Вести Магадан
Анатолий Широков, сенатор РФ от Магаданской области: "47-48% всех поставок, почти половина прошла через Дальний Восток, осуществлялось это морским транспортом, надо здесь сказать о том, что если для арктических конвоев было характерно национальное смешение судов: советские торговые суда, американские, английские везли грузы, то на территории Тихоокеанского бассейна, особенно после того, как Америка вступила в войну против Японии, грузы доставлялись советскими моряками, советским торговым флотом".
Оставшись после Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке, в 1958 году пароход прибыл в бухту Нагаева для новой миссии — плавбаза для переработки сельди Ольского рыбокомбината. До смены должности в “трудовой книжке” судна оставалось 12 лет. В 1970-м “Днепр” стал пирсом. Им и остаётся, продолжая славную историю легенды флота.
Пароход Днепр. Фото: Скрин Вести Магадан