Для сотрудников отдела материально-технического обеспечения Омолонской золоторудной компании "Полиметалла" зимняя навигация — жаркая и ответственная пора. За короткий период работы сезонного автозимника необходимо максимально закрыть все потребности производственных участков компании и обеспечить их работу до следующего сезона. По словам заместителя директора по материально-техническому обеспечению ОЗРК Андрея Галаева, объем перевозок уже выполнен на 80%, осталось завезти около 15 тысяч тонн различных грузов.
К отправке первых материалов приступили в середине декабря. Стартовали на 10 дней позже привычного графика. Ждали морозов, которые обеспечат прочность дорожного полотна. За многие годы технологии строительства зимней дороги отработаны: найдены решения для ликвидации наледей, устройства десятков переправ и мостов. Отработан каждый этап, включая реконструкцию и потребности наверстывать темпы строительства из-за сложных погодных условий. Однако без сюрпризов не обходится.
"Нашу работу постоянно корректируют колымские метели. За сутки может выпасть большое количества снега, оперативно расчищаем. Трасса проходит через множество ручьев и рек, следим за мостами и переправами, подсыпаем, при необходимости ровняем полотно. Сегодня по зимней дороге проезжает до 100 машин в сутки", — говорит начальник дорожной службы ОЗРК Вячеслав Волошин.
Маршрут пролегает по двум направлениям: Омсукчан — Кубака протяженностью 365 км и Кубака — Невенрекан — 235 км. На подготовку трасс дорожникам потребовалось чуть больше месяца. Каждый год специалисты подрядной организации нарезают маршруты, устраняют последствия паводков, формируют будущий тракт. Затем дорожная служба ОЗРК приступает к отсыпке грунта, заливке водой, утрамбовке снежного покрытия. Местами грунтовая часть дороги из щебня и хорошо укатанного снега напоминает белый асфальт. Работает она всего пять месяцев в году, и за это время по ее извилистым заснеженным дорожным нитям водители торопятся доставить важные грузы на предприятия ОЗРК и в Северо-Эвенский округ.
![В формировании дорожного полотна задействовано около 30 единиц техники](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/4280/4279961.jpg)
В формировании дорожного полотна задействовано около 30 единиц техники. Фото: Полиметалл
Для Эвенска автозимник является главной артерией. Добраться в окружной центр зимой можно только авиацией. Грузоподъемность небольших самолетов ограничена. Поэтому большую часть грузов и продовольственных товаров везут по земле. В ближайшее время в Эвенск доставят оборудование для проведения работ по модернизации инфраструктуры поселка, которые запланированы в рамках социально-экономического сотрудничества "Полиметалла" с округом. Альтернативный путь есть — морем. Но в северном Эвенске нет полноценного морского порта с причалом, поэтому доставить можно далеко не всё.
"Автозимник позволяет везти любые грузы, которые требуются для стабильной работы производственных площадок ОЗРК и жизнеобеспечения вахтовых поселков, сельхозпредприятия "Ирбычан" и оленеводческих бригад: от канцелярии до больших горных машин, топлива, инертных и строительных материалов, комплектующих и запасных частей, а также продовольственных товаров. Только с топливом ежегодно из Магадана отправляется более 700 рейсов, — поясняет Андрей Галаев. — Зимняя автодорога — важнейший элемент жизнедеятельности для Омолонского хаба и Эвенска".
По дороге на обогатительную фабрику Кубаки доставляют и другой ценный груз — золотосеребряную руду с месторождений Бургали, Биркачана и Невенрекана. Трасса Кубака — Невенрекан относится к первой категории, то есть повышенной нагрузки. В этом сезоне по ней на Кубаку перевезли уже более 70 тысяч тонн руды.
Работа автозимника завершится в мае. А до этой поры дорожные службы, специалисты МТО, логисты и водители будут работать в тесной связке, чтобы завершить все намеченные планы и обеспечить предприятия Омолонской ЗРК и Северо-Эвенского округа всем необходимым.
Ирина Озерова