Сенаторы проанализировали отчет Счетной палаты Российской Федерации, которая проверила работу федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Национальные рыбные ресурсы", а именно, использование в 2021–2022 годах и за истекший период 2023 года закрепленного за предприятием государственного имущества в целях комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, сообщили ИА MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Документ рассмотрели на заседании подкомитета по финансовому контролю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, которое провел Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель Магаданской областной Думы в Совете Федерации Сергей Иванов.
ФГУП "Нацрыбресурс", начиная с 2007 года, переориентировано преимущественно на эксплуатацию и развитие передаваемых ему объектов морских рыбных портов в целях комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. В ведении ФГУП "Нацрыбресурс" находятся рыбные морские терминалы в 16 морских портах (портпунктах): Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск, Махачкала, Владивосток, Зарубино, Находка, Ливадия, Преображение, Холмск, Невельск, Корсаков, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Северо-Курильск, Калининград.
По мнению Счетной палаты, принимаемые начиная с 2007 года меры по созданию на базе имущественного комплекса ФГУП "Нацрыбресурс" сети технологически связанных объектов инфраструктуры для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота и иных судов, не позволили достичь ожидаемых результатов. Эффективность использования закрепленного за предприятием федерального имущества является недостаточной. В отчете Счетной палаты отмечено, что имеющееся в распоряжении предприятия имущество не используется в полном объеме. Из 537 объектов недвижимости фактически не используются 62 объекта, в том числе по 7 из них уже принято решение по списанию, по 12 в Росрыболовство направлены предложения об их списании и получен отказ из-за наличия остаточной стоимости у сооружений и необходимости повторной организации мероприятий по продаже судов. Большую часть недвижимого имущества предприятия составляют объекты портовой инфраструктуры — 438 единиц. При этом основным механизмом использования имущества и получения прибыли является его передача в долгосрочную (до 49 лет) аренду портовым операторам (стивидорным и сервисным компаниям), рыбодобывающим, рыбоперерабатывающим и судоремонтным предприятиям. Самостоятельная эксплуатация объектов портовой инфраструктуры предприятием осуществляется в незначительных объемах и не во всех портах.
По итогам контрольного мероприятия Счетная палата направила информационные письма Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, а также представление в ФГУП "Национальные рыбные ресурсы".
Сенаторы порекомендовали Правительству рассмотреть вопрос о наделении Министерства сельского хозяйства полномочиями по утверждению единых требований к форме договора аренды федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий и оперативном управлении федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству.
— Мы считаем, что необходимо поручить Министерству транспорта совместно с Росрыболовством и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о наделении "Нацрыбресурса" правом взимать в портах присутствия инвестиционные портовые сборы. Они необходимы для осуществления капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию объектов портовой инфраструктуры морских портов, которые относятся к объектам федеральной собственности и принадлежат предприятию на праве хозяйственного ведения, — прокомментировал итоги заседания подкомитета по финансовому контролю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Иванов. — Также мы рекомендуем Федеральному агентству по рыболовству: утвердить стратегию развития ФГУП "Нацрыбресурс" на период от 3 до 5 лет, разработать совместно с ФГУП "Нацрыбресурс" предложения по мерам, направленным на увеличение доли собственных средств, которые предприятие выделяет на развитие портовой инфраструктуры. Необходимо усилить контроль за деятельностью "Нацрыбресурса", в том числе в части использования федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, осуществления закупочной деятельности.
Решение подкомитета будет направлено в Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальные рыбные ресурсы" и в Счетную палату Российской Федерации.