Поиском возможного решения для урегулирования ситуации с миллиардными штрафами для инвесторов первого этапа программы инвестиционных квот заняты сегодня рыбацкое сообщество и власти приморских регионов, для которых вероятное банкротство предприятий чревато ощутимым ухудшением социально-экономического положения, сообщает ИА PrimaMedia. Среди обсуждаемых решений — корректировка нормативной базы (с учетом производственных и экономических реалий), а также приостановка претензионно-исковой работы Росрыболовства по взиманию штрафов до приведения нормативной базы в соответствие с реальным положением дел при производстве рыбопродукции.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию "Коммерсанта", в начале февраля это года Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) дало старт претензионно-исковой работе и начало выставлять многомиллионные штрафы компаниям, которые в рамках первого этапа программы инвестквот выступили инвесторами строительства береговых рыбоперабатывающих заводов, в частности, в Приморье, Мурманской, Архангельской областях и в Камчатском крае. Претензия Росрыболовства заключается в том, что предприятия, по оценке регулятора, не достигают показателя выпуска переработанной продукции в 70% от предоставленной инвесторам по программе квоты на добычу водных биоресурсов. Речь в публикациях издания шла, в частности, о дальневосточных компаниях "Витязь-Авто" (входит в группу "Океанрыбфлот"), "Камчаттралфлот", "Русский минтай".
К концу февраля в картотеке арбитражных дел появились материалы дел, согласно которым Росрыболовство взыскивает существенные штрафы (от 0,5 млрд до почти 2 млрд рублей) с 10 компаний, в том числе и дальневосточных, ставших "витриной успеха" первого этапа программы инвестквот в части развития береговой рыбоперабатывающей инфраструктуры в рыбацких регионах.
По консолидированной оценке отраслевого сообщества, неоднократно высказанной ранее на различных площадках, 70%-ный показатель выпуска продукции зачастую физически невыполним (особенно в случае производства продукции высокой степени переработки, например, рыбного филе или фарша), а также противоречит, по сути, нормативно принятым в отрасли коэффициентам выхода продукции из сырья.
Как стало известно федеральному изданию, ряд "проштрафившихся" компаний обратились за помощью к заместителю председателя правительства РФ Юрию Трутневу, отмечая, в частности, что штрафы грозят предприятиям банкротством и остановкой деятельности. Как отмечал 29 февраля "Коммерсант", аппарат вице-премьера на тот момент комментарий по ситуации не предоставил, в Росрыболовстве же сообщили изданию, что "агентство действует в соответствии с законом о рыболовстве, а при поступлении соответствующих поручений рассмотрит их в установленном порядке".
— Построенные в ходе первого этапа заводы расположены в прибрежных регионах, где каждое вновь созданное рабочее место — на вес золота. Инвестиции в береговые мощности превысили 15 млрд рублей, а количество новых рабочих мест превышает 2 тысячи. На Камчатке и в Мурманской области на береговых заводах, которым вчинили иски, работают от 3-х до 10% всех занятых в рыбной отрасли в соответствующем регионе, — прокомментировал ситуацию президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ, ведущее объединение рыбной отрасли России — ред.) Герман Зверев. — Более 85% от общего объема взятых на строительство заводов кредитов — это кредиты Сбербанка.
Последствия банкротства заводов — а никаких иных вариантов у инвесторов просто нет — означают увольнение нескольких тысяч работающих и дефолт с суммарными финансовыми последствиями для банков в 27-29 млрд рублей. Последствия для бюджетной системы — налоговая дыра в 1-1,5 млрд рублей в год.
Руководитель ВАРПЭ также отметил, что в случае банкротства предприятий требования Росрыболовства по штрафам не окажутся в первой очереди кредитных обязательств банкротов, то есть перспективы получения госрганом требуемых сумм — более чем сомнительны.
13 марта на заседании Общественного совета при Росрыболовстве (Герман Зверев является председателем ОС) в ходе рассмотрения проекта доклада рассмотрение проекта доклада "Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2023 году и задачи на 2024 год" Герман Зверев в связи с поступившими от членов совета обращениями предложил разработать рекомендацию полномочным госорганам внести в нормативно-правовую базу ряд изменений, которые позволят разрешить критическую ситуацию.
Одно из предложений — наделить Росрыболовство возможностью снижать размер назначаемого инвестору штрафа пропорционально доле произведенной на рабзаводе продукции (путем внесения изменений в постановление правительства №632 от 25 мая 2017 года). Вторая рекомендация — использовать правовую аналогию с нормативной базой, касающейся крестьянско-фермерских хозяйств (постановление правительства №2309 от 16 декабря 2021 года), и в ряде случаев не применять меры ответственности за нарушение обязательств инвестором.
Предложение Зверева было поддержано Советом единогласно. Также примечательно, что в ходе заседания ОС 13 марта начальник Управления экономики и инвестиций Росрыболовства Андрей Михалевич, представляя проект доклада об итогах деятельности агентства в 2023 году, отметил ряд факторов и тенденций, говорящих о не самом блестящем финансовом положении предприятий рыбной отрасли. Речь, в частности, шла о "просадке" экспортных цен на 20-25% по наиболее массовым видам водных биоресурсов, о существенном росте налоговой и социальной нагрузки в отрасли, о заметном падении отраслевой прибыли и ряде других факторов.
Власти приморских регионов, где находятся построенные в рамках инвестквот рыбозаводы, также выражают обеспокоенность в связи с рисками банкротства предприятий. Администрация губернатора Камчатского края Владимира Солодова, отвечая на запрос ИА KamchatkaMedia, отметила, что инвесторы, которые ввели на Камчатке семь береговых заводов, вложив в них и сопутствующую инфраструктуру суммарно боле 36 млрд рублей, выполняют важную задачу программы инвестиционных квот — модернизацию рыбохозяйственной производственной базы.
"Рыбохозяйственные организации Камчатского края сегодня обеспечивают поступление значительных налоговых и иных платежей в бюджеты всех уровней. Особенную роль в решении этих задач социально-экономического развития приморских регионов играют предприятия, развивающие береговую переработку уловов. Имея более протяженную производственную цепочку и более сложную логистику, и структуру, данные предприятия испытывают значительно большую нагрузку от роста накладных расходов, связанного с ухудшением макроэкономических показателей. По этой причине в последнее время ряд инвесторов отказываются от реализации инвестиционных проектов по береговой переработке в пользу судовой.
В таких условиях создаваемая государственным регулированием административная нагрузка крайне негативно сказывается на эффективности и работоспособности рыбохозяйственного комплекса в самой социально-значимой его части",
— говорится в ответе на запрос редакции регионального СМИ.
Также администрация главы рыбацкого региона информирует, что вопрос со штрафами предприятиям по инициативе Владимира Солодова дважды рассматривался на совещаниях под председательством Юрия Трутнева, поручения по поиску решений для урегулирования ситуации даны. Правительство Камчатского края, со своей стороны, предлагает приостановить производство по арбитражным делам и судебную работу по претензионным производствам — до вступления в силу с 1 сентября 2024 года постановления правительства №1853 (от 3 ноября 2023 года), которое предоставляет инвесторам первого этапа программы инвестквот право корректировать расчеты по производству продукции за предшествующие периоды, а также — провести необходимую работу по корректировке коэффициентов выхода продукции и внесению изменений в договоры с инвесторами.
Редакция ИА PrimaMedia продолжает следить за развитием ситуации, которая, по мнению редакции, может оказать существенное влияние на социально-экономическое положение целого ряда субъектов ДФО и в целом на рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока.