Век информационных технологий остро ставит вопрос о сохранении персональных данных. Получить доступ к ним, а затем и к сбережениям колымчан настойчиво стремятся злоумышленники. Чаще всего они представляются своим потенциальным жертвам полицейскими, сотрудниками ФСБ, судебными приставами.
"Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше — только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников", — поделилась ключевыми инсайтами исследования руководитель социологического агентства "Вебер", начальник управления социологии АНО "Диалог" Елена Удалова.
Несмотря на то, что, по данным опроса, лишь каждый пятый россиянин становился жертвой телефонных мошенников, на Колыме новости о случаях потери денег из-за таких обманщиков публикуются регулярно. В прошлом году наши земляки лишились в общей сложности более 260 миллионов рублей.
"С начала года в регионе зарегистрировано 34 сообщения о преступлениях в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. За весь 2023-й таких сообщений было более шестисот", — сообщил замначальника отдела информации и общественных связей УМВД России по Магаданской области Руслан Гарьюнг.
Раскрыть такие хищения непросто. Мошенники, получив доступ к деньгам своих жертв, делят похищенные средства на мелкие суммы и, прежде чем обналичить, переводят их на десятки банковских счетов.
Еще одной неприятной стороной эпохи цифровизации стали спам-сообщения и звонки. Как сообщил "Вебер", с ними регулярно сталкиваются 87% россиян, при этом 38% — практически каждый день, 32% — от одного до нескольких раз в неделю, 17% — один или несколько раз в месяц.
Чаще всего спамеры предлагали респондентам банковские услуги (73%). На втором месте среди надоедливых звонков и сообщений — услуги связи (47%), на третьем — медицинские услуги (32%). Также россиянам нередко рекламируют юридические и образовательные услуги (17% и 11% соответственно), медикаменты и товары для здоровья (12%), компьютерные программы и приложения (7%) и туристические услуги (3%).
Опрошенные признались — получая спам-сообщения или звонки, они чаще всего испытывают раздражение и злость (46%), а также возмущение и недовольство (40%). Абсолютное большинство (84%) негативно относятся к поступающим на личный телефон звонкам с незнакомых номеров: при таких вызовах трубки поднимают 39%, а сбрасывают — 54%. К слову, большинство жителей России (73%) добавляют номера спамеров в черный список, причем 41% делают это регулярно.
Социологическое агентство "Вебер" — проект АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы" по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов. Опрос о телефонных мошенниках и спамерах проводился АНО "Диалог Регионы" 8 февраля в сети методом RiverSampling среди 1300 совершеннолетних россиян.